Обзор камчатских СМИ за 10-16 июня

"Оранжево-красный - цвет путины", так называется статья в "Камчатском времени" от 14 июня: "Рыбаки Камчатки вновь разделились на два противоборствующих лагеря, пишет газета. Черная полоса перечеркнула единый рыбацкий дух, выдернув целые семьи из мира созидательного труда в политическое штормовое безбрежье. Часть из них вышла на Театральную площадь, начав бессрочное пикетирование администрации Камчатской области. Другая часть, пылая гневом, находится на противоположной стороне баррикад - на подведомственной территории областного Белого дома. О чем спорят наши кормильцы и почему ругаются? Рыбаки, разбившие палаточный городок из оранжевых спасательных плотов и зеленых палаток на главной площади Петропавловска-Камчатского, недовольны распределением квот на вылов рыбы". Дело в том, что количество квот определяет Минсельхоз, а между предприятиями их делит глава области. Пикетчики утверждают, что при этом он лоббирует собственные интересы. В нынешнем году без квот остались около 40 предприятий. Позицию этой части тружеников моря озвучила депутат облсовета и заместитель председателя фракции "Единая Россия" Ирина Орлова. Она зачитала резолюцию бунтующих рыбаков: "Чаша терпения переполнена - рыбаки Камчатки обратились к президенту Российской Федерации В. Путину с требованием об отставке губернатора Камчатки М. Машковцева, деятельность которого на этом посту пошла в разрез с развитием главной отрасли полуострова. Мы обращаемся к депутатам областного Совета с просьбой об инициировании процесса отставки губернатора. Мы эту власть избрали и вправе отозвать, если ее деятельность направлена во вред живущим на Камчатке людям!" В свою очередь, противная сторона пригласила в зал представителей ассоциации предприятий прибрежного рыболовства Камчатской области. Они убедительно просили не перераспределять квоты, указывая на то, что только благодаря социальной помощи их предприятий живет и здравствует западное побережье Камчатки. Действительно, они не погрешили против истины. Слово поддержки этим предприятиям высказал глава Елизовского района Вячеслав Бондаркенко и глава ЗАТО Вилючинск Александр Маркман. Слово было предоставлено и главе области. "На Камчатке лимитов меньше, чем промыслового флота, поэтому как бы их ни делили, у кого-то флот будет простаивать. Кроме того, год назад я предлагал депутатам разделить наши права и обязанности, а также ответственность по разделу квот. Вы сами переложили это в единоличное ведение губернатора. Вы сами отказались от участия в этом деле. Теперь извольте! Все сделано в соответствии с законом, распределение проверялось в Москве в течение четырех дней, потому что там знают, что Камчатка - самая скандальная. Весь юридический департамент федерального агентства по рыболовству четыре раза все проверял и перепроверял, после чего Ильясов подписал приказ, в котором все абсолютно законно", - объяснил губернатор. При этом споре депутаты областного Совета Камчатской области были в роли рефери. Они не выступали и явно не желали поддерживать политический настрой. На предложение Ирины Орловой проголосовать за принятие резолюции митингующих поименно депутаты отозвались дружным протестом, после чего был объявлен перерыв в работе сессии. Через антракт выяснилось, что фракция "Единая Россия" за это время успела собраться и выработать решение, которое устроило, как выяснилось, абсолютное большинство народных избранников. Выслушав мнение рыбопромышленников, депутаты пообещали тщательно проверить законность распределения квот. В ближайшее время они направят соответствующий запрос в Министерство сельского хозяйства. В итоге депутатами было принято следующее постановление: "Предложить Министерству сельского хозяйства РФ с целью сохранения биоресурсов: запретить дрифтерный промысел лосося, провести скорейшее распределение квот прибрежного рыболовства в соответствии с решением арбитражного суда, представлениями прокуратуры и Счетной палаты РФ. Срочно провести проверку соблюдения законодательства РФ при распределении квот и промысловых участков по западному побережью Камчатки на 2006 год и причин отсутствия распределения крабовых квот в Камчатской области. Принять необходимые меры по их пересмотру". "Вопрос о снятии губернатора со своего поста был снят с повестки дня. То ли народные избранники не пожелали нагнетать политическую обстановку в области, то ли посчитали, что это технически невозможно, поскольку Камчатская область сейчас проходит процедуру объединения с Корякией", - отмечает издание.

Газета "Вести" пишет, что состояние дел в работе городского транспорта Петропавловска-Камчатского можно выразить одним предложением: сегодня не пассажиры бегают за автобусами, а наоборот. Статья под названием "Эх, путь-дорожка городская" вышла 15 июня: "Начало летнего сезона в Петропавловске ознаменовалось очередными переменами в работе общественного транспорта. По городским маршрутам стали ходить автобусы с новыми трафаретами: 5 "Моховая - СРВ", 6 "Авача-ЖБФ", 31 "СРВ - Северо-Восток" (с желтым трафаретом). "Десятка" поменяла свой маршрут. Из-за отсутствия информации многие пассажиры до сих пор садятся на этот автобус, чтобы доехать до рынка на КП, а потом спохватываются на "Электроне", недоумевая, почему "десятка" завезла их не туда. В связи с этим, сообщаем нашим уважаемым пассажирам, что новый маршрут "десятки" теперь проходит от нефтебазы по улицам Беринга и Ключевской. Не сворачивая на рынок в районе КП, автобус идет в сторону магазина "Электрон", вплоть до рынка на объездной дороге, точь-в-точь повторяя маршрут автобуса 2. От нового рынка "десятка" идет до конечной остановки "Северо-Восток" и возвращается на нефтебазу тем же путем, через верхний Горизонт. А маршрут "Нефтебаза - рынок на КП" теперь выполняет автобус "10-к". Какова цель данной перестройки? Приступая к работе над материалом, автор этого материала позвонила начальнику городского транспортного управления Александру Сабурову и попросила пояснить, какую цель преследовали все эти перетасовки маршрутов? "Мы преследовали две цели, - сказал Александр Григорьевич, - разгрузить центральную дорогу от скопления машин и улучшить передвижение пассажиров по городу. Маршруты организованы с учетом потока пассажиров в том или ином районе нашего города. При этом количество машин осталось прежним". Последнее утверждение высокого начальника многие водители опровергают. По их утверждению, недавно в Петропавловск прибыли тридцать автобусов, которые тут же были отправлены на городские маршруты. Причем они пришли не на замену старых, отслуживших свой век машин, а просто пополнили автобусный парк областного центра. Так это или нет, нам знать не дано, как и то, "что у нас в сферах делается", а то, что вся эта перестройка с маршрутами не только не разгрузила центральную улицу, а напротив, сделала передвижение автотранспорта еще более проблематичным, видно невооруженным глазом. В первые дни нововведений кое-кто из малоинформированных обывателей пустил слух, что, дескать, из рейсовых автобусов решено убрать кондукторов. Начальник городского транспортного управления напрочь опроверг эти слухи. Кондукторы остаются на своих местах. Говоря о проблемах, Александр Сабуров сказал, что главная из них - никем не контролируемый рост стоимости ГСМ, осложняющий работу городского транспорта. Когда-то городская администрация хотела избавиться от лишних автобусов, и даже делались какие-то потуги на сей счет, однако справиться с заторами на дорогах так и не удалось. "Посмотрите, что творится на КП в оживленное время дня, - говорят водители, - как была пробка из десятка и более автобусов, так она и осталась. Это и неудивительно: ведь на центральной трассе прибавилось несколько маршрутов: 5, 6, да и длинная "десятка" стала для нас еще одной помехой. 