"Тень олигархии".

(Новое время, №44, 2002. Е.Трифонов)

Победа Александра Хлопонина на губернаторских выборах в Красноярском крае показала, что крупный бизнес идет в региональную власть всерьез и надолго. То, что это не случайность, а тенденция, уже понятно. Если раньше, после того, как Абрамович возглавил Чукотку, Хлопонин - Таймыр, а Золотарев - Эвенкию, говорили, что "олигархи приватизируют отдаленные и малонаселенные регионы", чтобы обеспечить себе неприкосновенность и без помех эксплуатировать богатые недра российских окраин, то теперь видно, что дело не в этом. К трем малолюдным регионам добавилась почти миллионная Якутия, а приход к власти в Адыгее красноярского золотопромышленника Хазрета Совмена продемонстрировал, что успех предпринимателей в походе за властью - отнюдь не сибирский парадокс. Кстати, именно Северный Кавказ, а не Сибирь положил начало этой тенденции: первым бизнесменом, возглавившим регион и не связанным с партийно-советской номенклатурой, был Кирсан Илюмжинов. Точнее, не связанных с номенклатурой руководителей у нас нет, но Илюмжинов относился к формации удачливых комсомольских активистов, ушедших в бизнес в конце 1980-х, из которой и вышла нынешняя бизнес-элита. Она стала устойчивой социальной прослойкой со своим менталитетом и групповыми интересами, очень часто входящими в противоречие с групповыми интересами чиновников советского типа, занявших ключевые позиции в административных органах и составляющих другой устойчивый тип начальства.

Над российскими регионами, считают многие, нависла тень олигархии. Правда, избирателей это пугает все меньше и меньше. Тенденция ясна, но без ответа остаются два важнейших вопроса: почему, вопреки традициям стран с устойчивой демократией, представители крупного бизнеса идут во власть и что они собираются делать в регионах после победы.

Трагическое отсутствие общества

Существует мнение, что бизнес пытается заполнить пустоты в экономике и социальной сфере, вызванные уходом оттуда государства. Это не совсем так. Государство-то как раз никуда не ушло, более того, госструктуры - единственное, что осталось во многих депрессивных регионах и территориях, но поддерживать нормальное функционирование социальной сферы и хотя бы не мешать развитию экономики они не в состоянии. Дело в совершенно ненормальном соотношении власти, организованных общественных структур и бизнес-сообщества, которые только вместе, в своеобразной гармонии, основанной на общности интересов, составляют нормально развивающуюся страну. Начать придется с трагического отсутствия организованного общества на огромных просторах Сибири, Урала, да и в центре России. Не пресловутого гражданского общества, об отсутствии которого мы прекрасно знаем по бесконечным (и совершенно справедливым) жалобам тех, кто хотел бы видеть Россию страной европейского типа, а общества самого обычного -общежития, живущего по неким правилам. Классический пример такого отсутствия - городок Торопец Тверской области, отлично показанный в новом фильме "По ту сторону волков". Жуткие, не ремонтировавшиеся года так с 1914-го дома, люди, запуганные не какими-то вурдалаками, а бандой малолеток-конокрадов, брошенные предприятия, вынужденное (и привычное) безделье... Как известно, Торопец образца 1946-го снимался в 2002-м, причем без всяких декораций. Каким он был тогда, в послевоенную разруху, таким и выглядит сегодня.

Откройте местные газеты, особенно в районах отдаленных и депрессивных. Они, помимо казенных обращений местного начальства и телевизионных программ, наполнены историями кошмарных преступлений, совершаемых родственниками против родственников, соседями против соседей. Маленькие городки и деревни в развитых странах(равно как и в России до 1917 года) преступлений такого рода почти не знают. Люди связаны узами общности, которые не позволяют им слишком распоясываться. Виновата милиция? Конечно. Но поскольку нет социальной самоорганизации, никакая самая честная и активная милиция не спасет. Если соседи не помогают друг другу, если дом в селе горит или его грабят, а в домах рядом темно, значит, общество разрушено. О том же свидетельствуют неудачные попытки, скажем, создавать отряды самообороны в прилегающих к Чечне казачьих районах, беспрепятственная деятельность этнических преступных группировок по всей стране. Засилье организованной преступности - бич большинства российских регионов - не столько свидетельство общего нездоровья экономики и упадка нравов, это, как ни цинично звучит, некая попытка общественной самоорганизации. Дикой, примитивной, неконструктивной, ведущей в пропасть, но самоорганизации. Вспомним того же Быкова из Красноярья с его благотворительностью и толпами обожателей и подражателей, нижегородского Климентьева, кузбасского Коняхина.

В пустоте только чиновник не в обиде

Итак, организованного общества в России, исключая некоторые национальные регионы со своей спецификой, нет. А что же государство? Его стало слишком много. Количество чиновников в России, как известно, выросло на треть по сравнению с советскими временами. И это не просто прихоть ельцинского руководства: государство, расширяясь, пыталось таким способом заполнить пустоту, образовавшуюся после краха КПСС. Ведь эта структура была не только государствообразующей, она была, если можно так выразиться, обществообразующей, цементом, связывающим государство и общество. О качестве этой субстанции говорить не приходится, но после ее гибели государство повисло в пустоте.

Чиновничество современной формации является чем-то средним между советскими бюрократами и функционерами-аппаратчиками слаборазвитых стран вроде Ирака или Парагвая, которые в отсутствие сильной бизнес-элиты взяли на себя, помимо управленческих, еще и предпринимательские функции. Так мягко можно назвать царящую там (и здесь) тотальную коррупцию - бизнес чиновников. Беда в том, что этот бизнес не может заменить нормальное предпринимательство. Госслужащие способны только перекачивать деньги в собственные карманы, проблемы роста экономики, эффективности производства, создания новых рабочих мест их не интересуют. Остающиеся в госсобственности предприятия, за малым исключением, работают предельно неэффективно, их оборотные средства расхищаются, оборудование разворовывается. При этом бюрократия, естественно, с большим недоверием относится к бизнесу, видя в нем опасного конкурента. Этим, к примеру, объясняется особая ожесточенность недавней борьбы за пост красноярского губернатора - впервые представитель большого бизнеса вступил в борьбу за контроль над столь крупным и богатым регионом, и чиновные кланы восприняли это как вызов. Причем не только в Красноярском крае, но и в соседних регионах (против Хлопонина активно выступали губернаторы Иркутской и Кемеровской областей Говорин и Тулеев), и в Москве.

