Илья Заславский. Поставка нефти из Азербайджана в Литву: политики договариваются - бизнес молчит

Баку, 14 июня 2006, 17:44 — REGNUM  

Президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент Литвы Валдас Адамкус подписали 8 июня 2006 года в Баку совместное заявление о сотрудничестве. В рамках переговоров двух президентов, министр экономического развития Азербайджана Гейдар Бабаев и секретарь МИД Литвы Альбинас Янушка подписали соглашение о защите и поощрении инвестиций. Кроме того, на совместной пресс-конференции президентов Валдас Адамкус выразил заинтересованность своей страны в сотрудничестве с Азербайджаном в энергетическом секторе. По его словам, Литва рассмотрит возможность приобретения энергоресурсов, в том числе нефтепродуктов Азербайджана. Президенты Азербайджана и Литвы также выразили заинтересованность в открытии посольств в Вильнюсе и Баку, что послужит стимулом для дальнейшего развития отношений между странами.

На следующий день о намерении закупить в Азербайджане большую партию нефтепродуктов заявил заместитель министра экономики Литвы Аницетас Игнотас.

По его словам, Литва предлагает Азербайджану полный комплект молочных продуктов, мебель и готова импортировать из Азербайджана рыбу, овощи и нефтепродукты. Игнотас сказал отдельно об интересе также к продуктам переработки азербайджанской нефти. "Мы хотим покупать у Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) нефтепродукты в объеме до одного миллиона тонн в год и позже будем обсуждать вопросы логистики - как доставить нефтепродукты из Азербайджана до Литвы", - сказал он. Представитель ГНКАР сказал, что эта тема пока "детально" не обсуждалась. "Мы сейчас ведем переговоры по путям доставки нефтепродуктов из Азербайджана в Литву", - сказал Игнотас. По мнению Аницетаса Игнотаса, для расширения торгового оборота между двумя странами необходимо заключение связей между отдельными хозяйствующими субъектами и устранение бюрократических препонов.

Министр экономического развития Азербайджана Гейдар Бабаев сообщил, что в 2005 году оборот между двумя странами составил 7 млн долларов. "Это очень маленькая сумма для наших стран и не отвечает потенциалу, - отметил он. - Я думаю, что если в следующем году будет удвоение этой суммы, то это не большое достижение. Мы сможем увеличить объем товарооборота в 4 раза между нашими странами".

Помимо готовности покупать до миллиона тонн азербайджанских нефтепродуктов ежегодно, Литва также предложила Азербайджану участие в проектах, связанных с транспортировкой нефти. "Литовская сторона предложила ГНКАР участвовать в трубопроводных и портовых проектах на территории Литвы. Мы будем вести переговоры по этим вопросам", - сказал Гейдар Бабаев после азербайджано-литовского бизнес-форума в Баку. Он не сообщил деталей. Он также отметил, что президенты поддержали инициативу открытия азербайджанского дома в Литве (надо напомнить, что некоторое время назад Казахстанская нефтяная компания "Казмунайгаз" открыла свой дом-представительство в Литве, так как надеялась на покупку НПЗ Mazeikiu Nafta, но после продажи предприятия польской PKN Orlen, стали известны планы о закрытии представительства).

Hеобходимо отметить, что все заявления сделаны представителями правительства, а не коммерчески ориентированными бизнес-структурами. Дело в том, что пока в Литве есть и более близкие и удобные перерабатывающие мощности, и, хотя политикам, наверно, хотелось бы объединить как-то две республики в энергетическом плане, с коммерческой точки зрения, по крайней мере, на сегодня это не выгодно. Со стороны бизнеса внятных и четко обоснованных предложений на этот счет пока не было и вряд ли будет в ближайшее время.

Дело в том, что в Литве находится единственный в Прибалтике нефтеперерабатывающий завод - Mazeikiu Nafta, контрольный пакет которого недавно купила польская PKN Orlen у испытывающего финансовые трудности российского ЮКОСа (Россия ежегодно поставляет на Mazeikiu 6 млн тонн нефти). Литовские НПЗ и близлежащие польские и другие восточно-европейские мощности вполне справляются с потребностями республики в нефтепродуктах и вряд ли кто-то с ними сможет конкурировать, прежде всего из-за транспортных издержек.

Точно такая же ситуация с Украиной. Известно, что там же в Баку Украина предложила Госнефтекомпании Азербайджана создать совместные предприятия по переработке азербайджанской нефти на Украине. В ходе встречи в Баку с президентом Госнефтекомпании АР Ровнагом Абдуллаевым, эксперты ОАО "Укртранснафта" и "Укрнафта" также презентовали проект продления нефтепровода Одесса-Броды до Плоцка. Абдуллаев заявил о заинтересованности Азербайджана в создании альтернативных каналов выхода на европейские нефтегазовые рынки, в связи с чем могут быть рассмотрены и перспективы маршрута Одесса-Броды-Плоцк. По его словам, в проекте, поддерживаемом Евросоюзом, имеются положительные моменты и для Азербайджана.

Однако, никаких подробных коммерческих выкладок пока представлено не было. Очевидно, что пока, даже при существующих ценах нефть, производство и доставка нефти, а тем более нефтепродуктов выгодны только при относительно близких географических данных. На данный момент для Азербайджана в реальности можно говорить об энергетическом сотрудничестве в основном с соседями, с которыми уже есть инфраструктура и налаженные связи: Турцией, Россией, Грузией, Ираном. Отдельные российские нефтяные компании тоже пробовали возить нефть в Америку небольшими партиями исключительно ради PR и политических целей, но без налаженных "экономик объема" и большого спроса такие акции безуспешны. Цифра в 1 млн тонн нефтепродуктов из Азербайджана в Литву может вообще не реализоваться, а если и реализуется, то так и останется на этом уровне без активного интереса со стороны бизнес-структур, которые умеют считать конкурентные пути доставки нефти и нефтепродуктов.

Илья Заславский - эксперт в области ТЭК

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.