13-й, 21-й, 31-й пустили по Озерновской косе. Нам прибавилось конкурентов. Мы идем пустыми, зря горючку сжигаем. Зачем пустили 21-й по Ленинградской, пусть бы так и ходил по Набережной?" "Сказать по правде, - пишет автор материала, - мне как пассажиру тоже не очень нравится новый маршрут 21-го вокруг озера, удлиняющий и без того не короткий путь. Интересно, чем обусловлено это нововведение? Заботой о владельцах проездных билетов, работающих на ул. Ленинградской и Озерновской косе и живущих на СРВ? Так к их услугам всегда была пара маршрутов - 9 и 18". "Перетасовав все маршруты, наши руководители лишили нас заработка, - сказал один из водителей автобуса с желтым трафаретом. - Да и все эти перестановки никто не обосновывал. Составители новых графиков не выезжали на маршрут, не делали промеров скорости с учетом пробок, отвратительного состояния дорог. Любого из наших хозяев поставить на наше место, и пусть он покажет, как можно заработать при таком положении дел". "Мне, к примеру, убрали из графика 6 минут, - говорит водитель 29-го маршрута, - и теперь от Нефтебазы до КП я должен пройти не за 18, а за 12 минут. Я должен гнать, чтобы уложиться в этот бестолковый график. А гонки - это все на нервах". Кстати о гонках. Водители автобусов по-прежнему устраивают гонки на дорогах, и тут лихачам никто не указ. Только представьте себе две махины, несущиеся наперегонки, не сбавляющие скорость даже на опасных поворотах. Того и гляди, кто-то из них свалится в обрыв где-нибудь на Сапун-горе. На КП часто можно видеть такую картину: стоит автобус на остановке, ждет пассажиров, подъезжает другой, становится перед ним наискосок, перекрывает ему путь. Теперь он хозяин положения и будет первым забирать пассажиров. Идущему сзади на наших узких дорогах перегнать переднего нет возможности. Приоритетом на наших маршрутах по-прежнему пользуются 31-е автобусы (с белым трафаретом), которые ходят через весь город по красной линии по маршруту "Автостанция - СРВ - ЖБФ". Весьма оригинально смотрятся рядом с ними их, так сказать, sister-ship - автобусы с теми же номерами, но с желтым трафаретом. Последние ходят совсем по-другому маршруту, совершенно отличному от маршрута своих "белых" собратьев: они везут пассажиров от СРВ на Северо-Восток. Для не слишком внимательных пассажиров такая игра цифр чревата тем, что многие из них весьма удивляются, когда 31-й с желтым трафаретом сворачивает на "Силуэте" направо. Возмущенные пассажиры ругают водителей, выходят из автобуса, заявляя, что им надо на автостанцию, а не на Северо-Восток и при этом отказываются платить. Для водителей эта неразбериха чревата материальным убытком и нервотрепкой. Говорят, что высокое транспортное начальство дало указание 31-му маршруту с белым трафаретом вовсе не ставить цифру, но "короли" наших дорог из-за своих амбиций не сочли нужным выполнять данное указание. Издание добавляет: "Все вышеозначенные нововведения никак не повлияли на повышение культуры обслуживания пассажиров. До сих пор на остановках нет четкого расписания автобусов по всем без исключения маршрутам. Водители как курили на маршруте, так и продолжают курить, а пассажиры как были пассивными курильщиками, так и остаются таковыми. С водителем спорить бесполезно, кроме брани, в ответ ничего иного не услышишь. Тебя могут послать куда подальше, нахамить, предложить пересесть в такси. И даже такой аргумент, что среди пассажиров могут находиться сердечники, астматики, для которых вдыхание табачного дыма крайне опасно, на водителей не действует. При этом на кабине водителя висит табличка с предупреждающей надписью: "Курение в салоне автобуса строго запрещено". Днем с курящим водителем спорить нет нужды: не нравится, возьми да пересядь в следующий автобус, а вечером, когда они ходят по одному в час, с курильщиком не поспоришь, приходится дышать дымом да еще слушать радио, которое орет на полную громкость. Такое ощущение, что ты попал на дискотеку. В некоторых автобусах написано: "Высадка и посадка пассажиров производится только на муниципальных остановках". А наиболее предприимчивые рядом пишут: "Остановка по требованию стоит 10 рублей". То есть 10 за проезд плюс 10 за "требование". Это уже чистой воды отсебятина".

