Республика Марий Эл. Инспекторы Счетной палаты России удовлетворены результатами проверки финансов республики

Йошкар-Ола, 5 ноября 2002, 16:06 — REGNUM  На этой неделе в Йошкар-Оле завершает работу инспекция Счетной палаты России. "Счетчики" из Москвы приехали в республику впервые, но проверяют республику не по "наводке", а по плану. Инспекторов интересует, как Марий Эл участвует в формировании доходной части федерального бюджета. Потому в центре их внимания были налогоплательщики, в частности, "Завод "Искож", банки и налоговые органы.

Окончательно итоги этой работы будут подведены позже, а своими впечатлениями с "МК" в Марий Эл" в эксклюзивном интервью поделился начальник инспекции Виктор Мишин:

- Мы выбрали несколько предприятий, которые вошли в процедуру реструктуризации долга, и смотрели, насколько ими выполняются условия реструктуризации. Серьезных нареканий к ним нет. Но при этом мы понимаем, что не все благополучно, и есть проблемы, с которыми республике самостоятельно не справиться. Например, в Марий Эл много оборонных предприятий, им дали 38 календарных дней, чтобы расчитаться с долгами. Но это нереально. Надо решать вопрос на федеральном уровне, и мы к нему подключимся. В целом от республики осталось благоприятное впечатление. Те недочеты, которые мы обнаружили, можно устранить на уровне региона. В налоговом законодательстве, конечно, произошли значительные изменения, начал действовать Налоговый кодекс. Сейчас законы может устанавливать только государственная власть - Федеральное Собрание. Если помните, первый Президент России дал такое право регионам. В результате дело доходило до абсурда, скажем, налог на второй телевизор или на содержание футбольной команды.

С другой стороны, новый Налоговый кодекс, к сожалению, не стал законом прямого действия, к нему необходимы разъяснения, что порождает всевозможные инструкции и прочая. В нем, как и в прежнем законодательстве, существует возможность легитимно избегать уплаты налогов. В частности, предприятие может иметь задолженность и при этом "крутить" деньги. Налоговые органы не могут за это наказать. Понятно, что ситуации бывают разные. Кто-то "крутит" средства на счетах для того, чтобы выплатить рабочим хотя бы мизерную зарплату. Это не злой умысел, а способ выживания. Но существуют структуры, которые используют все недоработки закона в корыстных целях. Должники могут, не имея денег на счету, осуществлять свою деятельность бартером, зачетами через дебиторов. В свое время был указ № 1212 первого Президента, где каждый недоимщик должен иметь один счет, но указ не сработал.

Однако в последние годы, должен отметить, ситуация в стране несколько стабилизировалась, во многом из-за более жесткого подхода к неплательщикам. Сегодня каждый почти второй поступивший рубль обеспечен налоговым администрированием, то есть многие налогоплательщики перечислили в бюджет деньги после предупреждения, грубо говоря, когда пригрозили "утюгом погладить". В республике показатель налогового администрирования достаточно высок. Вывод следует один - деньги есть, и они находятся тут же после предупреждения.

При этом мы понимаем, что предприятие предприятию рознь. Одно дело структура "купи-продай", другое - оборонный комплекс или предприятия УИН. Сейчас ваши исправительные учреждения в сложной ситуации. В колониях есть предприятия-банкроты. По закону надо бы вводить внешнего управляющего, но кто поставит управляющего вместо начальника колонии? Опять же по закону, обанкроченное предприятие должно быть ликвидировано. В этом случае люди окажутся на улице. "Население" колоний, конечно, этому будет радо, но... Одна из актуальных тем - налоговая нагрузка, кто-то называет это непосильным бременем, кто-то необходимостью. Мне кажется, надо четко определиться: у нас социально направленное государство или нет? Если социально направленное, как Швеция, значит, мы должны платить 60% налогов, если как Штаты, то где-то 25%. Я так понимаю, будь в США наводнение, человек без страховки станет решать свои проблемы сам. Если говорить о России, то налоговая нагрузка сейчас стала значительно меньше, на 25%. Теперь очень многое можно относить на затраты. Но, например, Марий Эл теряет в результате в год 70 миллионов рублей.

Мы все время уповаем на государство. Оно выделит, оно поможет. Но государство ведь не сеет и не пашет. Государство само не зарабатывает ничего, только на себя еще тратит и должно обеспечивать рациональное перераспределение полученных средств.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail