На минувшей неделе нижегородские СМИ обсуждали акцию дайверов по очистке дна Мещерского озера в Нижнем Новгороде и перспективу развития нижегородского аэропорта.

"КоммерсантЪ" пишет, что 4 июня в Канавинском районе Нижнего Новгорода в рамках Международного дня очистки водоемов состоялась экологическая акция по очистки дна и берега Мещерского озера. Вместе с 13 профессионалами-дайверами центра PADI "Звездный-НН" на дне Мещерского озера спустились мэр города Вадим Булавинов.

Каждому дайверу до погружения выдавали опознавательный буек - надувную игрушку, по которой можно было определить местоположение спортсмена. Булавинову достался желтый бегемотик. Во время погружения и перемещения по озеру Булавинова сопровождал спасательный катер МЧС.

За полтора часа дайверами было собрано более 120 килограммов мусора.

По данным газеты "Нижегородские новости", в озере нашли листы железа, около 10 автомобильных шин, большое количество бутылок. Самыми громоздкими находками стали контейнер для мусора, детские качели-качалка и велосипед "Школьник".

На берегу мусор собирали волонтеры из аппарата комитета по экологии ОЗС, детско-юношеской организации "Зеленый парус", экоцентра "Дронт". Экологическое состояние озера требует постоянного внимания, но купаться в нем, скорее всего, можно.

Это было подтверждено тем, что мэр Булавинов поймал в озере живого рака. которые живут только в чистой воде.

"Россиская газета" сообщает, что глава федерального агентства воздушного транспорта РФ Александр Юрчик в ходе встречи с губернатором Нижегородской области Валерием Шанцевым назвал нижегородский аэропорт наиболее перспективным в ПФО. По его словам, нижегородский аэропррт будет развиваться как крупный транспортный логистический узел, включающий в себя современные терминалы.

"Нижегородская правда" отмечает, что правда реконструкцию Международного аэропорта "Нижний Новгород" в течение 5 лет будет направлено около 1 млрд. рубдей из разных источников. Так, на 2006 год предусмотрено 70 млн. руб. из бюджета области на выполнение проектных работ по реконструкции. Саму же реконструкцию аэропорта планируют начать в 2007 году. Первый этап рассчитан на 2 года. Стоимость работ - 500 млн. руб. Деньги поступят из федерального бюджета.

В дальнейшем реконструкцию инфраструктурной части аэропорта планируется вести с привлечением инвесторов, пишет "КоммерсантЪ". Предполагается, что данный этап будет реализовываться параллельно с реконструкцией полос и стоянок и займет около 5 лет.

"Нижегородские новости" рассказывают, что на свалках Нижегородской области накоплено 12 млн. тонн отходов. Самая большая свалка в России, принимает в год около 4 млн. кубометров бытовых отходов из Н. Новгорода и Дзержинска. Рядом находится свалка бытовых отходов 3-го и 4-го классов опасности ГАЗа.

В восточной промзоне Дзержинска складируются легальные и нелегальные захоронения гербицидов и пестицидов, в том числе отходы сильнодействующего яда симазина, которые не менее токсичны, чем основной продукт. В этой же 10-километровой зоне находятся два озера-шлаконакопителя под открытым небом. Более 20 тыс. жителей поселков Горбатовка, Гнилицкие дворики, Лесная поляна, Строителей, старое и новое Доскино ежедневно подвержены воздействую супертоксикантов, превышающих ПДК в 4-9 раз.

В марте 2006 года природоохранная прокуратура возбудила уголовное дело по ст. 251 УК РФ (загрязнение воздуха). Свалка практически непрерывно горела в течение 25 лет. Периодические возгорания на Игумновском полигоне связаны с несоблюдение технологии захоронения отходов эксплуатирующей организации ООО "Переработка бытовых отходов - НН". Возгорания на Игумновском полигоне вызывают задымление, которое напрямую влияет на безопасность дорожного движения. В августе 2005 года на пятом километре обхода Н. Новгорода из-за плохой видимости столкнулись 10 автомобилей, что привело к гибели 8 человек, движение на трассе М-7 было прекращено на 6 часов.

Главный государственный инспектор Федерального дорожного агентства России по Нижегородской области, депутат ОЗС Игорь Донато отмечает, что обращения к руководству эксплуатирующей компании полигона ТБО ни к чему не привели. Периодически над трассой висит дымовая завеса. По мнению Донато, необходимо принимать законы, запрещающие нецивилизованную переработку твердых бытовых отходов.

Представители ООО "Переработка твердых бытовых отходов - НН" утверждают, что учитывают претензии контролирующих организаций и заказчиков по техническому, санитарно-эпидемиологическому и пожароопасному состоянию Игумновского полигона и выполняют работы по улучшению его технической инфраструктуры.

По мнению экологов, власти должны в ближайшие сроки разработать план действий на случай экологической катастрофы, рекультивировать территории полигонов и запретить развитие в восточной промзоне Дзержинска новых производств.

