Законопроект "Об автономных учреждениях", принятый Госдумой в первом чтении 9 июня, приведет к бесплатной приватизации имущества государственных и муниципальных учреждений образования, науки, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а жесткий социальный эффект, котрый он будет иметь, проявится не сразу. Такое мнение, как сообщает корреспондент ИА REGNUM, высказали участники пресс-конференции, прошедшей в Госдуме 14 июня, - независимый депутат Оксана Дмитриева и члены фракции КПРФ Олег Смолин, Жорес Алферов, Иван Мельников.

Обсуждение идеи создания организаций промежуточного между бюджетными и частными типа ведется в нижней палате около года. Согласно документу, автономное учреждение (АУ) - это новый тип государственного или муниципального учреждения, которое может быть создано путем учреждения или изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения. АУ - юридическое лицо, которое полученные от деятельности доходы использует самостоятельно; оно отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств собственника. Собственником имущества является РФ, субъект или муниципальное образование. Если имущество принадлежит РФ, то решение о создании АУ принимается правительством по предложениям федеральных министерств и ведомств, если собственник - субъект или муниципальное образование, то решение принимается органами власти соответствующего уровня. При этом правительством могут быть установлены дополнительные условия для принятия решения о создании АУ.

Предусматривается, что помимо руководителя (директора, ректора, главного врача) и учредителя будет действовать такой орган, как наблюдательный совет, условия членства и компетенция которого прописаны довольно подробно. В частности, в совет входят от 5 до 11 представителей органов государственной или муниципальной власти, в ведении которых находится АУ, органов власти, на которые возложено управление имуществом АУ, общественности, а также трудового коллектива (не более одной трети). Назначает членов и выводит их из состава наблюдательного совета учредитель. К компетенции совета относятся, в том числе, рассмотрение вопросов о совершении сделок по распоряжению недвижимым и особо ценным движимым имуществом, которым АУ не вправе самостоятельно распоряжаться, об участии АУ в других юридических лицах, например, через внесение денежных средств и иного имущества в уставной капитал других юридических лиц, а также предложений руководителя АУ о совершении крупных сделок. По первым двум пунктам совет дает рекомендации, после которых учредитель принимает окончательное решение, по последнему пункту совет принимает решения обязательные для исполнения руководством АУ.

По словам участников пресс-конференции, несмотря на отрицательные заключения или серьезные замечания комитетов Госдумы по культуре и по собственности, комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, профсоюзов работников культуры, образования, науки Госдума приняла законопроект в первом чтении 287 голосами "за". То, что законопроект, по словам главы комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Крашенникова, хорошо проработан вызвало сомнение у Олега Смолина. Так, по тексту закона среди сфер, в которых создаются АУ, указывается здравоохранение, однако в предпоследней статье говорится, что "изменение типа государственных и муниципальных учреждений здравоохранения не допускается".

"В передовых странах автономных учреждений в таком виде почти нет", - рассказала Оксана Дмитриева. "Есть бюджетные учреждения, которые финансируются по смете как и у нас. Они обладают широкими правами. Но нигде нет, чтобы бюджетные организации переводили в автономные учреждения, то есть если бюджетное финансирование, то статус бюджетной организации", - заметила она.

"Такое ощущение, что готовятся к передаче наиболее лакомые куски: земельные участки, здания", - заявила Дмитриева, пояснив, что большинство вузов сегодня располагаются в центральных районах российских городов, в хороших помещениях, культурная ценность которых зачастую огромна. "Это делается не для того, чтобы пополнить финансирование, а для передачи, причем бесплатной их имущества. Это приватизация, но самая жульническая без продажи государственной собственности, без какой-либо справедливой цены ", - сказала депутат.

Дмитриева привела несколько схем, с помощью которых фактическая приватизация может быть осуществлена. По законопроекту АУ не может без согласия собственника распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом. Виды особо ценного движимого имущества определяет правительство, а в документе говорится, что особо ценное - это то имущество, без которого деятельность АУ существенно затрудняется. Например, если АУ - это музей, то Леонардо да Винчи может быть назван особо ценным имуществом музея, а импрессионисты - нет. Далее наблюдательный совет дает рекомендацию на его передачу в качестве вклада в другое юридическое лицо, "и все это будет потом законно", предполагает Дмитриева. По ее словам, возможно проведение таких схем, которые многократно увеличат масштаб рейдерства в социальной сфере. Есть также варианты "ложного банкротства через обременение по долгам".

Зампредседателя комитета по образованию и науки Смолин считает, что лучше бы парламентарии вернули вузам те права, которые они уже имели, чем принимали закон, который по целому ряду ограничивает их автономию: неясность в отношении того, кого будут превращать в АУ, а кого нет, назначаемость руководителей, в то время как ректоров сегодня избирают, ограниченность участия трудовых коллективов в рассмотрении вопросов деятельности организации. Он напомнил, что за последние два года у вузов отобрали право самостоятельно тратить заработанные деньги и право пользоваться банковским кредитом.