Координатор нового состава таллинского консультативного совета по делам национальных меньшинств Маргарита Черногорова ответила на вопросы корреспондента ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Создание консультативного совета по делам нацменьшинств при таллинском мэре - это ответ "на злобу дня" или "наконец-то принятое решение", ожидавшееся уже последние лет 14? Для чего он создан?

Совет создан, безусловно, в силу того, что существуют определенные проблемы нацменьшинств, требующие решения, и Таллин, половину населения которого составляют неэстонцы, естественно, является средоточием этих проблем. Однако следует понимать, что проблемы неэстонского населения созданы на государственном уровне, и решить их на уровне муниципальном весьма непросто, Что мы действительно можем, так это обозначить проблему, привлечь к ней внимание властей и, по мере сил, смягчить для русскоязычных таллинцев последствия жесткой и достаточно неумной национальной политики первых лет после восстановления независимости.

ИА REGNUM: Какими правами и обязанностями наделен совет и какова его оргструктура, финансовое и материальное обеспечение?

Это консультативный орган при мэрии, имеющий совещательный голос. Существование совета и его работа имеют смысл лишь в том случае, если городская власть готова этот голос услышать. Мне представляется, что нынешняя коалиция открыта для сотрудничества. Что касается материальной части, мы располагаем некоторыми ресурсами для поддержки конкретных проектов и начинаний. В нашей власти также - выйти к мэрии с конкретными предложениями о финансировании работы.

ИА REGNUM: Насколько ваш совет зависим от таллинских властей и способен проводить самостоятельную линию поведения?

Совет зависим от таллинских властей ровно настолько, насколько зависят друг от друга два участника диалога. Самостоятельная линия поведения, если продолжать аналогию, означала бы монолог, слушателем которого неизбежно остался бы тот же русскоязычный житель. Мне представляется, мы пережили тот период "параллельного существования", когда проблемы неэстонцев интересовали только нас самих и местные русские газеты. Пора поговорить о них с эстонцами. И с властью.

ИА REGNUM: Насколько плотно вы контактируете с городскими властями? В чем точка зрения членов совета совпадает с точкой зрения столичных властей, в чем - нет?

Очень плотно. В состав совета входит таллинский мэр и старейшины нескольких частей города. Причем они не просто входит в состав, но и принимают участие в работе совета. Говорить о совпадении точки зрения членов совета с точкой зрения властей пока рано. Во-первых, в силу того, что "точка зрения совета" не некая данность, а результат осмысления и компромисса - там, где легко договорятся двое, двадцати человекам нужно немного больше времени. У нас же пока состоялось только одно заседание, которое не выявило разногласий, но и не позволяет говорить о некой общей точке зрения. Просто потому, что далеко не все злободневные вопросы нами обсуждены и проработаны. По вопросу обслуживания русскоязычных пенсионеров наравне с эстоноязычными в социальных центрах частей города (речь шла о досуге, бесплатных концертах, кружках и пр.) никаких разногласий у нас не возникло. Да, все жители Таллина, независимо от языка общения, должны иметь равные возможности пользоваться услугами социальной сферы, и недопустимо мириться с тем, что кое-где русскоязычным старикам дают понять, что они здесь персона нон грата.

ИА REGNUM: Что вы ответите скептикам, уверяющим в бесполезности подобного рода "консультативных структур", зависимых от властей?

Скептикам я отвечу просто - дорогу осилит идущий. Что касается иронических кавычек вокруг "консультативной структуры", мы живем в правовом государстве и стараемся решать свои проблемы в рамках заданного правового поля. И если нас, наконец, пригласили к диалогу, стоит ли показывать кукиш? Может, сперва попытаемся договориться?

ИА REGNUM: Чем вы объясняете то, что созданный при президенте Эстонии схожий с вашим советом "круглый стол" по вопросам нацменьшинств фактически существует лишь на бумаге, а его заседания проходят крайне нерегулярно и без последствий для жизни многочисленного нацменьшинства Эстонии?

Объясняю отсутствием политической воли со стороны государственных властей, составленных из самых разных политических партий и сил. Ясно, что поменяем законы - и все проблемы уйдут. А желания это делать нет. В Таллине ситуация другая - Центристская партия полностью контролирует ситуацию и готова менять ее. Именно поэтому я возлагаю куда большие надежды на работу консультативного совета.

ИА REGNUM: То, что в совете по нацменьшинствам нет руководителей русской общины, второй крупнейшей после эстонской общины в Эстонии, и представителей русской православной церкви, - это случайность или закономерность? Планируете ли вы разрешить этот вопрос?

Если вы назовете мне поименно руководителей русской общины, мы непременно пригласим их в совет. Но после смерти Алексея Зыбина русская община осталась без руководства. Да и не изъявлял никто оттуда желания войти в состав совета. Что касается православной церкви, если кто-то из священнослужителей изъявит желание участвовать в нашей работе, мы с радостью потеснимся за круглым столом.

ИА REGNUM: Когда состоится заседание совета, каковы вопросы обсуждения?

В очередной раз мы соберемся 19 июня. В повестке дня - вопрос о программе действий городских властей при переходе русских школ на эстонский язык обучения в рамках образовательной реформы, вопрос о воскресных школах, вопросы финансирования.

Справка ИА REGNUM:

Новый состав таллинского консультативного совета по делам национальных меньшинств был утвержден в марте 2006 года. Консультативный совет возглавил мэр города Юри Ратас, координатором была назначена Маргарита Черногорова. В состав совета входят 28 депутатов горсобрания, представителей городской администрации, общественных деятелей и представителей национальных меньшинств столицы Эстонии.

Маргарита Черногорова закончила юридический факультет Ленинградского государственного университета. Депутат Городского собрания Таллина от Центристской партии, председатель правовой комиссии таллинского горсобрания.