Проживающая в Риге гражданка России Нина Шеванова, вынуждено имеющая в Латвии нелегальный статус с 1998 года, выиграла дело в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), который признал, что Латвия нарушила ее право на уважение личной и семейной жизни, обязав выплатить Шевановой компенсацию за нанесенный моральный ущерб и судебные издержки. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, подробности дела, приговор по которому был оглашен 15 июня, сегодня, 19 июня, рассказали журналистам его кураторы в ЕСПЧ: сопредседатель общественной организации "Латвийский комитет по правам человека" (ЛКПЧ), депутат Рижской думы от объединения "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ) Геннадий Котов и член ЛКПЧ, депутат Сейма Латвии от ЗаПЧЕЛ Владимир Бузаев.

Суть самого дела пояснил Геннадий Котов: "В середине 1990-х годов Нина Шеванова - по специальности оператор башенных кранов, проживает в Латвии с 1970-го года, в 1973 у нее здесь родился сын - оказалась без работы. Латвийская строительная фирма "Latvijas tilti" (Мосты Латвии) предложила ей работу по восстановлению мостов за пределами республики, в частности в России неподалеку от Чечни. Поскольку там был особый режим, то для получения этой работы следовало оформить прописку в России и желательно иметь российское гражданство. Шеванова прописку оформила у своих родственников в Курской области, в 1994 году получила российское гражданство, два раза выезжала в Россию работать в общей сложности на полгода. В 1995 году вернулась в Латвию и устроилась на работу. В ходе кампании обмена паспортов неграждан Латвии в Управлении гражданства и миграции (УДГМ) произвели проверку и выяснили, что у Шевановой есть прописка в России: она не была аннулирована, хотя реально человек никогда не жил по указанному адресу. В результате в марте 1998 года ей аннулировали легальный статус в Латвии и выдали распоряжение о выезде". По словам Котова, Нина Шеванова обратилась в ЛКПЧ, где ее делом занимались он и Владимир Бузаев. Два раза и безуспешно прошли все судебные инстанции в Латвии, после чего в июне 2000-го года обратились в ЕСПЧ. Однако через пол года - в феврале 2001 года, несмотря на обращение в Европейский суд Шеванову задержала миграционная полиция, поместив ее в Центр содержания нелегальных иммигрантов.

"Центр в последствии был закрыт, так как условия содержания там были хуже, чем в тюрьмах, - пояснил Котов. - Через полторы недели содержания в этом центре Шевановой было выдано распоряжение о принудительном выдворении из Латвии, хотя дело уже было в Европейском суде. В результате Шеванова с сердечным приступом попала в реанимацию, где при ней дежурили полицейские. И только после нашей настоятельной просьбы в УДГМ приняли решение о ее освобождении. Но все это сказалось на здоровье Шевановой, страдающей с тех пор гипертонией". Как пояснил Котов, суд признал, что в отношении Нины Шевановой нарушена ст. 8 Европейской конвенции о правах человека - право на уважение личной и семейной жизни, и обязал Латвию выплатить ей компенсацию за моральный ущерб в 5 000 евро и 1 000 евро в качестве возмещения судебных издержек. На взгляд правозащитника, назначенная компенсация гораздо жиже реально нанесенного ущерба: "Мы обращались в суд в критический момент, когда человек был под угрозой выдворения из Латвии, обращались, можно сказать, за скорой помощью, а скорая помощь приехала только через шесть лет. Все это время человек был вынужден проживать нелегально, в экстремальной ситуации, пугаясь любого стука в дверь и не имея возможности легально работать, получать медицинскую помощь и т.д. То есть под вопрос было поставлено само право на жизнь".

В свою очередь Бузаев рассказал о ситуации в целом с видами на жительство и выдворениями из Латвии, пик которых пришелся на 1998-1999 годы, а также напомнил, о других делах, инициированных ЛКПЧ: "Дело Шевановой - это третье дело ЛКПЧ, которые рассмотрел Европейский суд. Первое так называемое языковое дело касалось Ингриды Подколзиной: о языковых требованиях к кандидатам в депутаты. В мае 2002 года Сейм был вынужден эти требования вычеркнуть. Кроме того, рассмотрение данного дела в Европейском суде вообще благотворно сказалось на языковом законодательстве и то, что в Латвии всего 12 языковых инспекторов - это в немалой степени влияние этого дела. Что касается второго дела - Татьяны Жданок (сопредседатель ЗаПЧЕЛ, депутат Европарламента, - ИА REGNUM), то даже просто ожидание выигрыша суда первой инстанции незамедлительно заставило вычеркнуть ограничения для бывших "чекистов" и коммунистов по выборам в Европарламент. А проигрыш во второй инстанции сразу же повлиял на решение нашего местного Конституционного суда по нашему иску - 20 депутатов парламентской оппозиции: приговор был оглашен 16 июня. Суд вынес жутко интересное решение. Если его сформулировать в двух словах, то оно в том, что для настоящих латышских патриотов законные ограничения не действуют. Правда, настоящие латышские патриоты знали это с 1991 года, что на них не действуют законодательные ограничения, и деятельность тогдашнего ДГИ (Департамент гражданства и иммиграции, - ИА REGNUM) и дело Шевановой наглядное тому подтверждение. Так, по данным ЛКПЧ количество выданных видов на жительство достигло пика в 1998 году и превышало в несколько раз количество приезжавших в Латвию иностранцев, кому теоретически эти виды на жительство должны предназначаться. То есть это были местные жители, попавшие в дыру законодательства: с ними поступали исключительно безжалостно". По словам Бузаева, в 1999 году в ЛКПЧ в среднем обращалось по одной семье в день, принося распоряжения о выдворении из страны: "Такие были времена, но к счастью они изменились и я надеюсь, что дело Нины Шевановой не будет пересмотрено в Большой палате ЕСПЧ, потому что для этого нет особых оснований". Представители ЛКПЧ уверены, что после решения Европейского суда Шеванова теперь получит в Латвии постоянный вид на жительство.