Во Владимире побывала доктор политических наук, профессор Российской Академии государственной службы при Президенте РФ Оксана Гаман-Голутвина. Она ответила на вопросы корреспондента ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Как вы относитесь к идее национальных проектов?

Национальные проекты не стоит рассматривать как единственное средство от головной боли. Нацпроекты - глобальный замысел, который призван решить проблемы в образовании, здравоохранении, сельском хозяйстве, жилищном строительстве. Если нацпроекты будут способствовать улучшению ситуации в стране, косвенно это будет работать против возможности резких эксцессов.

ИА REGNUM: Уже сейчас видно, что во многих регионах национальные проекты начинают пробуксовывать. К чему это может привести в политическом плане?

Вообще трудно было бы ожидать, что после долгих лет отсутствия внимания к сельскому хозяйству, образованию, здравоохранению можно решить накопившееся проблемы одним мановением палочки. Трудности неизбежны. Вопрос в том - хватит ли политической воли, чтобы реализовать эти проекты в полном объеме. Так же замечу, что объем финансирования национальных проектов крайне недостаточен для решения проблем в масштабах страны.

ИА REGNUM: Национальная идея России - "Сохранение суверенитета". При этом стремительно убывает население. Для кого сохраняем суверенитет?

Улучшение демографической ситуации - это комплексная проблема, которая требует и экономических, и социальных, и медицинских мер. Если же мы будем рассуждать "Население уменьшается, давайте мы откажемся от суверенитета" или "Давайте нападем на Швецию и на второй день сдадимся" - это нерационально. Если вы тонете, то, чтобы спастись, надо барахтаться. Я считаю, что меры надо принимать направленные не столько на увеличение рождаемости, сколько на повышение качества жизни граждан. Безусловно, нужна целая система продуманных мер по полиаспектной программе.

ИА REGNUM: Ученые-демографы заявляют, что через 30-50 лет население России по этническому составу будет похоже на нынешних состав работников московских рынков: около 50% славян, 25% представителей народов Кавказа и Закавказья, 20% выходцев из Китая и Вьетнама. Кто мы, россияне?

Эта проблема стоит не только перед Россией: "Париж - это город, где когда-то жили французы". В США стоит проблема идентичности. Понятно, что наиболее серьезная проблема депопуляции в традиционных областях, в национальных республиках ситуация обстоит лучше. Но все-таки, я думаю, что должна вестись речь о комплексной поддержке граждан, вне зависимости от этнической принадлежности. Наверное, в рамках подобной программы следует смотреть, где наиболее уязвимые места, туда и надо прилагать особое внимание. В любом случае изменение этно-национального состава России - не повод, чтобы отказываться от программы развития и помощи в данной сфере.

ИА REGNUM: Вы верите в то, что Россия сохранится как суверенное государство?

Я надеюсь на это. Все предпосылки к этому есть. Дело за малым - за политической волей и настойчивостью населения.

ИА REGNUM: Гражданское общество?

Да. Мы часто киваем на власть, при этом сами ничего делать не хотим.