"Нижегородский рабочий" сообщает, что с верховьев Оки к Нижнему Новгороду понеслось несколько тысяч тонн канализационных стоков. На канализационной насосной станции Владимирского тракторного завода днём 4 июня произошла авария. До 10 утра следующего дня в реки Содышка и Рпень лились неочищенные стоки, а 7 июня произошёл ещё один слив. В итоге общий объём сброшенных в реки фекалий дошёл до 8 тыс. кубометров в сутки.

Через упомянутые реки стоки попали в Оку. При этом руководство завода не поспешило сообщить о ЧП. Тревогу забили садоводы, чьи дома расположены вдоль Содышки и Рпени.

"Аргументы и факты" пишут, что в Нижнем Новгороде создано новое общественное объединение - Ассоциация предпринимателей и предприятий. И создано оно под специальную программу "по противодействию планам городской администрации по сносу киосков и мини-маркетов". Ассоциация появилась сразу же после того, как предприниматели услышали от мэра Нижнего Новгорода о своей дальнейшей судьбе.

Газета напоминает, в октябре 2005 года на выборах с огромным перевесом победил Вадим Булавинов. Тогда же были выборы в Гордуму. В программах кандидатов были и пункты о поддержке предпринимателей, но из всех городских депутатов за владельцев киосков и мини-маркетов вступился только Дмитрий Бирман, который возглавляет областную общественную организацию "ОПОРА России". Остальные крупные бизнесмены-депутаты проблемы не замечают, но живо реагируют на делёж рекламного рынка и акционирование муниципальных предприятий, отмечает издание.

Комментируя создание новой организации предпринимателей, руководитель пресс-службы мэрии Евгений Семёнов, в частности, сказал, что если у ряда предпринимателей возникла иная точка зрения, отличная от "ОПОРЫ России" и "Деловой России", то и она будет услышана. Но это не означает, что городская администрация откажется от объявленной стратегии. Мэр неоднократно заявлял, что время ржавых железных бочек, "украшавших" город под названием "мини-маркет", прошло безвозвратно. Для придания Нижнему Новгороду современного облика, необходимо принять те изменения, что продиктованы временем.

"Нижегородские новости" сообщают, что новости председатель комиссии по транспорту нижегородской Гордумы Алексей Гойхман сообщил, что комиссией разработан проект постановления, которое радикальным образом меняет систему формирования рынка автоперевозок в Нижнем Новгороде.

Проект предусматривает обязательный конкурс как для частных, так и для государственных перевозчиков, а также программу кадровой подготовки, начиная с руководителя и кончая водителем автобуса. В ближайшее время планируется провести мониторинг пассажиропотока в городе и начать работу по созданию единого проездного билета для всех автобусов города, как частных, так и государственных. Практики создания такого билета России не существует, и нижегородцы будут первопроходцами в этом деле.

В продолжение темы "КоммерсантЪ" рассказывает, что основными условиями участия в конкурсе станут наличие у претендента собственной (или арендованной) ремонтной базы, четкое соблюдение графика движения, обязательное прохождение ТО в сертифицированных центрах, наличие в штате медика и т.д. Согласно проекту постановления, произойдет отсев мелких частников.

Сейчас все частные перевозчики ездят по договору с администрацией города, и пусть спокойно доездят 2006 год, до истечения срока договора. После этого всем будет предоставлено право участия в конкурсе.

Также предполагается создать некое контрольно-ревизионное управление, которое будет контролировать маршруты. Необходимость такого шага директор городского департамента транспорта и связи Владимир Грибов объяснил тем, что текущую ситуацию на маршрутах никто не отслеживает, а транспортная инспекция фактически ничего не контролирует.

Ещё один главный козырь реформаторов - автобусы большой вместимости. 400 больших "ЛиАЗов" с американскими моторами планируется выпустить на ряд ранее закрытых маршрутов, соединяющих Автозавод и Сормово с верхней частью города. Так, в качестве эксперимента первые 30 "ЛиАЗов" пустят по маршруту № 26 от Московского вокзала до Кузнечихи, заменив ими 110 "ПАЗов".

"ПАЗы" же предполагается поставить на второстепенные маршруты, отдав главные магистрали автобусам большой вместимости. Для экономического обоснования конкретных маршрутов нужно изучить пассажиропоток, чего не делалось с 1988 г., но денег на это у Грибова нет, поэтому маршрутная карта сейчас кроится на основе изучения отдельных маршрутов и "на ощупь".

Участники рынка автобусных перевозок сомневаются в том, что конкуренция будет честной, и говорят о нерентабельности автобусов большой вместимости в настоящий момент. Затраты на их содержание в 3 раза выше, а пассажиров будет перевозиться всего лишь на 15% больше. Частные перевозчики уверены, что нет никакой необходимости ломать уже сложившиеся маршруты. Все равно "ЛиАЗы" будут дублировать маршруты частных перевозчиков и интервал движения у таких автобусов должен быть не менее 10-15 минут, а нижегородские пассажиры не привыкли ждать так долго. В часы пик такой автобус сделает 1-2 удачных рейса, а затем будет возить по 10-15 человек.

Ожидается, что проект постановления Гордума рассмотрит 21 июня.