Газета "Камчатское время" 14 июня публикует статью под названием "Родина сказала: "надо!" Город ответил: "есть!". Публикация рассказывает о передаче ведомственного жилья и учреждений в ведение администрации Петропавловска- Камчатского. Как следует из слов главы областного центра Владислава Скворцова, это праздник со слезами на глазах, так как в большинстве своем наследство властям досталось небогатое, ржавое и в трещинах, в общем требующее серьезных финансовых затрат. Что вынуждает мэрию сделать этот шаг? Безусловно, в первую очередь, забота о том, чтобы все жители Петропавловск-Камчатского городского муниципального округа получали качественные коммунальные услуги в полном объеме. Во-вторых, ультимативная форма распоряжения государственного предприятия "Роснедвижимость", которое потребовало от властей незамедлительного принятия на баланс жилых домов, квартир, детских садов, школ и котельных. Эти и многие другие объекты находятся в поселках Чапаевка, Долиновка, Радыгино. Конечно, они далеки не только от города, но и от технического совершенства. "Мы берем под свою ответственность объекты, принадлежащие военному ведомству. Эта приемка жилья очень тяжела для нас. Объекты плохо обустроены, требуют срочного ремонта, в том числе, капитального. Такое состояние сложилось не по вине военных. Они не виноваты в том, что их жилфонд и котельные находятся в запущенном состоянии: средства на их содержание фактически не выделялись", - заявил в одном из интервью градоначальник Владислав Скворцов. Глава города отметил, что в настоящее время сформирована рабочая группа, которая работает на обследовании объектов в техническом и экономическом направлениях. По результатам работы будут составлены акты технического состояния жилых и коммунальных объектов. После этого должны быть подписаны акты приемки- передачи: тогда жилье и учреждения станут городским имуществом. Однако власти уже сегодня не скрывают того, что они не станут подписывать акт приемки. Свою позицию Владислав Скворцов пояснил так: "Акты приемки-передачи мы не подпишем до тех пор, пока здания и сооружения не будут приведены в надлежащее санитарно - техническое состояние. Понимая, что у военных таких денег нет, нам придется взять на себя ответственность за содержание непринадлежащих нам объектов. То есть, мы постепенно будем своими силами и средствами городского бюджета восстанавливать и ремонтировать имущество военного ведомства, ведь передаваться могут только объекты, удовлетворяющие техническим и санитарным нормам. Если мы оформим жилфонд в том состоянии, в котором он находится сегодня, у нас появятся серьезные проблемы. Контролирующие структуры начнут нас атаковать различными предписаниями, требующими немедленного исправления ситуации. Однако немедленно исправить то, что разрушалось десятилетиями, невозможно. Город не имеет таких финансовых средств, поэтому работать будем на перспективу. Что касается распоряжения, которое нам выписали сотрудники "Роснедвижимости", то мы направили в суд документы о признании его незаконным. Нам в ультимативной форме указано принять на баланс объекты жилого фонда военных. Мы считаем такую позицию, по меньшей мере, некорректной, а действия - не входящими в компетенцию "Роснедвижимости". Мы настаиваем на соблюдении норм российского законодательства: всех необходимых при передаче процедур". Учитывая состояние гражданского жилья в областном центре, после слов градоначальника вспоминаются диалог из фильма "Кин-Дза-Дза", ставший анекдотом: - "Ты гайку крути!" - "Какую?" - "Ржавую!" - "Они тут все ржавые!" - "А ты - самую ржавую!" Следует добавить, что вместе с проблемным фондом военных, городским имуществом станут несколько зданий УВД, находящихся непосредственно в черте города (ведомственные квартиры на улице Ларина, общежития, детский сад), а также объекты ФСБ.

В газете "Вести" за 15 июня в статье под названием "Подпольные автостоянки" рассказывается о результатах того, что два месяца назад единый налог на вмененный доход для предпринимателей Петропавловска-Камчатского, занятых в сфере оказания услуг автостоянок, вырос в 6,5 раза. Это повлекло за собой рост цен на услуги автостоянок, которые не поднимались больше года. С 1 мая 2006 года расценки выросли на 10 - 20 рублей, что повлекло за собой ожидаемый отток клиентов. Ситуация оказалась на руку тем, кто оказывает подобные услуги незаконно, не имея никаких разрешений, но имея территорию. Каждый владелец автостоянки расскажет вам, что для открытия подобного бизнеса нужно собрать кучу бумаг, пройти несколько проверок. Получить лицензию. К примеру, обязательно нужны разрешения от экологов, Росприроднадзора, пожарных и пр. За все это надо заплатить немалые деньги. Но без этой бюрократии стоянку невозможно открыть. Вернее, работать-то можно начать, но вам ее тут же прикроют, и еще оштрафуют. Но оказывается, в Петропавловске-Камчатском есть нелегальные автостоянки. Расположены они, как правило, на территории предприятий, имеющих для этого квадратные метры, то есть эту самую территорию, которую можно использовать с выгодой. Берут они за свои услуги чуть меньше, чем легальные стоянки, потому как не платят за это никаких налогов, не тратятся на получение разрешений и лицензий. К примеру, есть нелегальная автостоянка на территории бывшей "Сельхозтехники" по ул. Чубарова. Также можно поставить машину на территории металлобазы по ул. Вулканная. Или в гараже связи на ул. Карагинской. Некоторые автовладельцы, проживающие в районе Дачной, на Горизонте-Севере, говорят, что свое авто можно поставить на территории гаража "Скорой помощи". И таких автостоянок в городской черте можно найти еще немало. Автовладельцам, конечно, наплевать на то, легальная или нелегальная автостоянка. Они ставят там, где дешевле. Другое отношение, не наплевательское, должно быть у городских властей, контролирующих структур. Ведь подобные стоянки подрывают легальный автостояночный бизнес, который платит налоги, аренду за землю и пр. платежи. В свою очередь теряет городская казна. Также, случись что с вашим авто на подобной нелегальной стоянке (кража, повреждение машины), вряд ли кто понесет за это материальную ответственность. И даже в суде будет проблематично что-то доказать. Подобные прецеденты в Петропавловске уже были. Администрация города и депутаты городской Думы, с одной стороны, заботятся о пополнении бюджета, с другой стороны - декларируют, что они не будут драть три шкуры с автостоянщиков и прочих бизнесменов, что налоги, арендную плату за землю будут поднимать разумно, взвешенно и постепенно. Как найти эту золотую середину, чтобы и городскому бюджету было выгодно, и автостоянщикам, - вопрос непростой.