Бизнес идет во власть потому, что ему трудно и некомфортно работать в условиях разрушенного общества и всевластия чиновничества. Следует отметить, что сегодня во власть идет крупный бизнес, планирующий свою работу на годы и десятилетия. Простая поддержка региональных политиков, которая осуществляется предпринимательскими кругами уже давно, далеко не всегда оказывается эффективной, поскольку большинство политиков - плоть от плоти бюрократической системы и, оказавшись у власти, вовсе не желают ничего менять. Кроме того, большой бизнес, нуждающийся в стабильности, готов тратиться на поддержку социальной сферы в тех регионах, где работают его предприятия. Это бюрократия относится к социальной сфере как к кормушке - оттуда всегда можно немного "отщипнуть" в свою пользу, а там - хоть трава не расти. Более того, бизнес такого типа заинтересован в формировании организованного общества, поскольку там, где его нет, оно замещается бандитами и политическими экстремистами наподобие нашумевшего уральского движения "Май", прославившегося захватами предприятий. Ведь коллективы крупных предприятий - это достаточно устойчивые общности, в которых люди связаны друг с другом множеством нитей. Крупные компании, вопреки расхожему мнению, заинтересованы и в существовании сильных профсоюзов, так как трудовые коллективы должны быть представлены кем-то в переговорах с работодателями. А крайняя слабость российских профсоюзов свидетельствует о неорганизованности общества, отсутствии его как субъекта политики и экономики. Если на крупном заводе нет профорганизации или она существует формально, то нет обратной связи между руководством и рабочими, а это чревато социальными конфликтами. Предпринимателям выгоднее пойти навстречу требованиям недовольных, увеличив зарплату коллективу, чем дожидаться драматического противостояния, как это было, на Выборгском ЦБК. Именно поэтому в бизнес-элите сейчас такое внимание уделяется программам развития социального партнерства.

Социальное партнерство невозможно без участия государства, то есть тех самых чиновников, в адрес которых сказано столько горьких слов. И это достаточно реальные планы, поскольку власть, опирающаяся на бизнес, вполне способна, увольняя явных коррупционеров и бездельников, посадить в чиновничьи кресла профессиональных управленцев. Что, собственно, и делается на Таймыре, в Эвенкии и на Чукотке: там бюрократия, лишившись самостоятельной роли и подвергшись основательной чистке, начала работать достаточно эффективно, причем не на собственный карман, а на благо подведомственных территорий.

Деньги из тумбочки

И все же: насколько бизнесу выгодно ставить своих представителей на губернаторские посты? Выгодно ли это с точки зрения прибыли? Однозначного ответа на это пока дать нельзя. К примеру, Александр Хлопонин, сменив пост гендиректора "Норильского никеля" на должность губернатора Таймыра, увеличил налоговую нагрузку на предприятие, которым раньше командовал: округу были необходимы большие средства для преодоления тяжелого социально-экономического кризиса, в котором он оказался в результате правления местной бюрократии. А откуда их взять, кроме как истребовать с крупнейшего налогоплательщика Красноярского края? Помимо этого, Хлопонин просто обязан был достигнуть успехов на губернаторском поприще как молодой глава региона, не связанный с прежним его руководством, как представитель "Норникеля", наконец. На Таймыре началась реализация масштабных проектов в экономике и социальной сфере, средства на которые в немалой степени поступали опять же от "Норникеля".

Теперь, когда Хлопонин возглавил весь Красноярский край, ему придется решать ту же задачу, что и на Таймыре, только в гораздо более крупных масштабах: если на Таймыре 44 тысячи жителей и нет серьезной промышленности, то в крае почти 3 миллиона человек и сотни крупных "лежащих" предприятий. Разруху придется преодолевать на огромной территории со сложнейшими и разнообразными проблемами. Да, при грамотной антикризисной программе федеральный центр денег даст, но, во-первых, немного, а во-вторых - деньги нужны прямо сейчас. Где их взять? Конечно, губернатор постарается заставить вовремя платить налоги все предприятия, но много ли возьмешь с банкротов? Второе по мощности предприятие региона -Красноярский алюминиевый завод - заставить платить в бюджет края пока невозможно, поскольку он работает по толлинговым схемам, разрешенным федеральными законами. КрАЗу, конечно, платить придется больше, чем сейчас, но на это уйдет много времени. Значит, остается тот же "Норильский никель". Уже сейчас комбинат произвел предоплату по налогам, заткнув таким образом дыру в бюджете и позволив новой администрации начать выплачивать задолженности по зарплате бюджетникам.

Получается, что для "Норникеля" поддержка "своего человека" на посту губернатора сначала Таймыра, а теперь Красноярского края - это серьезные расходы и никаких льгот и коммерческих выгод. При этом ситуация на Чукотке, в Эвенкии и в Адыгее, где у власти стоят представители бизнеса, совершенно такая же. Да, на Чукотке есть нефть и золото. Но и того, и другого не так много, добыча природных ресурсов может принести выгоду через много лет и в незначительных масштабах. А нашумевший тоннель между Чукоткой и Аляской - всего лишь несерьезный пиаровский ход. Тоннель не будет иметь экономического смысла ни при каких условиях, это Роман Аркадьевич прекрасно знает. В любом случае чукотский проект покамест влетает бывшему главе "Сибнефти" в копеечку, а коммерческих результатов в ближайшие годы - да что там, десятилетия - не предвидится. Ровно такая же ситуация в Эвенкии: запасы нефти и газа там огромны, и компания "ЮКОС", поставившая губернатором округа Бориса Золотарева, теоретически может начать ее масштабную добычу и экспорт. На деле же все по-другому: никакой инфраструктуры в Эвенкии нет, на ее строительство уйдут многие годы и миллиарды долларов, которых у "ЮКОСа" просто нет. Сейчас строительство нефтепровода от знаменитого Юрубченского месторождения просто невозможно, и, похоже, его никто не планирует. По тем же причинам нереально организовать добычу других полезных ископаемых, которыми богата Эвенкия, - черных и цветных металлов, угля. Промышленное освоение Эвенкии - дело очень отдаленного будущего, но "ЮКОС" вкладывает деньги в социальную сферу, строительство, развитие местной промышленности такие деньги, что округ по темпам роста производства вышел на одно из первых мест в России. И Хазрет Совмен обречен вкладывать деньги, заработанные на сибирских золотых рудниках, в экономику, инфраструктуру и социальную сферу родной Адыгеи - крохотной полоски земли, вытянутой вдоль Кубани. Тоже никакой прибыли.

