Накануне саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), состоявшегося 15 июня, "Красная звезда" (14.06) опубликовала интервью с заместителем председателя Совета Федерации ФС РФ, уполномоченным по вопросам Делового совета ШОС от России Дмитрием Мезенцевым. В частности, на вопрос журналиста, за чей счет будут финансироваться проекты в рамках организации, Мезенцев ответил: "Мы хотим, чтобы были представлены проекты так называемого кредитного портфеля под эгидой Делового совета. К его работе привлечены представители крупнейших российских банков - Сбербанка, Внешторгбанка, Внешэкономбанка. Вряд ли возможно директивно требовать от руководителей, от правлений этих банков создания какого-то единого портфеля вопреки интересам этих учреждений. Но резоны экономического и финансового сотрудничества на пространстве ШОС таковы, что я верю: такой банковский портфель будет сформирован. Более того, мы объявим ряд предложений на учредительной сессии Делового совета, которая продемонстрирует позиционирование национальной части Делового совета в России, как очень активного и заинтересованного в совместной работе. И не надо забывать, что есть значительный объем делового портфеля, который относится к двусторонним отношениям. Это тоже работа на площадке ШОС, и здесь немало заделов. И в сферах совершенствования железнодорожного транспорта, в электроэнергетике и во многих других".

В подтверждение словам Мезенцева, "Комсомольская правда" (16.06) сообщает, что 15 июня в рамках юбилейного саммита глав ШОС Внешэкономбанк (ВЭБ) подписал "Программу действий в поддержку регионального экономического сотрудничества между банками - членами Межбанковского объединения в рамках ШОС". "В тот же день избранный главой Совета МБО на 2007 год председатель ВЭБ Владимир Дмитриев и президент Государственного банка развития Китая (ГБРК) Чен Юань поставили свои подписи под Соглашением о намерениях финансировать совместные российско-китайские проекты с кредитным лимитом 500 миллионов долларов США: стороны намерены финансировать промышленный экспорт, инвестиционные программы в энергетической, стекольной, деревообрабатывающей и бумажной промышленности, сельском хозяйстве". Как напоминает издание, в октябре прошлого года уполномоченные банки государств - членов Шанхайской организации сотрудничества договорились объединить усилия для финансовой поддержки крупных международных проектов. Внешэкономбанк, Государственный банк развития Китая, Банк развития Казахстана, Национальный Банк Республики Таджикистан, Национальный Банк Внешнеэкономической Деятельности Республики Узбекистан и определенная правительством Киргизской Республики Расчетно-сберегательная компания вошли в Межбанковское объединение, чтобы активизировать инвестиционное сотрудничество по развитию транспортной инфраструктуры, энергетики, сферы новейших информационных технологий на территории стран -участниц соглашения. В качестве примеров можно привести строительство автотрассы Е40 (Россия - Казахстан - Узбекистан - КНР) или проект оптико-волоконной информационной магистрали стран ШОС: проекты амбициозные и требующие немалых денежных вливаний. "План мероприятий по выполнению программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества в рамках ШОС" рассчитан на период до 2010 года - срок достаточно сжатый, без четкой координации усилий соблюсти его крайне тяжело. И, принимая "Программу действий...", банки, по сути, перешли от декларирования намерений к практическим шагам: документ совершенствует механизм функционирования объединения и предусматривает развитие кредитных и расчетных операций (установление корреспондентских отношений, предоставление кредитных линий), формирование единой базы данных по потенциальным инвестиционным проектам стран - членов ШОС, отмечает издание.

