В результате проведения в 2004-2005 учебном году тестов на "Эффективность обучения" и "Индекс развития" (акроним на иврите - МЕЙЦАВ) среди 140 тыс. учеников 2-х, 5-х и 8-х классов в 1 200 школах Израиля выяснилось, что ситуация с усвоением учебного материала в Израиле не улучшилась.

Объектами исследования стали глубина и прочность знаний детей по родному языку, математике, точным наукам и английскому (второклассников проверяли только по родному языку). В большинстве дисциплин зафиксировано снижение результатов. Самое серьезное снижение произошло у восьмиклассников по точным наукам. Если три года назад средняя оценка протестированных была 79 баллов, то в минувшем учебном году - 71.

Кроме всего прочего, в ходе МЕЙЦАВ проверяется также моральный климат в школах. В 2004-2005 годах 20% учеников 5 и 8 классов в еврейском секторе жаловались на насилие в школе. В нееврейском секторе проблема еще острее - на рост насилия в школе указали 40% учащихся.

В министерстве просвещения говорят, что нельзя делать выводы на основании сухих цифр. Кроме того, руководство этого ведомства утверждает, что делать сравнения по разным годам некорректно: "Каждый год мы тестировали только половину учеников. Кроме того, уровень сложности тестов в разные годы отличался".

Как заявила новый министр просвещения Израиля Юли Тамир заявила в связи с результатами тестов: "Это не национальные конкурсы красоты, по итогам которых мы выявляем победителей и решаем судьбу проигравших".