Призрак Калмыкии

Так зачем крупные компании идут на огромные расходы, помогая своим топ-менеджерам идти в губернаторы? Как видим, прямой выгоды от этого никакой. Но есть другое: возможность строительства нормальной экономики и социальной политики без тяжкого груза бюрократического всевластия, которое душит любую инициативу. Это можно рассматривать и как своего рода социально-экономическое моделирование: поскольку такие компании, как "Норильский никель", "ЮКОС" и "Сибнефть", собираются работать в России долго, им необходимо начинать формировать комфортную для себя систему власти. Она включает в себя и социальное партнерство, и восстановление разрушенного общества, и подчинение чиновничества этому обществу. Задача эта только кажется слишком уж благородной: крупный, серьезный капитал так действует во всем мире, мы просто привыкли к тому, что бизнесменами у нас называли хапуг-однодневок, мечтающих "срубить" денег и смотаться куда-нибудь под пальмы. Но их времена неумолимо проходят, а генерация, которая идет им на смену, хочет быть уверенной в завтрашнем дне. На это она готова тратить большие деньги, зная, что долгосрочные вложения, хотя и не дают сиюминутной прибыли, надежны и, что очень важно, вызывают изменения отношения граждан к бизнесменам как таковым.

Проблема представителей бизнеса во власти заключается в том, смогут ли они преодолеть сопротивление бюрократии и косность населения, хватит ли у них на это сил, энергии и знаний. Или же благие начинания разрушатся под воздействием неблагоприятной среды, исчезнут, как дым, перед искушением править так же, как чиновники, - ведь так проще и привычнее, а главное, гораздо выгоднее в личном плане. Грозное предупреждение о том, что такое перерождение возможно, - история президентства Кирсана Илюмжинова в Калмыкии. Начинал он хорошо, пытался сокращать бюрократический аппарат, помогал малому бизнесу, вкладывал средства в социальные программы. Но затем, столкнувшись с постсоветскими реалиями, молодой бизнесмен превратился в преуспевающего удельного князька, а кусочек выжженной степи, именуемый Калмыкией, вновь погрузился в первоначальное состояние - нищету, разруху, бюрократическое всевластие. Может быть, Илюмжинов начал слишком рано, и те бизнесмены, кто пришел в региональную власть в последние годы, набрались достаточного опыта и опираются на более мощные структуры, чтобы изменить ситуацию. Пока они работают успешно. Превратятся ли возглавляемые ими регионы в своеобразные маяки для всей России -покажет время.

"Поможет таймырский опыт".

(Труд. 02.11.02, Ю.Долинский)

Губернатор А.Хлопонин приступает к выполнению своей предвыборной программы

За первыми действиями нового губернатора Красноярского края смотрят с ожиданием - оправдает ли Александр Хлопонин надежды тех, кто голосовал за него? Впрочем, благих перемен в регионе ждут и его бывшие противники. В конце концов правила пиара правят бал лишь в короткие периоды выборов, а жизнь-то течет по законам экономики. Красноярцы надеются, что справиться с многочисленными проблемами Александру Хлопонину поможет его таймырский опыт. Там ему удавалось отстаивать интересы региона, договариваться с элитами. Именно стабильности, основанной на продуманных экономических мерах и компромиссах, не хватает богатейшему краю, чтобы наладить нормальную жизнь.

Новый губернатор предложил антикризисную программу. Однако и раньше в крае звучало немало благих намерений. И все же, по мнению экспертов, программа Хлопонина отличается от прежних, так и не сбывшихся планов. По сути, это "система взаимоувязанных действий", которая нацелена на решение задач не за счет жителей, а благодаря подъему экономики. Дело за малым - претворить ее в жизнь.

- Очевидна социальная направленность программы, - говорит депутат Законодательного собрания Красноярского края Александр Симановский, - На первом этапе она позволит, например, решить проблему с выплатой зарплаты. Как известно, в крае образовалась очень большая задолженность. Думаю, ее ликвидация произойдет уже в ноябре. Причем в основе формирования бюджета заложена идея: он должен быть абсолютно честным, сбалансированным, исключающим действия, не обеспеченные средствами. Пожалуй, выражу общее мнение депутатов: программа предлагает реальные пути выхода края из кризисной ситуации.

Александр Хлопонин тоже не раз обращал внимание именно на социальную направленность своих замыслов.

- Планирую реализовать для старшего поколения всего Красноярского края все те программы, которые мы осуществляем на Севере, - говорит он.

Будут также предусмотрены беспроцентные ссуды для работающей молодежи - по специальным схемам, стимулирующим занятость юношей и девушек. Малообеспеченным семьям обещаны существенные дотации. Впрочем, не следует перечислять в газетной публикации все бюджетные позиции, главное в другом - для реализации этих идей решено использовать механизмы, успешно действовавшие на Таймыре. Хлопонин считает, что бюджет - это эффективный инструмент социально-экономического развития края. На встрече со студентами и преподавателями Красноярского госуниверситета он пообещал не только принять бюджет уже в ноябре, но и увеличить до 20 процентов налоговые поступления от лесной промышленности и машиностроения.

