Независимый таджикский политолог и член экспертного совета газеты "Факты и комментарии" Абдул Абурасул заявил корреспонденту ИА REGNUM, что причин такого пристального внимания ШОС к проблемам безопасности несколько. Во-первых, организация была образована, как структура для решения вопросов безопасности, т.е вопросов, связанных с разрешением пограничных проблем, укрепления мер доверия и т.д. "То есть проблемы безопасности в той или иной форме были уже чрезвычайно важны для ШОС. Фактически ради решения этих вопросов, ради того, чтобы сам процесс их разрешения способствовал налаживанию добрососедских отношений, а не раздуванию конфликтных ситуаций, и была образована "шанхайская пятерка". Иными словами, ШОС генетически предрасположена к решению вопросов безопасности, о чем свидетельствуют результаты последнего саммита в Шанхае", - отметил эксперт.

По мнению Абурасула, причиной такого пристального внимания ШОС к вопросам безопасности является также и тот факт, что после 2001 года мир стал гораздо беспокойнее. "Кроме того, по соседству со странами ШОС расположен Афганистан, где ситуация крайне неспокойная. Да и в самих странах Центральной Азии ситуацию нельзя назвать совершенно спокойной. Свидетельством тому являются прошлогодние события в Узбекистане и Киргизии и их неоднозначные последствия. Понятно, что в такой ситуации страны ШОС не могут не быть озабочены вопросами обеспечения безопасности в регионе - непременного условия стабильного развития этих стран", - считает политолог. Он также отметил, что крайне важно сегодня, сможет ли Россия сохранить свое значительное присутствие и влияние в центральноазиатском регионе и смогут ли США утвердиться в Центральной Азии, а также сможет ли Китай приспособиться к новой ситуации в ЦА. "По сути дела в этом регионе пересеклись интересы наиболее крупных держав современности, плюс и интересы некоторых других стран, как Индия, Иран и Пакистан", - сказал эксперт.

Абурасул также отметил, что экономическая составляющая в рамках ШОС также начинает приобретать все большее значение. "Китай начинал экономическое сотрудничество со странами Центральной Азии, как с возможным рынком сбыта своих товаров. Затем Центральная Азия для Китая трансформировалась в возможный источник сырья, прежде всего, углеводородного. Теперь возникает и другой аспект, когда без налаживания экономико-политических отношений вряд ли Китай может быть спокоен за свои позиции в регионе. По мере улучшения возможностей и снижения уровня бедности жителей стран региона, все более востребованными становятся товары далеко не китайские. Мне представляется, что через некоторе время Китай будет просто заинтересован в инвестициях в инфраструктуру стран Центральной Азии с тем, чтобы сохранить завоеванные позиции. Это происходит уже сейчас. На примере Таджикистана мы видим, что Китай выделяет средства на реабилитацию дорожной сети, прокладки ЛЭП, развитию гидроэнергетики", - считает эксперт.

По словам политолога, взаимоотношения Китая со странами Центральной Азии развиваются и расширяются, становятся все более комплексными и все более сложными одновременно. "Теперь Китай может вполне претендовать на то, чтобы представлять себя, как гаранта защиты политических интересов стран Центральной Азии, как на региональном, так и на международном уровне. Особенно, контрастируя в этом плане с тем, как ведут себя США по отношению к Ирану. В этих условиях малые страны, конечно же, заинтересованы в том, чтобы у них сложились хорошие отношения с большими державами, такими, как Китай и Россия. Пребывание с ними в рамках ШОС существенно облегчает решение этой задачи", - сказал Абурасул корреспонденту ИА REGNUM.