Политические партии Латвии используют государственные предприятия для увеличения своих доходов и находятся в зависимости от пожертвований финансовых групп, что в свою очередь увеличивает риск политической коррупции. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, таковы основные выводы исследования латвийской общественной организации "Общество за открытость Delna (Ладонь)" - "Анализ доходов партий. Пожертвования представителей правлений и советов государственных и самоуправленческих предприятий", с результатами которого сегодня, 14 июня, журналистов познакомили его авторы Андрей Карпович и Лига Стафецкая.

Исследование доходов партий проводилось с января 2005-го года по май 2006-го года. Основное внимание уделялось крупным пожертвованиям, превышающим 1000 латов (49 020 рублей) в год. В течение полутора лет среди партий, представленных в Сейме, больше всего пожертвований получила партия Новое время экс-премьера Эйнара Репше, которой за период с 1 января 2005 года по май 2006-го года было перечислено 453 555,77 латов. На втором месте находится Народная партия премьер-министра Айгара Калвитиса: ей было пожертвовано 278 051,59 латов.

Анализ партийных доходов показывает, что существенная часть бюджета находящихся у власти политических партий Латвии сегодня формируется за счtт пожертвований, которые поступают от представителей советов и правлений предприятий, принадлежащих государству и самоуправлениям. Как отмечают в Delna, партии власти через своих представителей на государственных предприятиях косвенно получают государственное финансирование, что противоречит принципу равной политической конкуренции, так как этот вид косвенной государственной поддержки доступен только для партий, находящихся у власти. Проведtнное исследование также свидетельствует, что многие политические партии находятся в зависимости от пожертвований финансовых групп. Так, крупные пожертвования физических лиц, превышающие 1000 латов в год, составляют в среднем 80% от бюджета партий. Наибольший удельный вес величины пожертвований свыше 1000 латов имеется у объединения "Отечеству и Свободе/Движение за национальную независимость Латвии" (TB/LNNK) - более 95% от общего количества пожертвований в период с начала 2005-го года по май 2006-го года. Крупные пожертвования Народной партии составляют 92% от доходов партии, Партии народного согласия - 85%, Первой партии - 84%, партии Новое время - 82%, Союза "зеленых" и крестьян (пост спикера Сейма, - ИА REGNUM) - 80%. Наименьший удельный вес крупных пожертвований в структуре общих доходов партии у левого объединения "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ) - 50%.

Приведенные цифры, на взгляд экспертов Delna, доказывают, что партии, представляющие государственные структуры, главным образом, существуют за счет крупных пожертвований. Мол, это дает основание для подозрений в увеличении зависимости этих партий от некоторых крупных жертвователей, что увеличивает риск политической коррупции, так как возникает угроза присутствию общественных интересов при принятии решения. В качестве одного из примеров крупных спонсоров в исследовании приводится, в том числе и Народная партия. Так, почти третья часть крупных пожертвований, полученных Народной партией, состоит из средств активных представителей партии, среди которых ее основатель Андрис Шкеле (пожертвовал 9000 латов в 2005-м и 2006-м годах), а также депутат Юрмальской думы Агрис Калнциемс и депутат Саласпилской думы Вилнис Гривиньш. Перед вступлением в должность Вилис Гривиньш являлся директором ООО Lion. Эту должность сейчас занимает его жена Элита Гривиня, также являющаяся крупным жертвователем партии.

Вилис Гривиньш являлся активным спонсором партии и до этого. В целом, с 2002-м году Гривиньш пожертвовал партии 21 500 латов, а его жена - 12 500 латов. В свою очередь двум региональным партиям - Даугавпилская Городская партия и партия "Латвии и Вентспилсу" - по данным Бюро по борьбе с коррупцией и ее предотвращению (KNAB) за рассматриваемый промежуток времени не было сделано ни одного пожертвования. Можно предположить, что эти партии основываются на добровольной работе, или их деятельность финансируется из средств, которые не были задекларированы, отмечают в Delna.

Результаты анализа пожертвований политическим партиям свидетельствуют, что пятую часть бюджета (20% или 53 000 латов) Первой партии составляют пожертвования представителей советов и правлений государственных предприятий. Народная партия с января 2005 года от данной группы спонсоров получила 42 000 латов, что составляет 15% от общего бюджета этой политической организации. В свою очередь Латвийский Крестьянский союз от своих представителей в советах государственных предприятиях получил 46 150 латов (16% от общего бюджета партии), Латвийская Зеленая партия - 20 307 латов (17% от общего бюджета партии), партия Новое время - 26 681 лат (6% от общего бюджета партии). Меньший удельный вес пожертвований, поступивших от представителей в советах государственных предприятиях, на протяжении последних полутора лет был у левых партий. Данные пожертвования составляли лишь 1% от общего бюджета (или 2000 латов) Партии народного согласия, менее 1% от общего бюджета (или 1000 латов) партии Новый центр и 5% (или 9709 латов) от общего бюджета Латвийской социал-демократической рабочей партии.

Как полагают авторы исследования, большой удельный вес пожертвований представителей советов государственных и самоуправленческих предприятий свидетельствует о том, что формирование советов, как правило, основывается на политической принадлежности кандидата, а не на его профессиональных навыках. В советы избираются приближенные к партии претенденты, которые, зачастую, не знают соответствующую область предпринимательства. В Delna напоминают, что подобное политизирование советов государственных и самоуправленческих предприятий противоречит Коммерческому закону и закону "О государственных и самоуправленческих частях капитала и капитала общества", определяющим принципом которых является совет как проверяющая структура предприятия, представляющая интересы акционеров (государства и самоуправления, а не политической партии). Кроме того, принятие пожертвований от представителей советов и правлений предприятий, принадлежащих государству и самоуправлениям, является проблематичным с этической точки зрения.

Рассматривая взаимосвязь между пожертвованиями политическим партиям и изменениями в правлениях и советах государственных и самоуправленческих предприятий, авторы исследования обратили внимание и на другую тенденцию: вначале протеже партии жертвует политической силе значительную сумму денег, а потом партия направляет его на работу в правление или совет предприятия. В целом, были констатированы 9 возможных случаев крупных пожертвований партиям, после которых спонсор назначался на руководящий пост в государственном или самоуправленческом предприятии. Больше всего подобных "сомнительных сделок" было у партии Новое время (5 случаев) и у Первой партии (3 случая), один случай был выявлен у объединения "Отечеству и Свободе/Движение за национальную независимость Латвии". Чаще всего изменения в советах государственных и самоуправленческих предприятий происходят благодаря изменениям в составе правящих сил коалиции на национальном или самоуправленческом уровне. Что, как полагают в Delna, свидетельствует о том, что в советах предприятий представлены политические, а не государственные интересы.