Парламентские выборы в Словакии, состоявшиеся 17 июня 2006, принесли убедительную победу оппозиционной социал-демократической партии "Смер" (Smer - Направление) во главе с 41-летним юристом Робертом Фицо. Партия "Смер", набрав 29% голосов, оставила далеко позади правящий Словацкий демократический и христианский союз во главе с нынешним премьером Микулашем Дзуриндой, который получил лишь 18%. Третье место с 11,7% голосов поделили националистическая Словацкая Национальная партия и Партия венгерской коалиции. Любопытно, что 11,7% голосов, полученных Партией венгерской коалиции, примерно соответствует проценту венгерского меньшинства в Словакии, что свидетельствует о политической сплоченности, организованности и "мобилизационной готовности" венгерского населения, компактно проживающего в южных областях Словакии.

Поражение правого Словацкого демократического и христианского союза премьера Дзуринды - яркое свидетельство того, что словацкие избиратели поставили правящей партии и проводимой ей политике неудовлетворительную оценку. Находясь у власти последние четыре года, правый кабинет Дзуринды предпринял ряд непопулярных социально-экономических шагов, улучшивших макроэкономические показатели словацкой экономики, но приведших к заметному падению уровня жизни среднего словака и к возросшему социальному расслоению. Жесткие меры в социально-экономической политике и полная внешнеполитическая переориентация на Запад были призваны улучшить репутацию Словакии в глазах Вашингтона и Брюсселя, которые не скрывали раздражения тесными контактами с Россией предыдущего словацкого премьера Владимира Мечьяра, а также облегчить вступление Словакии в Евросоюз.

Мечта официальной Братиславы о вступлении в ЕС осуществилась в мае 2004 г., однако сей торжественный момент был омрачен массовыми голодными бунтами цыганского населения, вспыхнувшими в ряде населенных пунктов Восточной Словакии в апреле 2004 года. Для успокоения словацким властям пришлось тогда прибегнуть к услугам армии, что изрядно подпортило имидж Словакии как экономически успешного и стабильного государства. Правительство Дзуринды, ставящее себе в заслугу вступление Словакии в НАТО и в ЕС и общую макроэкономическую стабилизацию, тем не менее, не смогло обуздать астрономически высокую безработицу и сдержать повальный рост цен на товары и услуги. Как показали результаты выборов, именно эти прозаические вопросы волнуют среднестатистического словака гораздо больше, нежели высокие материи международной политики. Давая оценку политике Дзуринды, лидер партии "Смер" Фицо отметил, что "его партия принесла Словакии много вреда, поскольку проводила эксперименты над населением". С подобной оценкой солидарны многие словаки.

Другим важным результатом выборов стал неожиданный для многих успех националистической Словацкой Национальной партии, набравшей 11,7% голосов. По мнению некоторых словацких политологов, столь высокий процент, полученный националистами, которые на предыдущих выборах вообще не смогли попасть в парламент, может объясняться раздражением части словацкого общества чрезмерной сервильностью и услужливостью кабинета Дзуринды по отношению к Западу. Так, словацкий премьер, безошибочно угадав настроения боссов в Вашингтоне, без колебаний отправил словацкие воинские контингенты в Ирак и Афганистан, что было с раздражением воспринято значительной частью простых словаков.

"Появился шанс сделать Словакию более справедливым и более солидарным государством", - заявил лидер партии "Смер" Р. Фицо, комментируя победу своей партии на выборах. Есть все основания полагать, что новое словацкое правительство, сформированное партией "Смер" в коалиции с близкими ей политическими силами, будет проводить более ответственную внутреннюю политику и более сбалансированный внешнеполитический курс, которому давно пора стать более прословацким.