Москва. Комментарий к новому Гражданско-процессуальному кодексу РФ

Москва, 4 ноября 2002, 17:06 — REGNUM  Проект Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) был внесен на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 28 декабря 2000 года Верховным Судом Российской Федерации, 14 июня 2001 года проект Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации был принят в первом чтении, 26 июня 2002 года состоялось второе чтение. Кодекс был принят в третьем чтении 23 октября и передан на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации одобрил новый Кодекс 30 октября 2002 года. Одновременно с Кодексом был одобрен Федеральный закон "О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", которым предусматривается, что Кодекс вводится в действие с 1 февраля 2003 года.

О новом Кодексе "Регнуму" рассказывает Михаил Михайловский, заместителя председателя комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам:

Это третий Кодекс, принятый после революции. Ранее Гражданские процессуальные кодексы принимались в 1923 и в 1964 г.

Кодекс определяет порядок судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции и у мирового судьи. В год в федеральных судах общей юрисдикции рассматривается более пяти миллионов гражданских дел. Необходимость принятия нового Кодекса связана с тем, что процессуальное право должно быть адекватно материальному праву Гражданскому кодексу Российской Федерации, Налоговому кодексу Российской Федерации, Семейному кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации и Кодексу о труде Российской Федерации. Кроме того, Кодекс должен отражать потребности проводимой в стране судебно-правовой реформы, характеризующейся значительным усилением судебной власти, возрастанием процессуальных гарантий граждан и организаций.

Новый Кодекс содержит целый ряд новаций, например, изменилась его структура. В отличие от действующего с июня 1964 года ГПК РСФСР, состоящего из 6 разделов, 3 подразделов, 42 глав, 438 статей и приложений, новый Кодекс состоит из 7 разделов, 4 подраздела, 47 глав и 446 статей.

Остановимся на некоторых нововведениях. В Кодексе существенно изменились положения, касающиеся состава суда. Исключен институт народных заседателей, дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями единолично. В случаях, предусмотренных федеральным законом, дела в судах первой инстанции рассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей. Рассмотрение дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе судьи-председательствующего и двух судей, в порядке судебного надзора - в составе судьи-председательствующего и не менее двух судей.

В целях устранения возможности осуществления судами общей юрисдикции и арбитражными судами "двойной" судебной практики по одним и тем же делам, в Кодексе в отдельную главу вынесены вопросы подведомственности и подсудности. Судам общей юрисдикции рассматриваются и разрешаются: исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законых интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений; дела по требованиям, разрешаемым в порядке приказного производства; дела, возникающие из публичных правоотношений; дела особого производства; дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов; дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений; дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

При этом, суды рассматривают и разрешают указанные дела, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие - арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции. В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

В соответствии с Кодексом меняется роль прокуратуры в гражданском процессе. В соответствии с ГПК РСФСР прокурор имел право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует охрана государственных или общественных интересов или прав и охраняемых законом интересов граждан.

В новом Кодексе закреплено, что прокурор в гражданском судопроизводстве должен быть лишь стороной и возбуждать дела только в защиту прав государства, либо неопределенного круга лиц. В частности, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Кроме того, предусмотрено, что прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Изменен и расширен перечень лиц, которые не подлежат допросу в качестве свидетелей: представители по гражданскому делу или защитники по уголовному делу, делу об административном правонарушении - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением обязанностей представителя или защитника; судьи, присяжные, народные или арбитражные заседатели - о специальных вопросах, возникавших в совещательной комнате в связи с обсуждением обстоятельств дела при вынесении решения суда или приговора; священнослужители религиозных объединений, прошедших государственную регистрацию, - об обстоятельствах, которые стали им известны из исповеди. Определен круг лиц, которые вправе отказаться от дачи свидетельских показаний: гражданин против самого себя; супруг против супруга, дети, в том числе усыновленные, против родителей, усыновителей, родители, усыновители против детей, в том числе усыновленных; братья, сестры друг против друга, дедушка, бабушка против внуков и внуки против дедушки, бабушки; депутаты законодательных органов - в отношении сведений, ставших им известными в связи с исполнением депутатских полномочий; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - в отношении сведений, ставших ему известными в связи с выполнением своих обязанностей. Предусмотрено новое доказательство в виде аудио- и видеозаписи.

Кроме того, Кодексом предусматривается проведение комплексной и комиссионной экспертизы. Ранее в процессуальном законодательстве правовое положение специалистов было не урегулировано, поэтому некоторые суды допрашивали их как свидетелей, другие - как экспертов. В связи с этим, в Кодексе определено правовое положение, как экспертов, так и специалистов.

Кодекс устанавливает иные сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел. Предусматривается, что гражданские дела будут рассматриваться и разрешаться судом в срок до двух месяцев с момента поступления заявления в суд, а мировым судьей - в срок до одного месяца с момента принятия заявления к производству; дела о восстановлении на работе, о взыскании алиментов - в срок до одного месяца. Федеральными законами могут устанавливаться сокращенные сроки рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел.

Кодексом введено приказное производство, позволяющее ускоренно решать целый ряд требований, выделено в самостоятельный вид судопроизводства. Судебный приказ выдается, если: требование основано на нотариально удостоверенной сделке; требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме; требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта; заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц; заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам; заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы; заявлено органами внутренних дел, органом налоговой полиции, подразделением судебных приставов требование о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника и его имущества, или ребенка, отобранного у должника по решению суда, а также расходов, связанных с хранением арестованного имущества, изъятого у должника, и хранением имущества должника, выселенного из занимаемого им жилого помещения.

Значительно расширен перечень дел, рассматриваемых в порядке особого производства. В частности, согласно Кодексу, в порядке особого производства также подлежат рассмотрению дела: об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации); о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании; о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство).

Кодекс дополнен новыми положениями, определяющими случаи, при которых возвращаются исковые заявления и кассационные жалобы, представления.

Кодекс внесены новации в полномочия суда кассационной инстанции. Суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационной жалобы, представления вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в том же или ином составе судей, если нарушения, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции.

Кодексом изменен круг лиц, имеющих право обжалования судебных постановлений. Вступившие в законную силу судебные постановления судов, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в порядке, установленном Кодексом, в суд надзорной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, чьи права и законные интересы нарушены судебными постановлениями. Должностные лица органов прокуратуры, имеют право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в рассмотрении дела участвовал прокурор. Кроме того, установлен срок обращения в суд надзорной инстанции. Так судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу.

В Кодексе введен новый раздел о производстве по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов с учетом принятого Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации".

В настоящий момент говорить о недостатках нового Кодекса невозможно без наличия применения его на практике. Основной задачей Верховного Суда Российской Федерации и законодательных органов будет мониторинг применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с целью устранения внутренних пробелов.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail