Виктор Надеин-Раевский - научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской Академии Наук, известный российский политолог, тюрколог.

ИА REGNUM: Г-н Надеин-Раевский, вы принимаете участие в международной научной конференции в Степанакерте. Какие впечатления у вас от нее?

Конференция производит хорошее впечатление, и, в первую очередь, потому, что к ее работе привлечены ученые не только из Нагорного Карабаха и Армении, но и Европы. Причем, это не только этнические армяне, но и немцы, бельгийцы и др., в общем - люди, которые занимаются карабахской проблемой, и она играет для них не последнюю роль. Думаю, это важно, в первую очередь, для ученых самого Нагорного Карабаха, местных научных сил, которые занимаются проблемой и поиском путей урегулирования, потому что кадры постоянно нуждаются в подпитке. Проходящая в Степанакерте конференция также чрезвычайно важна и с информационной точки зрения, и с точки зрения того, как мир смотрит на этот конфликт. Ведь, в одно время уже складывалось впечатление, что мир забыл об этой проблеме, об этом конфликте, и как бы оставил Карабах в "покое". Но, может быть, лучше бы действительно оставил в покое, потому что в последнее время появились предложения со стороны, например, Евросоюза о том, чтобы разместить здесь европейские войска, в частности, вокруг районов, где предлагается поселить "переселенцев", азербайджанских, разумеется.

ИА REGNUM: На что нацелены такие предложения?

Евросоюзу это нужно, прежде всего, для того, чтобы получить возможность присутствия в регионе и последующей широкой экспансии. Да там, в общем-то, и не скрывают, что их конечная цель - вывод российских войск из Южного Кавказа и, прежде всего, из Армении, потому что, в принципе, единственная стабильная военная база осталась в Армении, все остальное подлежит выводу. Я имею ввиду базу в Ахалкалаки, базы в других регионах Грузии. Они ликвидируются, и, естественно, последней точкой российского присутствия остается Армения. Конечно, определенным евроструктурам очень хочется обнажить границу, на которой сейчас стоят российские пограничники и контролируют ее. Это, кстати сказать, политически чрезвычайно важный вопрос и сдерживающий фактор. И, естественно, Европа собирается убрать сдерживающий фактор, заполнить все своим присутствием, а за спиной Европы - читай Соединенные Штаты. Да, конечно, при этом они делают поправку, что там не должно быть турецких войск, потому что Армения и, безусловно, Карабах этого не примут, ну и, естественно, американских. Но, в любом случае, все это делается только для установления своего присутствия.

ИА REGNUM: Давайте на минутку представим, что Нагорный Карабах согласится на такой тип урегулирования. Что тогда?..

Тогда в Шуше опять появятся азербайджанцы, якобы безоружные, а появление оружия там будет делом времени, не более. Опять же - миротворцы, которые уже очень "хорошо" показали себя в Косово: было сербское население - теперь его нет. По-видимому, такая же участь готовится карабахцам по европейскому варианту.

У Нагорного Карабаха нет проблем, типа взрывов так называемых моджахедов на улицах, в метро, в местах массового собрания людей. И я уверен, что карабахцам не хочется эти проблемы получить. Это, кстати сказать, немаловажно. Ну и потом, существует вопрос справедливости вообще. Почему должна существовать одна "справедливость" - в отношении азербайджанцев, которые возвратятся, как предполагает Европа, на территории, где они проживали, включая внутренние территории Нагорного Карабаха и так называемые оккупированные районы? Да, Азербайджан говорит о миллионе беженцев, армянская сторона о 660 тысячах, но суть не в этом, ведь речь-то идет только об одной стороне... А куда девать армян, которых в свое время выселили из Азербайджана, ограбив, лишив имущества? Ведь в международном праве, в международных отношениях все делается на основе взаимности. А где же взаимность относительно армян Азербайджана? Пока это не просматривается в европейском подходе.

ИА REGNUM: В последнее время все чаще говорится об ослаблении роли России в Южнокавказском регионе и, в частности, в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Согласны ли вы с этим?

Это, по-моему, большое упущение. Может быть, руки у российской дипломатии не доходят до урегулирования карабахского конфликта, но, насколько мне известно, достаточно регулярно, при любых встречах российского руководства с азербайджанским и армянским руководством, вопросы карабахского урегулирования всегда поднимаются, никто о них забыл. Другое дело, что это - сложный вопрос. Встает целый ряд вещей, которые не воспринимаются сторонами. Азербайджанская сторона настаивает на своем варианте урегулирования, армянская, и в частности карабахская сторона, которую почему-то вывели из процесса переговоров, вообще не принимает идеи "возвращения" в состав Азербайджана, и ни одна из сторон не идет на компромиссы. Ну а Россия, естественно, старается убедить в необходимости компромисса и т.д., но азербайджанская сторона сейчас делает ставку на силу, а не на компромисс. Посмотрим, как будут развиваться события дальше, но, мне кажется, только в русле конструктивного подхода, взаимных уступок, признания того, что было совершено неправильного с обеих сторон, можно что-то сделать. Да, у христиан принято покаяние, но принято ли это у шиитов? Не знаю, трудно сказать.

ИА REGNUM: На конференции в Степанакерте вы выступили на тему "Нагорный Карабах в турецкой политике". В чем основная идея вашего доклада?

Доклад был посвящен анализу того, отчего, собственно говоря, происходит восприятие этого мира турецкой или азербайджанской стороной. Я говорил о тюркском восприятии мира вообще, о психологических, философских факторах, лежащих в его основе, но, конечно же, не с точки зрения критики. Такие вещи нельзя критиковать: это - тюркский мир, он такой и никогда не будет другим. В то же время, это - государство, народы и люди, с которыми рядом мы все живем, а в России они живут и внутри страны. Мы понимаем, что они такие, что они никогда не будут другими, и, соответственно, мы уважаем их качество, то, какие они есть на самом деле, если, конечно, они, в свою очередь, уважают наши верования и традиции.

Надо искать пути взаимодействия, уважать верования друг друга, культуру, традиции. Нет ведь у нас другого пути. Только на этом пути может быть достигнуто согласие государств и народов.