Развитие событий вокруг иранской ядерной программы показывает, что Иран, его международное положение и отношения с западным миром переживают период активной трансформации. Анализ этих трансформаций - в особенности в отрезке иранской ядерной программы - показывает, что именно 2003 год стал одним из ключевых в истории современного Ирана. Хотя события изначально развивались таким образом, что не подавали признаков существенного влияния на Иран.

В 2003-м году началась иракская война, отразившаяся на политике многих государств, - и не только региона Ближнего Востока. Именно в этом году, президент Ливии М.Кадаффи, по всей видимости, подсознательно пережив все те неприятности, с которыми столкнулся Ирак и скрывающийся в глубокой яме С.Хуссейн, решил раскрыть свои ядерные секреты мировому сообществу.

Саморазоблачение это стало почти что сенсацией, так как выяснилось, что Ливия обладала довольно серьезными чертежами центрифуг и технологией обогащения урана. Расследование источников ядерных знаний Ливии привело международных инспекторов к неожиданному результату: Ливия, фактически, купила ядерные технологии и чертежи у "отца" пакистанской ядерной бомбы А.К. Хана. И, более того, оказалось, что у Кадыр Хана были не только ливийские, но и иранские покупатели. Сам А.К. Хан - нанесший самый серьезный удар международному режиму нераспространения ядерного оружия - был наказан намного оригинальнее, чем С.Хуссейн: он письменно "покаялся" пакистанскому президенту П.Мушарафу, был заключен под домашний арест и доживает свой век в своем шикарном доме-дворце в самом престижном районе Исламабада.

Так или иначе, в результате "покаяния" Хана, объяснившего свои махинации стремлением помочь исламским странам (в результате этой помощи он заодно заработал несколько десятков миллионов долларов), инспектора МАГАТЭ в 2003-м году оказались в иранском ядерном центре в Натанзе, где иранцы начали промышленно внедрять пакистанские знания по обогащению урана. Иранцы, еще так очевидно не замечающие, что американцы завязли в Ираке всерьез и надолго, конечно же, высказали готовность договориться с международным сообществом.

И, так как единственный ядерный партнер Ирана - Россия, а также "большой сатана" - США оказались неподходящими переговорщиками с Ираном, тяжелое бремя переговорного процесса взял на себя ЕС - в составе так называемой "евротройки" - Франции, Великобритании и Германии.

Сегодня уже очевидно, что переговоры между ИРИ и ЕС, начавшиеся в 2003-м году, претендуют завершиться судьбоносными для Ирана, региона и мира последствиями, а именно:

1. Россия, фактически, перестала играть ключевую роль в переговорах с Ираном по ядерной проблематике. В течение 3 лет - с 2003 по 2006 гг. - Иран активно обращался к России за посредничеством, однако последовательно только в те моменты, когда переговоры с основной стороной - "евротройкой" - заходили в тупик.

2.Переговорный пакет между ИРИ и "евротройкой" содержит в себе "мину" для России и ее ядерных интересов: Россия не может не быть заинтересована в мирном разрешении иранской ядерной программы, но в то же самое время, поддерживаемые ею европейские предложения содержат и пункт строительства АЭС для Ирана. Фактически, мирное разрешение иранской ядерной проблемы обязательно приведет к лишению России монопольного положения на ядерном рынке ИРИ. Более того, Россия просто может оказаться вытолкнутой из иранского рынка, так как руководители ИРИ неоднократно высказывались в том духе, что Россия - ненадежный партнер и искусственно задерживает достройку Бушерской АЭС и что будущие ядерные контракты надо отдавать более надежным европейцам.

3.Чрезвычайно заинтересованный в иранском газе, ЕС предлагает Ирану налаживание энергодиалога, предполагающего экспорт иранского газа в Европу. Реализация данного проекта может значительно откорректировать стратегию российско-европейского энергодиалога, а также открыть иранский маршрут для экспорта туркменского газа в Европу в обход России.

4.В свою очередь, надежды на получение иранского газа в результате достижения комплексного соглашения с Ираном по ядерной проблематике, сопровождаются обсуждением проектов строительства газопровода ИРИ-ЕС по территории Южного Кавказа и Украины. Естественным образом это сильный удар по позициям России на территории постсоветского пространства. Удар не только политический, но и экономический.

5.Определенный кризис в переговорах ИРИ-"евротройка", в конце концов, привел к тому, что США согласились присоединиться к переговорам с Ираном, с целью "мирного разрешения ядерного кризиса". Достижение неких соглашений между ИРИ и США сегодня не менее реально, чем кажущаяся уж совсем нереальной ирано-американская война, провоцируемая иранскими стремлениями получить ядерное оружие. Возможное достижение "взаимопонимания" между ИРИ и США чревато серьезными политическими и экономическими изменениями не только в регионе Ближнего Востока, но и на Южном Кавказе и в Центральной Азии.

Представленные 1 июня 2006 года Ирану совместные предложения от стран "шестерки" - Франции, Великобритании, Германии, России, США, Китая - по своей логике и возможным результатам являются, безусловно, частью логики предложений, сделанных со стороны "евротройки". Выступающая за мирное разрешение иранской ядерной программы Россия - в информационном поле - является основным инициатором новых предложений и уступок Ирану. Однако все предложения и уступки - в качестве которых и будет представлено налаживание ирано-европейских торгово-экономических отношений и, возможно, определенное улучшение в ирано-американских отношениях - больше всего по своим последствиям будут бить именно по российским интересам.

А причина всему - цепочка событий, берущая свое начало в 2003 году - война в Ираке, страхи М.Каддафи, "покаяние" А.К. Хана, вступление в игру "евротройки" и т.д.

Севак Саруханян - заместитель директора научно-образовательного фонда "Нораванк"

На основе доклада, сделанного на Круглом столе "Региональная политика России 90-х гг. и сегодня", организованного Фондом Развития "Кавказский Институт Демократии".