С 1 июля 2006 года согласно новой редакции закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта" будет запрещено торговать спиртными напитками, промаркированными старыми акцизными марками. В связи с этим 22 июня начальник Управления потребительского рынка и сферы услуг, заместитель руководителя Департамента развития промышленности и предпринимательства Новосибирской области Николай Симонов рассказал корреспонденту ИА REGNUM о том, что ожидает потребителей, производителей и тех, кто реализует алкогольную продукцию, после 1 июля.

ИА REGNUM: Николай Николаевич, какова в настоящий момент доля алкоголя с новыми акцизными марками на российском рынке, и в частности, Новосибирске? Какая алкогольная продукция будет доступна потребителю после 1 июля?

Долю алкоголя с новыми акцизными марками никто не знает. Но тот алкоголь, который выпускался с 1 января 2006 года, выпускался согласно закону и сейчас присутствует на потребительском рынке с новыми акцизными марками. На мой взгляд, не стоит драматизировать ситуацию вокруг замены старых марок новыми - без алкоголя люди не останутся. Вопрос в том, что на фоне упразднения старых марок действуют еще и другие факторы. Вы знаете, что большую акцию проводит Роспотребнадзор: практически прекращена торговля молдавскими и грузинскими винами, идет работа и по отечественному алкоголю, вину, водке. Конечно, все это существенно влияет на рынок алкоголя, поэтому я думаю, что и в его ассортиментном ряду будут проблемы - с вином, импортной продукцией. Потребителю, привыкшему к большому разнообразию, придется непросто, но с крепким алкоголем рядового порядка, ординарной водкой особых сложностей не возникнет. Впрочем, все не настолько драматично, как это представляется определенными торгующими алкогольной продукцией организациями. Нужно просто пережить.

ИА REGNUM: Существуют ли какие-то дополнения закона о госрегулировании алкогольной продукции на областном уровне?

Мы приняли закон о лицензировании розничной торговли алкоголем, который также вступает в силу с 1 июля, утверждает новые правила лицензирования розничных предприятий и конкретизирует действия федерального закона. Так, с 1 июля в соответствии с федеральным законом прекращают свою деятельность индивидуальные предприниматели по торговле алкогольной продукцией, остаются только юридические лица, а в части юридических лиц вступают определенные нововведения, которые опять же предусмотрены федеральным законодательством и утверждены на областном уровне. Для юридических лиц вводится уставный капитал определенного размера, на формирование которого дается три месяца. Уточнены, в соответствии опять же с федеральным законом, требования по территориям - лечебным, учебным и другим местам скопления людей, прилегающим к точкам продажи алкоголя (запрещена продажа напитков крепостью выше 15 градусов на прилегающих территориях к объектам массового скопления людей (школы, лечебные учреждения, кинотеатры - до 50 м) и объектам и источникам повышенной опасности (вокзалы, аэропорты) - на расстоянии не менее 100 м. от объектов - прим. ИА REGNUM). Также приняты ограничения по режиму работы предприятий по торговле алкоголя: с 22 до 9 часов местного времени в магазинах нельзя продавать напитки крепостью выше 15 градусов, а рестораны и прочие заведения могут реализовывать алкогольную продукцию в рамках своего рабочего времени.

ИА REGNUM: Алкогольная продукция со старыми марками будет переоформляться?

Есть соответствующие инструкции министерства финансов и Федеральной налоговой службы, по тому, как действовать хозяйствующим субъектам на уровне и розничных, и оптовых предприятий. Суть в том, что на сегодняшний день продукцию с маркой выпущенной до 31 декабря 2005 года необходимо вернуть поставщикам-производителям для перемаркировки. Процесс пошел, по нашим данным, большинство предприятий этим занимаются. Но, к сожалению, на уровне федерального законодательства до последнего момента ясность на этот счет отсутствовала, а ее, по-хорошему, надо было внести. Хотя государство в середине этого полугодия и заявило, до какого срока будут действовать старые марки, но, видимо, сработало русское "авось". Все понадеялись, что будет какое-то еще дополнительное изменение, либо продление сроков для того, чтобы реализовать остатки. Этого изменения нет и очевидно, что подобное решение не будет принято.