Одновременно губернатор намерен наращивать конкурентные преимущества в традиционных для края сферах.

- У меня в программе есть конкретный раздел, связанный с развитием лесной отрасли, - рассказал он во время одной из встреч. - Когда стали приватизировать предприятия этой отрасли, то разорвали взаимосвязь между перерабатывающим и лесозаготовительным комплексами. Получилось, что единый комплекс просто взяли и развалили. Сейчас будет осуществляться программа увязки переработки и лесозаготовки. Основная причина бюджетной "реструктуризации" заключается в том, что пока бюджет на 74 процента зависит от предприятий цветной металлургии, а те, в свою очередь, - от мировых цен на их продукцию. Лихорадит мир - лихорадит область. Надо устранять такую зависимость. Предполагается, что в результате реформы рост валового регионального продукта уже в будущем году составит 6 процентов. Таким образом, темпы подъема экономики станут соответствовать общефедеральным. Через полтора года, считает Александр Хлопонин, удастся сформировать бездефицитный бюджет. Решая эти задачи, глава региона, очевидно, стремится привести к балансу и политико-экономические интересы местных элит, следствием чего неизбежно станет наступление долгожданной стабильности во всех сферах жизни.

Итак, удастся ли Хлопонину стать настоящим хозяином края? На Таймыре он, в частности, останавливал экономические проекты, которые могли нанести ущерб местным интересам. В качестве одного из примеров губернатор называет свой запрет на реструктуризацию "Таймырэнерго". Отстаивал он интересы региона и в федеральной программе финансирования переселения из ветхого жилья. Время покажет, насколько удастся применить таймырский опыт в Красноярском крае.

"В Красноярском крае началось "сезонное обострение".

(Коммерсантъ 04.11.02. Д.Бутрин, Б.Ельшин)

Местные энергетики отказались платить угольщикам

С 1 ноября компания "Росуглесбыт", трейдер Сибирской угольно-энергетической компании "Байкал-Уголь" (СУЭК), прекратила отгрузку угля компании "Красноярскэнерго". В "Байкал-Угле" заявляют, что взяли на вооружение тактику РАО "ЕЭС России": "Красноярскэнерго" не выполнило соглашения о погашении долгов и должно остаться без топлива. В "Красноярскэнерго" считают, что угольщики, перекрыв поставки, вынуждают их согласиться с резким увеличением цен на топливо. Ну а в администрации края утверждают, что происходящее - "сезонное обострение отношений угольщиков и энергетиков".

Прекращение поставок угля в первую очередь затронуло Назаровскую ГРЭС, входящую в "Красноярскэнерго", - ей отгрузка топлива полностью прекращена. ГРЭС обеспечивает около 20% потребностей края в тепле, а производимая электроэнергия потребляется в основном за пределами края. Сейчас станция работает на накопленных запасах угля. По сообщению "Росуглесбыта", причина прекращения поставок - несоблюдение "Красноярскэнерго" и РАО ЕЭС графика погашения задолженности за прежние поставки в размере 800 млн руб. График был утвержден РАО и "Байкал-Углем" в сентябре.

Андрей Шторх, вице-президент контролирующей "Байкал-Уголь" группы МДМ, вчера заявил "Ъ", что угольщики просто взяли на вооружение ту же тактику борьбы с неплательщиками из "Красноярскэнерго", которую их материнская компания "ЕЭС России" применяет в отношении своих должников. Группа МДМ предложила следующий вариант решения проблемы. МДМ-банк или акционеры "Байкал-Угля" намеревались выдать кредит на погашение долга "Красноярскэнерго" либо администрации Красноярского края, либо "ЕЭС России". Оба варианта не были утверждены, и после просрочки платежа 1 ноября поставки угля были остановлены.

"Долги энергетиков должны быть погашены. Бесплатного угля больше не будет", - заявил "Ъ" президент "Байкал-Угля" Олег Мисевра. Энергетики связывают прекращение отгрузки угля не с долгами, а с намерением "Байкал-Угля" в нарушение прежних договоренностей повысить цену на топливо. Как сообщили в департаменте по связям с общественностью ОАО "Красноярскэнерго", 15 октября 2002 года первый замгендиректора "Росуглесбыта" Сергей Бабич направил в адрес "Красноярскэнерго" письмо, которым уведомил руководство энергокомпании о том, что с 1 ноября цена угля составит 165, 3 руб./т, а с 2003 года- 199, 06 руб./т. То есть рост цен в IV квартале составит 20%, в 1 квартале 2003 года - 30% по отношению к ценам октября.

Между тем РАО "ЕЭС России" и "Байкал-Уголь" 24 апреля подписали договор, по которому цены на уголь ежеквартально индексируются по уровню инфляции за предыдущий квартал начиная с III квартала 2002 года. Предлагаемое повышение цен в "Красноярскэнерго" считают нарушением договора. И именно после того, как энергетики отказались закупать уголь по новой цене, "Байкал-Уголь" прекратил отгрузку на Назаровскую ГРЭС. Эту версию в "Байкал-Угле" отвергают.

Как сообщил "Ъ" представитель "Росуглесбыта", "компания не готова обсуждать какие-либо цены до окончательного решения вопроса с долгами". В "Красноярскэнерго" не объясняют, почему долг не погашается, компания лишь распространила заявление, что "прекращение отгрузки угля в начале отопительного сезона дестабилизирует работу энергосистемы и угрожает энергетической безопасности Красноярского края". Поэтому поводу руководство компании уже обратилось к администрации Красноярского края, в региональную прокуратуру, к депутатам местного парламента. Реакция пока поступила только от администрации края.

По словам и. о. первого заместителя губернатора Красноярского края Льва Кузнецова, администрация инициировала новые переговоры "Красноярскэнерго" и "Байкал-Угля", которые велись в субботу, воскресенье и будут продолжены сегодня. Предложение края - составить до 15 ноября новый график погашения долга. Пока же переговорщики договорились, что до этой даты Назаровская ГРЭС не будет отключать потребителей от тепла и электроэнергии, а "Байкал-Уголь" заявил, что готов увеличить добычу угля для компенсации перерыва в поставках. Конфликт может стать первым испытанием для нового губернатора Красноярского края Александра Хлопонина. Впрочем, в администрации края утверждают, что ничего страшного не происходит.

"Это обычное сезонное обострение отношений угольщиков и энергетиков, начавшееся задолго до выборов", - заявил "Ъ" источник в администрации края.

"Александр Хлопонин: "Мне не нужна эффективная команда для выполнения фиктивного бюджета".

("Сегодняшняя газета", 02.11.02, Владимир Жилетов)

В четверг в Законодательном собрании Красноярского края прошло заседание парламентариев. Главным событием этой сессии стало выступление Александра Хлопонина. Губернатор рассказал парламентариям некоторые положения собственной программы по выводу региона из кризиса. В полном объеме она будет представлена в Законодательное собрание 15 ноября, а пока выступление главы региона можно считать неким пробным шаром, или скорее - пищей для размышления, приготовленной исполнительной властью для депутатов.

Первоначально предполагалось, что на сессии Заксобрания будут утверждены кандидатуры заместителей главы исполнительной власти Красноярского края. Но при оглашении повестки стало известно, что губернатор Александр Хлопонин попросил вместо представления заместителей предоставить ему время для выступления. В своем докладе, длившемся целый час, губернатор дал оценку ситуации в крае и рассказал о ключевых принципах формирования бюджета региона на 2003 год.

Обрисовывая ситуацию достаточно мрачными красками, Александр Хлопонин заявил, что основные проблемы региона - следствие конфликта между ветвями власти и напряженные отношения между хозяйствующими субъектами, которых принято называть финансово-промышленными группами. Кроме того, губернатор особо отметил расхождения местной законодательной базы и федерального законодательства. По словам Хлопонина, разница в законах ведет к потере значительной доли доходной части бюджета края. "Вкупе все эти проблемы привели к кризису территории", - закончил свое пессимистическое вступительное слово Александр Хлопонин.

Теперь - хорошие новости. Губернатор рассказал, что исполнительная власть заканчивает подготовку программы, которая будет вынесена на рассмотрение депутатов 15 ноября, вместе с бюджетом региона. На взгляд антикризисного экс-управляющего, ныне губернатора, необходимо: провести секвестирование бюджета края 2002 года, определить и сформировать важнейшие принципы этого же документа на следующий год, изменить тарифную политику, и "развести" олигархов. Конечно же, необходимо утверждение новой команды губернатора, которая должна реализовать все предложенные меры.

В первую очередь, по словам Хлопонина, исполнительная власть намерена провести реструктуризацию долгов на территории края. Сегодня кредиторская задолженность консолидированного бюджета составляет 11 млрд. рублей. Хлопонин предложил "вынести за скобки" долги перед энергетиками, перед нефтяной компанией ЮКОС (400 млн. рублей), перед угольщиками (500 млн. рублей) и кредит министерства финансов РФ (1,146 млрд. рублей). Все эти долги губернатор намерен "отложить": он собирается провести переговоры и заключить со всеми кредиторами соглашения о реструктуризации. Эту работу господин Хлопонин рассчитывает провести до конца года, после того как будет закончен труд над бюджетом-2003.

Полученные до конца 2002 года средства (планируется, что это будет сумма в 3,9 млрд. рублей) Хлопонин намерен потратить на расчеты с энергетиками и угольщиками, выплаты в фонд обязательного медицинского страхования и на заработную плату работникам бюджетной сферы.

Что касается бюджета следующего года, то, по словам Александра Хлопонина, главный финансовый документ края будет "реальным и жестким". Губернатор заявил, что все предыдущие краевые бюджеты были "нереальными, с раздутыми расходными и нереальными доходными статьями". Результатом этих программ стало то, что регион долгое время жил в долг. Губернатор отметил, что не допустит принятия бюджета с дефицитом, даже в рамках, позволенных законодательством (15%). По его предварительным расчетам, доходные и расходные статьи краевого бюджета в 2003 году будут составлять 34 млрд. рублей. Именно с принятием "реального" бюджета Хлопонин связывает утверждение в Законодательном собрании кандидатур четырех своих главных заместителей. Он заявил депутатам, что не нуждается в эффективной команде для выполнения фиктивного бюджета.

Следующий пункт озвученной антикризисной программы можно истолковать как выполнение подписанного в рамках предвыборной агитации соглашения об ответственности кандидата перед населением и борьбу за улучшения благосостояния электората. Конечно, речь идет не о повышении заработной платы или повальной субсидии, а об экономии для каждого конкретного гражданина. По словам губернатора, в скором времени жители Красноярского края будут меньше платить за электроэнергию. Для этого Хлопонин надеется добиться стабилизации отношений угольщиков, энергетиков и администрации. "Предварительные переговоры уже состоялись, и есть высокая вероятность того, что мы реально снизим тариф для населения уже в этом году. В нем будут оговорены условия рестуктуризации долгов энергетиков и угольщиков, фиксации долгосрочных тарифов на уголь и электроэнергию. Если нам удастся это зафиксировать, - значит, удастся зафиксировать и тарифы для населения", - заявил губернатор. Господин Хлопонин считает, что ему удастся заморозить долги между угольщиками и энергетиками, заморозить тарифы для юридических лиц по принципу "все на равных условиях".

В настоящий момент на территории региона есть так называемая "выделенная группа", в которую входят КрАЗ, Красноярская железная дорога и ряд других крупных потребителей электроэнергии. "С ними нужно вести особую работу", - отметил губернатор. Конечно, эта тема уже непосредственно касается ФПГ. Но о принципах переговоров с олигархами глава исполнительной власти не распространялся.

Глава края отметил, что необходимо особо зафиксировать в отношениях с "Красэнерго" объем закупок электроэнергии для бюджетных нужд и для предприятий. В частности, обсуждается вопрос о некой фиксации рентабельности для предприятий, что позволило бы понимать, какой будет энерготариф в перспективе. Сейчас, по данным Хлопонина, некоторые энергопредприятия извлекают за счет потребителей сверхприбыль - их рентабельность достигает 70-80%. По мнению губернатора, рентабельность не должна превышать 30%.