Газета "Рыбак Камчатки" 14 июня публикует статью под названием "Камчатских детей знакомят с лососем". 6 июня в Музее лосося центра экологического просвещения ФГУ "Севвострыбвод" собрались учителя, ведущие курс "Камчатский лосось" в старших классах общеобразовательных школ, в учреждениях внешкольного образования и в учебных заведениях среднего звена. Особенность его в том, что учащиеся выбирают предмет по желанию, но при условии обязательного посещения занятий. В программе - теоретические занятия по углубленному изучению биологии лосося, среды его обитания, естественного и искусственного воспроизводства, влияние человека на состояние популяции, сохранение биоразнообразия лососей. Учеба проводилась в 16 школах области. Кроме такого углубленного изучения лососей, были использованы другие формы - через введение регионального компонента в учебные программы таких предметов, как курс общей биологии, зоологии, географии, краеведения - в педагогическом колледже. Прозвучала тема камчатских лососей в работе школьных экологических кружков сел Эссо и Анавгай, ЦДОД "Луч" из Елизово, школы 3 поселка Озерновского, школы 2 из Усть-Большерецка, 35-й петропавловской школы. Созданы посвященные лососю школьные музеи в кабинетах биологии школ 7, 30 и 35. Учителя этих школ: Г.А.Зимина, В.Н.Рылова и С.А. Громова готовят экскурсоводов из числа старшеклассников, которые проводят экскурсии для ребят младших классов и родителей. Природе Камчатки и проблемам сохранения биоразнообразия лососей были посвящены общешкольные мероприятия - "Неделя Камчатки" в СШ 33 и "Гостиная" в СШ 7, организованные учителями биологии О.А.Панкратовой и С.А.Громовой. Итоговым занятием по теме "Искусственное воспроизводство лососей" стали учебные экскурсии на Паратунский лососевый рыбоводный завод, организованные центром экологического просвещения ФГУ "Севвострыбвод" при финансовой поддержке проекта ПРООН/ГЭФ "Сохранение биоразнообразия лососевых Камчатки и их устойчивое использование". Около 300 учащихся познакомились с биотехнологией искусственного разведения лососей, а также увидели подрастающих кижучат. Собравшиеся 6 июня учителя вместе с присутствующими на совете заместителем начальника управления образования Виктором Тюменцевым, руководителем проекта ПРООН/ГЭФ "Сохранение биоразнообразия лососевых Камчатки и их устойчивое использование" Евгением Свяжиным, зав. кабинетом биологии ИПКПК Е.А.Максименко обсудили итоги работы, наметили планы на будущий учебный год. В них - сентябрьский семинар-тренинг для учителей по программе "Наблюдай лосося". "Эта эффективная образовательная программа (Salmon Watch) была разработана в 1983 году специалистами некоммерческой организации "Oregon Trout", которая работает над восстановлением диких лососей, исчезающих по вине людей, - говорит главный специалист центра экологического просвещения "Камчатский лосось", эксперт проекта ПРООН Маргарита Кулакова. - Восемь лет назад эта программа, адаптированная к российским условиям специалистами общественного фонда "Дикая природа Сахалина", получила "прописку" на Сахалине. Используя опыт соседей, мы адаптируем ее теперь уже для камчатских условий. Изучение среды обитания лососей и влияния человека на нее будет проходить непосредственно в природе, на полевых практиках, в местах, специально оборудованных для такой работы с детьми. Те из ребят, которые останутся в период летних каникул на Камчатке, смогут принять участие в первом детском фестивале "Хранители лосося". Он состоится 15 июля 2006 года в ительменской деревне общины "Пимчах" близ села Сосновка".