Национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", объявленный президентом наряду с тремя другими приоритетным проектами в сентябре прошлого года, будет завален, если сегодня не решить проблем выделения земли под застройку и не упростить процедуру получения разрешения на строительство. Об этом, как сообщает корреспондент ИА REGNUM, заявил председатель комитета Госдумы по промышленности, строительству, наукоемким технологиям Мартин Шаккум, выступая на расширенном заседании комитета в пятницу, 16 июня, в котором приняли участие руководители нескольких федеральных органов власти, включая министра регионального развития Владимира Яковлева, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, представители региональных министерств, депутаты.

Как известно, объемы строительства жилья в России сокращаются (по предварительным данным, которые привел Шаккум, в первом полугодии 2006 г. темпы роста строительства близки к нулю, если не выходят "в минус"). При этом, как отметил министр строительства Московской области Евгений Серегин, цены на жилье в Подмосковье в пределах пятидесятикилометровой зоны от Москвы, растут ежедневно на 40$ за 1 кв. м "В 100 км от Москвы в Серпухове цена за 1 кв. м - $1200. Никогда такого не было!", - заметил он. Отметим, что по словам министра Яковлева, до 40% цены за квадратный метр жилья в целом по стране стране - легальные и нелегальные обложения, навязываемые властью застройщикам.

По мнению Шаккума, ситуация, когда минимальный период от приобретения земельного участка до выдачи разрешения на строительство, составляет 3,5 - 4 г., возникла не по вине федеральных парламентариев, которые максимально упростили процедуру получения такого разрешения как на строительство индивидуального, так и многоквартирного жилого дома, а из-за региональных и местных чиновников, которые своими постановлениями "просят согласование с кучей инстанцей". Так, в Москве число требуемых согласований достигает 260. По словам председателя думского комитета, помимо приведения в соответствие нормативных актов субъектов РФ с федеральным законодательством, надо менять Земельный и Градостроительный кодексы с тем, чтобы ввести дополнительную к аукциону форму получения земельного участка. Во-первых, нужно закрепить возможность предоставления земли без аукциона на строительство жилья для государственных и муниципальных нужд (сегодня закон не позволяет органам власти выполнять свои функции по строительству социального жилья - ИА REGNUM). Во-вторых, предоставить право на проведение инвестиционных программ по реконструкции территории, занятой ветхим и аварийным жильем. Это право должно быть получено на конкурсе, а земельный участок передаваться после выполнения обязательств по переселению граждан и сносу зданий.

Однако, в регионах не согласны с тем, что реализация национального проекта по доступному жилью срывается именно на местах. Москва - не Россия, и там все по-другому, в том числе, рынок жилья, считает губернатор Калужской области. "Если бы не Москва, в России давно все было бы в порядке. У нас памятники федеральные валятся, а в Москве за них дерутся так, что чубы летят! Я вам гарантирую, что никаких взяток в Калужской области вы не будете платить. Я даже проконтролирую, чтобы федеральные чиновники с вас не брали", - заявил он, реагируя на выступление зампредседателя комитета Александра Хинштейна (фракция "Единая Россия"), который сказал, что "структуры органов власти, задействованные в оформлении прав на землю, коррумпированы, и работать с ними легально зачастую невозможно", а "для получения особо лакомых земельных участков под застройку необходимы личные контакты на уровне мэра, вице-мэра, архитектора города". Говоря о проблемах в строительной сфере, Артамонов предложил ввести в федеральное законодательство норму, которая бы помогала городам, испытвающим потребность в расширении, в упрощенном порядке получать землю на прилегающих территориях, которую "дальновидные люди тихой сапой подзахватили", и теперь "ведут политический шантаж". Он также обратил внимание на огромное количество земель, принадлежщих федеральной власти, прежде всего, Минобороны, которую в регионах не против пустить в оборот. "Мы ничего там не можем сделать, даже я со своим положением не могу решить этот вопрос. В 1991 г. Минобороны стояло на коленях, чтобы им разрешили построить городок для военных, которых переводили с Байконура и других баз. За 15 лет не построили. Ни одного дома. Там пустырь, который бурьяном порос. Им об этом сказали, а они говорят: покупайте. Они даже если бы и хотели, вернуть не могут: нет процедуры отказа. А вы говорите: взятки-взятки...", - сказал Артамонов.

"Все претензии не в адрес муниципалитетов или субъектов, а федеральных властей в регионах. Просьба разобраться с ними. Все согласования носят федеральный характер", - заявила первый замминистра имущественных отношений Московской области Ирина Шестак. Вызывает сомнение, по ее словам, необходимость застройщику дважды проходить экологическую экспертизу: на этапе выбора участка и на этапе проектирования. "Зачем на этапе выбора земельного участка - это загадка. Вас спрашивают: а какие заводы будует строить? какие выбросы у вас будут? Это предоставить невозможно", - сказала Шестак. При этом, заметила она, часто происходит путаница, куда обращаться - в Ростехнадзор или Росприроднадзор.

В Росимуществе, который на заседании представила замруководителя Людмила Приданова, считают, что процедура регистрации прав упрощена так, что дальше некуда, отказаться от прав собственности можно, и не в судебном порядке, а через орган местной власти, а проведение конкурсов вряд ли возможно, хотя "аукционы готовить и проводить тяжело" и "есть определенные категории лиц", которым можно без аукциона предоставлять право на участок.

Подводя итог обсуждения, Яковлев выразил сожаление, что довольно часто говорят о нереализуемости национального проекта. "Он будет реализован! Просто потому, что жилье необходимо", - заверил он присутствовавших. Отвечая на критику в адрес федеральных чиновников, министр заметил, что "все такие вопросы" решаются на уровне самой главной власти субъекта РФ, а если она не может повлиять на федеральные органы власти на местах, значит власть слабая. "Из Москвы управлять всеми этими процессами не возможно", - заверил Яковлев представителей регионов. По его словам, министерство выпустило пости все порядки для реализации нацпроектов. "Если мы поймем, что мешает, сможем решить проблему", - выразил надежду он.