"Время новостей" (16.06) делает акцент на выступлении президента Ирана Махмуда Ахмадинежада на саммите. "Иранский президент передал через Владимира Путина весточку Западу", - считает издание. -"Китайцы обещали, что неприятных сюрпризов на их саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) не будет и выступление президента Ирана не омрачит торжественную атмосферу пятилетнего юбилея организации. Слово свое они сдержали, хотя присутствие на саммите невоздержанного на язык иранского президента заставляло сомневаться в этом. Махмуд Ахмадинежад получил почетное право выступить первым среди президентов стран-наблюдателей и всего лишь на две минуты превысил отпущенный ему пятиминутный лимит. Больше времени на выступление, по данным "Времени новостей", ему просто не дали". Вместе с тем, пишет газета, Ахмадинежад успел сформулировать программу сотрудничества Ирана с ШОС. Главным стало предложение провести в Иране конференцию министров энергетики ШОС, чтобы обсудить взаимодействие в разведке, добыче и транспортировке энергоресурсов в регионе. "Показательно, что инициатива эта прозвучала в Китае, который является одним из основных потребителей иранской нефти. Так что вряд ли она останется незамеченной". К тому же, позже, по итогам встречи с главой Ирана, "российский президент выделил три обнадеживающих момента, связанных с реакцией Ахмадинежада на предложения международной "шестерки" (пять постоянных членов Совета Безопасности ООН плюс Германия) по урегулированию ядерной проблемы Ирана: "Первый заключается в том, что иранская сторона положительно отреагировала на сделанные шестью странами предложения по выходу из кризиса. Второе - иранские партнеры готовы приступить к переговорам. Третье - в самое ближайшее время иранская сторона сформулирует свою позицию по срокам начала этих переговоров".

"Заявление Ахмадинеджада было для нас ожидаемым", - заявил газете "Ведомости" (16.06) председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев. - "Ведь Иран активно прорабатывает вопросы о диверсификации маршрутов поставки собственного газа". Как отмечает издание, ссылаясь на слова Косачева, наиболее близким к реализации является проект газопровода из Ирана через территорию Пакистана в Индию, в котором могут участвовать и российские специалисты, а в перспективе возможно соединение российской и будущей иранской газовой систем. "По словам Валерия Нестерова из "Тройки Диалог", "сотрудничество с Ираном имеет принципиально важное значение". Иран - потенциально серьезный конкурент, и "Газпром" заинтересован в реализации проекта трубопровода Иран - Пакистан - Индия. Такой проект смог бы поглотить значительную часть иранского газового экспорта и тем самым снималась бы угроза конкуренции России и Ирана на газовом рынке юга Европы, считает Нестеров. А Сафаров добавляет, что иранский президент энергетическими инициативами пытается продемонстрировать членам ШОС выгоду от тесного сотрудничества, в том числе, если Иран вступит в эту организацию. Иранцы полагают, что при поддержке ШОС они смогут уверенно противостоять давлению со стороны Запада, считает Сафаров", - отмечают "Ведомости".

Отдельное внимание "Время новостей" уделило выступлению на саммите ШОС президента Узбекистана Ислама Каримова. "Каримов пожаловался на "ряд государств, которые хотят перекроить под свои интересы ситуацию в регионе" и, более того, из "тех же интересов определяют демократические или недемократические страны в этом регионе со всеми вытекающими отсюда последствиями". Заодно узбекский лидер намекнул на "некоторые страны", территорию которых в качестве транзитной используют террористы. В кулуарах саммита корреспондент "Времени новостей" поинтересовался у одного из членов таджикской делегации, не его ли страну имел в виду Каримов. "Да я сам не понял, может быть, он говорил про Киргизию...", - ответил собеседник". Издание отмечает, что "узбекской стороне удалось заблокировать назначение в порядке ротации на пост руководителя РАТС (Региональная антитеррористическая структура - прим. ИА REGNUM) (сейчас его занимает узбекский генерал Касымов) нынешнего секретаря совбеза Киргизии Мирослава Ниязова. Источники "Времени новостей" в секретариате ШОС утверждают, что Ташкенту не понравилось одно из интервью, данное киргизским генералом. Теперь в качестве вероятного кандидата на эту должность рассматривается один из бывших министров обороны Казахстана. Теперь, хотя бы до назначения, ему видимо придется воздержаться от публичных выступлений...".