Губернатор отметил, что остался доволен встречей с депутатами ЗС, хотя ее формат и не предполагал вопросов: "Я не пытался вступить в дискуссию или диалог. Основной смысл моего выступления - изложить им свое видение того, куда край будет двигаться, как он будет развиваться, какие проблемы, конфликты на его территории существуют. Моя главная задача - выстроить приоритеты в бюджетном процессе. Сто процентов будет заложено на заработную плату, сто процентов - на компенсации населению по реформе ЖКХ, сто процентов - на энергетику. Все остальное - по остаточному принципу. У меня есть абсолютная уверенность, что депутатский корпус и исполнительная власть заинтересованы в том, чтобы не допустить введения внешнего управления".

Александр Хлопонин подчеркнул, что считает угрозу банкротства региона достаточно реальной и заявил, что "в состоянии создать антикризисную программу и без громких политических процедур внешнего управления. Поэтому сегодня представил депутатам некий пакет документов. Если пакет не утверждается, или вносятся какие-то изменения, или они пытаются создать "надутый" бюджет с наращиванием кредиторской задолженности - это не моя программа, я ее исполнять не могу. Тогда пусть хоть дворников наберут - пусть они исполняют нереальный бюджет. Мне не нужна эффективная команда для выполнения фиктивного бюджета".

"Хлопонин обещает жесткий бюджет".

("Сегодняшняя газета", 02.11.02, Алина Мельчакова)

Все задержки по зарплатам бюджетникам будут выплачены уже в ноябре - об этом губернатор Хлопонин заявил на встрече с жителями Ачинска. Он побывал в Ачинске в конце прошлой недели, провел рабочие встречи с представителями городских властей, дирекцией нефтеперерабатывающего завода, собрал совещание с главами районов во вопросам прогнозных расчетов бюджета на 2003 год, а напоследок пообщался с ачинским населением.

Предваряя вопросы ачинцев о том, какие перспективы ожидают их город с приходом новой краевой власти, Хлопонин заявил, что многие из этих вопросов он только что обсудил с руководителями ачинского нефтеперерабатывающего предприятия и городскими властями. В числе прочих рассматривалась проблема обеспечения города теплом - на сегодняшний день с "Юкосом" достигнута договоренность о совместном проекте строительства трубопровода, который будет реализован уже в 2003 году. Обсуждались также вопросы трансфертных цен и налоговых платежей, и по многим пунктам было достигнуто взаимопонимание.

Что же касается перспектив оставшегося года, то здесь губернатор нарисовал следующую картину. "Могу сказать вам честно, что ситуация в крае хуже, чем мы это представляли в процессе выборной кампании", - заявил он. По словам Хпопонина, Красноярский край на протяжении длительного времени не вписывался ни в одни федеральные стандарты, с одной стороны, жил практически в долг, и сегодня имеет кредиторскую задолженность в 11 миллиардов рублей. Красноярский край планировал нереальные статьи доходов - в 2002 году, например, было спланировано собрать 27 миллиардов налоговых поступлений, а собрано только 17 миллиардов. Соответственно, не была выполнена ни одна программа, запланированная на 2002 год, да еще пришлось брать кредиты под то, чтобы закрыть часть программ. "Сегодня Красноярский край находится в жесточайшем кризисе, - сказал Хлопонин, - а, следовательно, в 2002-2003 году будет кризисный бюджет при кризисном управлении".

В целом, по словам Хлопонина, на выход из кризиса краю понадобится не меньше года. В первую очередь губернатор пообещал полностью погасить долги по зарплате бюджетникам - это произойдет уже в ноябре, в декабре люди будут получать гарантированную зарплату. Деньги на это уже заложены в бюджет. Дальше Хлопонин собирается навести порядок в вопросах, связанных с энергетикой, коммунальным хозяйством и углем. Будет реализован также ряд социальных программ, связанных с детским питанием, законом о ветеранах, медикаментами, субсидиями на транспорт. Но при этом все программы, связанные со строительством, модернизацией и прочим, приниматься не будут. "Бюджет 2003 года будет жестким, - подытожил Хлопонин. - Приоритетами будут только заработная плата, обеспечение жизнедеятельности населения и жизненно необходимые социальные программы. Все остальное - по остаточному принципу".

"Неделя глазами журналиста".

("Красноярский рабочий", 02.11.02, Юрий Чувашев)

В войне всех против всех победителей не бывает.

Вот и все. Уцелевшие пленники "Норд-Оста" разбрелись по домам дожидаться, чем аукнется для их здоровья пережитый шок. Прочие же участники театральной истории - числом явно не меньше - сейчас колют дырки на погонах, мундирах и пиджаках для звезд и орденов. Картина знакомая: мы победили, и враг бежит, бежит, бежит... Как в Первомайском, где ситуация была под "полным контролем" 38 легендарных ельцинских снайперов.

Впрочем, в этот раз было и кое-что новое. Хор голосов предателей от политики и из центральных СМИ был явно не столь скоординированным и наглым, как в первую чеченскую кампанию. И хотя у бандитов и нынче был разработан медиа-план, предусматривающий контакты с близкими им по устройству мозгов российскими журналистами, но что-то, видимо, не срослось. Хотелось бы, конечно, предположить, что в наших доморощенных адвокатах дьявола внезапно заговорила совесть, но, как в таких случаях выражался красноармеец Сухов, это вряд ли. Скорее всего, прозрение у этой публики наступило по зову сердца, президентского.

Но как бы то ни было, пятая политическая и информационная колонна в тылу хоть как-то пытающейся бороться за выживание России в эти дни явно не отработала вложенные в нее мятежниками деньги. До либерального информационного бешенства, царившего в стране несколько лет назад, дело все же не дошло. Сейчас никто не писал, как в "Известиях" времен Голембиовского, что пленных российских офицеров мятежники расстреливают, мол, поделом, ведь предупреждали же их, чтобы не сбегали из зинданов. Никто не восторгается, как тогда на страницах все тех же голембиовских "Известий", что десантного комбата, взявшего штурмом до предела укрепленный и вооруженный Бамут, бандиты затем захватили в плен и казнили. И все это писалось российскими журналистами в газете, выходящей на русском языке в столице России.

