Интервью директора департамента по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев при югоосетинской части СКК Махара Гассиева

ИА REGNUM: Г-н Гассиев, в интервью нашему агентству вы уже рассказывали о том, как проводится строительство жилья для беженцев. Как в настоящий период осуществляются меры по социальной поддержке данной категории населения?

Следует отметить, что положение у беженцев и вынужденных переселенцев не одинаковое. С сожалением приходится констатировать, что эта категория населения является, пожалуй, самой уязвленной. Среди беженцев много одиноких людей, которые потеряли не только дома, но и родных и близких. Зачастую средства к существованию у таких людей сведены к минимуму. Более того, у них нет средств даже на то, чтобы умирая, быть похороненными. В связи с этим мы обратились в правительство. В настоящее время в государственном бюджете Южной Осетии предусмотрены средства именно для этой прослойки населения. Человеку достаточно написать заявление, которое будет рассмотрено специальной комиссией. Как правило, таким людям государство оказывает помощь в размере от 1-3 тыс. рублей.

ИА REGNUM: И много таких людей?

В принципе, 80% беженцев и вынужденных переселенцев находятся в крайне тяжелых условиях. Многие из них, как я уже сказал, во время конфликта потеряли абсолютно все - жилье, имущество, близких и родных. Помимо финансовой помощи мы оказываем им гуманитарную помощь, что является большим подспорьем для людей. Так, недавно они получили продукты питания, постельные принадлежности и др.

ИА REGNUM: Известно, что беженцы и вынужденные переселенцы проживают в т.н. коллективных центрах. Расскажите, что представляют собой данные центры?

В первые годы конфликта общее число беженцев и вынужденных переселенцев составило более 14 тыс. С течением времени, при посредничестве УВКБ ООН, началось строительство домов в местах прежнего проживания, оказание помощи. Как следствие, люди стали возвращаться в насиженные места. Только в Цхинвальский и Знаурский районы было возвращено более 70% беженцев. Но, в первые постконфликтные годы люди размещались кто как мог - в гостинице, у родственников. С течением времени у нас осталось всего 4 коллективных центра, в которых проживает более 200 семей. Это три общежития и турбаза "Осетия". Должен заметить, что в этих коллективных центрах проживает сегодня та категория населения, которая не может вернуться в места прежнего проживания. У этих людей нет гарантий безопасности, они не хотят возвращаться в грузинские села, в грузинские города. Таким образом, они по сегодняшний день остаются в коллективных центрах в Цхинвале. К нашему большому сожалению, мы в этом отношении что-либо изменить не можем. Согласно мандату УВКБ ООН, эта организация оказывает помощь только тем людям, которые хотят вернуться в места прежнего проживания. Должен также отметить, что события 2004 года еще более усугубили ситуацию, показали, что возвращаться беженцам в места, где компактно проживают грузины и осетины, небезопасно. Яркий пример - село Мамитыкау, которое в 90-е годы было полностью сожжено. С 1997 года оно было восстановлено, постепенно в село вернулись люди, но в 2004 году село опять было сожжено. Комментарии, как говорится, излишни.

ИА REGNUM: Известно, что беженцам оказывается помощь и экономического характера...

Да, можно сказать, что социальный и экономический блоки объединены. Согласно постановлению правительства, если беженец что-то строит, то мы обращаемся в комитет лесного хозяйства, и беженцам оказывают помощь древесиной. Оказывается также помощь и дровами. Так, за период зимнего отопительного сезона 2005-2006 года дрова выделены более 200 семьям.

ИА REGNUM: Каков социальный статус беженца на территории Южной Осетии? Имеют ли они право учиться, работать в государственных структурах, принимать участие в выборах?

В соответствии с законами и принятыми нормативными актами, беженцы являются такими же гражданами, как и все остальные, и, следовательно, обладают равными правами. Более того, для беженцев предусмотрены льготы социального характера. Им выдаются паспорта, предоставляется гражданство, решаются пенсионные вопросы и вопросы трудоустройства.

ИА REGNUM: Какие в этом году приоритетные направления работы определены для вашей организации?

Одним из главных вопросов для нас является осуществление программы строительства домов для беженцев и вынужденных переселенцев. Очень важен вопрос перерегистрации. Согласно закону, перерегистрация проводится каждый год. Беженец должен заявить о себе, составе своей семьи и т.д. Это делается для того, чтобы уточнить количество беженцев, состав их семьи и др.

ИА REGNUM: Имеются ли в ваших списках "новоиспеченные" беженцы, или же процесс потока беженцев приостановлен?

С сожалением, вынужден констатировать, что с 2004 года резко увеличился поток беженцев из районов Грузии, где по-прежнему продолжаются притеснения осетинской части населения во всех вопросах: в правовых, в вопросах учебы, трудоустройства. Там по сегодняшний день наблюдается антиосетинская истерия. Только за последний год в Южной Осетии зарегистрировано 63 семьи, бежавших из Грузии.