Поэтому сегодня ряд производителей и оптовых организаций, поставлявших алкогольную продукцию, уже осуществляют ее прием от розницы. Объемы оценить сложно, ведь прямого статистического учета нет. Каждая компания-поставщик в рамках своих поставок осуществляет сегодня оценку или опись и работает с розничными предприятиями. Однако инструкция предусматривает, что каждый поставщик может переоклеить столько продукции, сколько он указал в результате инвентаризации на период до 31 декабря. Это существенная вещь, в которую могли закрасться ошибки, непонимание, забывчивость либо что-то еще. Большинство новосибирских производителей тоже осуществляют эту процедуру. Среди них "Витта", "Сибирская винная компания", "Синап", "Оптима" и другие. Замена старых марок новыми будет производиться за счет предприятия-производителя. Но во сколько это обойдется, я не готов говорить.

ИА REGNUM: какие схемы поведения возможны у участников рынка до и после 1 июля?

Сейчас многие практикуют снижение цен на алкогольную продукцию. Но, скажем, на вино цены уже снижались - в период начала компании по грузинскому и молдавскому вину. Сегодня такая же ситуация наблюдается по целому ряду продукции с маркой, наклеенной до 31 декабря, которая после 1 июля будет исключена из оборота на определенный промежуток времени, необходимый для переоклейки. На мой взгляд, полтора-два месяца хватит для того, чтобы переоклеить весь объем продукции, но именно в этот период на рынке будет наблюдаться дисбаланс. Речь не идет о пустых полках, однако ассортимент может быть изменен. Поэтому до 1 июля можно покупать продукцию со старой маркой - про запас.

Сейчас розница теряет в ассортименте, объемах поставки и так далее. На рынке появляется дефицит продукции, который, скорее всего, повлечет за собой определенное повышение цен. И если до 1 июля мы наблюдаем удешевленную продукцию, после 1-го - возможна обратная ситуация.

ИА REGNUM: на ваш взгляд, когда рынок алкогольной продукции придет в норму?

Прогнозы - дело неблагодарное.

ИА REGNUM: Насколько сильный урон наносит местному бюджету дестабилизация на алкогольном рынке?

С начала 2006 года у нас не работают крупнейшие производители алкоголя. Это "Винап", "Каолви" и куйбышевское предприятие по производству спирта ОАО "Спирт". Причина - в невыполнении федерального закона, по основному аспекту которого производитель алкогольной продукции не должен иметь задолженности перед государством. Задолженность этих новосибирских производителей не дает им возможности получения новой марки, отсутствие которой, соответственно, не дает возможности производства, а отсутствие производства на этих предприятиях неизбежно сказывается на поступлениях в бюджет.

Схема поступления акцизов специфического налога, который взимается с этого дела, такова, что большую часть субъекты Федерации получают централизованно, т.е. есть схема распределения всего акциза по государству. Но 20% от местного производства идет напрямую в бюджет. Эта сумма существенна для областного бюджета, и сегодня мы идем с большим отставанием от запланированных на 2006 год цифр по сбору налога.

Но в результате предпринятых мер по другой схеме - пивоваренной - по итогам года мы выполним контрольные цифры, заложенные в областной бюджет-2006. Ситуация в пивоваренной промышленности для Новосибирской области сейчас благоприятная. В конце прошлого года винаповская структура "Собол- Бир" стала принадлежать компании Heineken. Новая команда управленцев проводит действия по расширению производства и вложению инвестиций. Сменился собственник и пивоваренного объединения "Красный Восток" - им стала всемирная компания Efes Pilsener. Введение новых марок, новые планы по реконструкции дают прирост объемов производства пива и прирост поступления акцизов в бюджет. Мы все-таки надеемся, что наши новосибирские производители разберутся со своими задолженностями, начнут работать, прибыль от их работы объединится с прибылью от производства пива и бюджетная статья доходов будет выполнена.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, 25 мая новосибирский облсовет принялзаконопроект о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Новосибирской области. Одно из ключевых положений документа - размер уставного капитала организации, претендующей на получение лицензии. Депутаты сохранили в силе максимальную сумму, указанную в федеральном законе - 1 млн. руб. Однако эта сумма будет ниже для организаций, торгующих алкоголем в сельской местности - конкретные цифры будет устанавливать администрация Новосибирской области. Предполагается, что для Искитима, Бердска, Оби и Кольцово эта сумма составит 800 тыс. рублей, для райцентров - 500, для сельских поселений - 150.

Кроме того, депутаты определили стоимость лицензий. Облсовет отказался от первоначальной суммы - 100 тыс. руб. за право торговать крепким алкоголем, сочтя ее слишком завышенной и ущемляющей права небольших магазинов в сельской местности. Закон установил лицензионный сбор в размере 10 тыс. руб. за право торговли продукцией без ограничения процента содержания этилового спирта и 5 тыс. руб. за право торговли алкоголем крепостью меньше 15%.

Действие закона не распространяется на реализацию пива.