Впрочем, под стать газетчикам были в ту пору и телевизионщики. Достаточно вспомнить энтэвэшную валькирию Масюк, гнавшую в эфир репортажи о благородстве чеченских разбойников и зверствах федералов. Басаева она рисовала Робином Гудом до тех пор, пока ее саму вместе с ее съемочной группой не запихали в яму для получения выкупа. Видимо, это единственный способ прочистить мозги "общечеловекам". Никому в России не позволили в этот раз, как Бабицкому с радио "Свобода", плести словеса о том, что бандиты-де вовсе не потому отрезают головы пленникам, что они, бандиты, такие уж жестокие. А просто они, бандиты, хотят таким способом придать должный накал своей "национально-освободительной борьбе".

Словом, в этот раз российским СМИ не позволили помогать убивать российских солдат и оправдывать их убийц. В связи с чем есть надежда, что страна все-таки может начать выздоравливать. Если, конечно, все не выльется в очередной мыльный пузырь кампании по надуванию щек. Наша так называемая элита любит кивать на Запад. Так откроем же пошире глаза. Во время американской операции в Ираке "Буря в пустыне" была введена строжайшая цензура. И общество, в том числе и пресса, приняло это полностью и с пониманием. Шла война, и никому из американских и прочих репортеров не позволили вести репортажи из тыла врага в пользу этого врага. (А какой вой насчет "свободы слова" поднимался в сходных ситуациях у нас!) А как жестко поступило правительство США на информационном поле после терактов 11 сентября...

Так что надежда у нас на выздоровление все же есть, хоть и небольшая. Особенно если наконец-то власти решат точно, что делать с Чечней, тем самым "чемоданом без ручки", который нести тяжело, а бросить жалко.

Как есть надежда и на выздоровление края. К середине ноября губернатор Александр Хлопонин намерен представить свою развернутую антикризисную программу действий, поскольку уже после краткого периода вхождения в должность вполне отчетливо убедился в том, что системному кризису подвержена экономика региона в целом. Перечень мер, предложенных Хлопониным на сессии ЗС в последний день октября для вывода края из штопора, в припципе, не нов. Однако губернатор Александр Лебедь с этими задачами справиться не сумел. Правда, и депутаты Законодательного Собрания не горели особым желанием помочь ему. Что же касается предыдущей временной администрации, то перед ней и не стояла задача решать глобальные проблемы. Выбить бы денег в Минфине на зарплату бюджетникам и иные пожарные нужды.

В этом смысле для Александра Хлопонина начинается год "икс". Тем паче, что он сам себе его отвел для стабилизации социально-экономической ситуации в крае. И некоторая растерянность, связанная с осознанием истинного масштаба региональных проблем, в действиях его первоначальных все же проскальзывает. Главное, чтобы чувство это не укоренилось. И тут реальный, а не декларативный союз исполнительной и законодательной властей просто жизненно необходим.

Реперные точки, намеченные Хлопониным, - это принятие кризисно жесткого, а не прекраснодушного бюджета, наведение порядка в энергетике и угольной отрасли, нахождение общего языка с Москвой и разработка четких правил игры на территории края для всех ФПГ. Понятно, что реализация этих планов столкнется с неминуемыми трудностями. "Замораживание" социальных программ уже скоро вызовет массовые акции протеста, тем более что грядет повышение уровня оплаты услуг ЖКХ для населения. Умонастроениям действительно обездоленных постараются подыграть и те, кто недоволен приходом Хлопонина к власти. И вопрос очень не простой: каким окажется краевой выход из классического противоречия между трудом и капиталом?

Вообще Хлопонину предстоит скорая проверка на прочность буквально по всем направлениям. Ни "Русал", ни РАО "ЕЭС России", ни свежеиспеченный монополист СУЭК "Байкал-уголь" за здорово живешь от своих позиций в регионе не откажутся. Вот и сойдется губернаторская плеть с эфпэгэшными обухами. Да и Москва, новые отношения с которой сейчас пытается выстроить новая управленческая команда, давно уже привыкла отфутболивать красноярцев, как и любых других ходоков с протянутой рукой. Наши вопли о помощи для нее не более чем привычный шумовой фон. И сумеет ли Хлопонин в этой какофонии выделиться собственным голосом и лица необщим выраженьем в долгом ряду прочих просителей с мест, - вопрос для судьбы края более чем серьезный. Тем паче что, как это ни парадоксально, Москва по-прежнему числит Красноярье в списке доноров.

Тем не менее через год губернатор обещает превратить край в фактический центр Сибирского федерального округа и, более того, сделать его экономическим локомотивом для всей России. Злословить на тему Нью-Васюков не стоит, желающих и без того найдется достаточно. Вспомним только, что именно вчера, 1 ноября, в МПС принято решение о возвращении пассажирам трех процентов стоимости билета за каждый час опоздания поезда. Это, так сказать, на заметку новой бригаде краевого "поезда". Будем надеяться, что красноярский "экономический локомотив" все же действительно выйдет из кризисной точки. А в точку нормальной человеческой жизни Б. Главное, чтобы машинист, кочегары, проводники и пассажиры в пути не перессорились между собой.

"Вести народ легче, чем сдвинуть его с места".

("Сегодняшняя газета", 02.11.02, Людмила Винская)

Вести за собой народные массы, куда бы то ни было, - дело чрезвычайно хлопотное и не всегда благодарное. Но, тем не менее, смельчаков, претендующих на роль лидеров и властителей дум, еще хватает, если бросить взгляд окрест, в частности, и на газетные страницы.

