Почти 72,5% рынка обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) в Сибирском федеральном округе принадлежит десяти страховым компаниям: "Росгосстрах-Сибирь" - 33%, по 6% рынка контролируют "РЕСО-Гарантия" и "НСГ-Росэнерго"; по 5% - "Росстрах" и "Ингосстрах"; "Спасские ворота", "МРСС" и "СКПО-УралСиб" - по 4%; по 3% принадлежит "Надежда" и "УралСиб". Прочим компаниям принадлежит 27% рынка ОСАГО. Как 21 июня сообщает корреспондент ИА REGNUM, такие данные озвучил руководитель представительства Российский союз автостраховщиков (РСА) в Сибирском округе Владимир Голубков на совещании страховщиков в администрации Кузбасса.

По данным РСА, самый большой показатель убыточности ОСАГО в Сибири по видам транспортных средств у троллейбусов - 227,5%. На втором месте - такси (137,2%), далее - автобусы (94,1%), трамваи - 83,1%; грузовые автомобили - 74,2%; легковые автомобили - 68,4%. Менее 50% составляет убыточность прицепов (28,9%), тракторов (27,7%), мотоциклов и мотороллеров (23,5%).

Как отметил Голубков, специалисты выделяют несколько предпосылок роста убыточности ОСАГО. В частности, первостепенную роль играет тот факт, что рынок обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств практически достиг своего насыщения. Страховые выплаты и затраты на их осуществление растут и из-за инфляции (инфляция за 3 года - 31%), растет объем выплат по возмещению ущерба жизни и здоровью, высоки темпы роста количества заявленных страховых случаев, не в полной мере работает система "Бонус-Малус".

Влияют и участившиеся случаи страхового мошенничества (чаще происходят в Кузбассе, Новосибирской области, Красноярском крае). "Нет единой базы, которая устранила бы ситуации, когда человек стал виновником в аварии, за него произвели выплаты, он пришел в другую компанию и сказал, что он нигде не страховался ранее и за него снова платят, - отметил руководитель представительства РСА в Сибирском округе. - Разговор о такой информационной базе идет уже не первый месяц, но ее пока нет". Он также добавил, что в Новосибирской области уже есть положительный опыт борьбы с такими мошенниками: создана комиссия, формируется экспериментальная база выплат по ОСАГО, обобщено 20 материалов с признаками мошенничества и передано в ГУВД области.

Среди проблем, по словам специалистов, наиболее актуален неполный охват владельцев транспортных средств страхованием - около 90%, также необходимо снизить убыточности по общественному транспорту. Сложности возникают и при проведении технической экспертизы. "С автоэкспертами - это общая проблема, причем не столько в том, что завышают цены, а нет единой методики экспертизы и единого реестра техников-экспертов, - пояснил Голубков. - Экспертов сколько угодно, но одно и то же повреждение можно оценить в большую или меньшую сторону раза в три. Один считает, что на покраску капота нужно 1,5 часа, другой - что 5 часов, умножают на нормо-час и получается по-разному. Не хотелось бы, чтобы это вылилось в противостояние экспертов и страховщиков, нужно совместно решить эти спорные вопросы".

Основные показатели ОСАГО в СФО за 2005 год представлены ниже в таблице.