После телевосторгов по поводу проведения музейной ночи в ленинском музее, безыскусный репортаж Людмила с этого события корреспондента "Аиф на Енисее" (№44) Александра Коновалова вселил надежду, что далеко не все журналисты смотрят на мир сквозь пивную пену и восторгаются пошлостью Первая музейная ночь, как напомнил автор, провалилась- толпы опьяневшей молодежи бесцельно шатались по залам, "матерились на бабушек-смотрительниц" и калечили экспонаты Нынче устроители проявили смекалку:

торговали только плохоньким коньяком - "70 рублей за 50 граммов", в магазине этот напиток стоит 100 рублей литр. Положительного воспитательного значения музейной ночи автором, как я поняла, замечено не было, может, потому, что его и не существовало. Но прогресс был взят на карандаш: "И пьяных действительно было меньше, да и те, кто напробовался коньяка, тоже не буянили, а тихо спали в креслах или на стульчиках, явно рискуя заработать сколиоз". Был увиден на действе и депутат Госдумы Зубов (скоро выборы), который совершал обход музея. "К его концу Зубов был уже без пиджака и игриво задавал двусмысленные вопросы девушкам"...

Но чтобы оказывать влияние на умы масс, необходимо оказывать влияние (пусть и незаметно) на прессу (куда ж от нее денешься?). А как замечает "Московский комсомолец" (№44), который в Красноярске (раздел "Версия"), ныне "информация на распутье". Правда, можно усомниться, будто "неизвестность, в которой пребывает главное управление телерадиовещания, печати и информации относительно своего будущего главы, держит в напряжении весь край", ожидается смена начальника. Край, мне кажется, и не подозревает, что это за ведомство. Если кто и мается бессонницей по поводу грядущих перемен в стане СМИ-управления, то только чиновники-кандидаты. К слову, по сообщению газеты "Мир новостей" №461, которая начала появляться в наших киосках, "бессонница проходит, если положить под подушку березовый веник", а "какао, сыр шоколад снимают депрессию, а особенно для этого полезны бананы".

Совет весьма кстати. У некоторых депрессия может появиться по поводу взлета красноярского губернатора Хлопонина в традиционных рейтингах ведущей сотни российских политиков. По некоторым позициям он оказался впереди президента Путина. А одна из элитарных газет страны "Ведомости" поместила на днях интервью с красноярским губернатором (Б. Столяров "Имейте совесть, платите налоги здесь"). В конце беседы, когда были заданы самые каверзные вопросы, на которые были получены прямые ответы, журналист поинтересовался: "Зачем вам политическая карьера?" И услышал: "Я имею опыт работы в управлении. Считаю, что на сегодняшний день могу принести больше пользы на этом участке. Предлагаю обществу нанять меня в качестве профессионального менеджера, который может управлять территорией. Который может из дотационной тяжелой территории сделать донора. Я не заинтересован в том, чтобы набивать себе карманы, - с карманами уже все в порядке".

Так хочется, чтобы у нашего губернатора все получилось. И чтобы та миролюбивая спокойная обстановка, которая поселилась в сером здании на проспекте Мира, сохранилась бы и после 3 ноября, когда "воинственный" спикер ЗС выйдет из отпуска.

"Вершина Василия Рогового".

("Красноярский рабочий", 02.11.02, Эрих Пырх)

Завершилось второе заседание IV сессии Законодательного Собрания края.

Депутаты обсудили блок законопроектов, регламентирующих статус глав муниципального образования и самих депутатов ЗС, а также порядок отзыва депутата представительного органа местного самоуправления. Сессия не поддержала ряд законопроектов, принятие которых могло бы увеличить нагрузку на бюджет, - он и без того трещит по швам.

В проект закона края "О транспортном налоге" депутаты внесли поправки, устанавливающие льготы для нескольких категорий налогоплательщиков. Похоже на то, что краевая администрация и Законодательное Собрание нащупали золотую середину и утвердили такие ставки налогообложения, которые не будут обременительными для большинства владельцев автотранспорта (исключение составляют собственники дорогих и большегрузных машин). При этом сельхозпроизводители и вовсе освобождены от транспортного налога в соответствии с федеральным законодательством.

Следующий блок законов, рассмотренный на сессии, касался финансовой, налоговой и бюджетной политики. Полтора месяца постоянные комиссии ЗС оттачивали законопроект о внесении изменений и дополнений в закон о краевом бюджете на 2002 год. Со дня его принятия это уже десятая корректировка бюджета, которая перераспределяет и уточняет расходы и фактически поступившие доходы. Сессия утвердила законопроект.

Светлана Андронова предложила восстановить действие некоторых норм закона о ветеранах края, увеличив финансирование по данным расходам на 37,7 миллиона рублей. Причем такую же сумму предполагалось "отобрать" у краевой целевой программы "Повышение собираемости налогов в краевой и местные бюджеты". Еще до сессии "расходную" инициативу депутата раскритиковали и бывший и.о. губернатора Н. Ашлапов, и руководитель управления МНС Д. Бураков, и председатель постоянной комиссии ЗС Р. Кармазина. Увы, сейчас краю не до жиру - быть бы живу. И все же краевой администрации поручено найти источник финансирования закона "О ветеранах Красноярского края" в части компенсации оплаты коммунальных услуг и отопления. Связанные в этим изменения в бюджете должны быть рассмотрены на следующем заседании сессии.

В числе вопросов, касающихся сельскохозяйственного комплекса края, был рассмотрен проект закона "О порядке и условиях предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности, зарегистрированных на территории края, на передачу в муниципальную собственность объектов социальной и инженерной инфраструктуры в 2002 году". Как сообщил депутатам начальник главного управления социально-экономического развития села Э. Шрайнер, на балансе сельхозпредприятий сегодня находится свыше одного миллиона квадратных метров жилья, тысячи детских садов, школ, объектов культуры, десятки километров инженерных сетей общей стоимостью более четырех миллиардов рублей. Убытки сельчан от затрат на содержание социальной инфраструктуры составили 153 миллиона рублей. С учетом этого, а также руководствуясь федеральным законодательством, сессия поддержала законопроект.

Кроме того, депутаты рассмотрели комплекс федеральных и краевых законов - "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", "О государственном стандарте общего образования", "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и другие. На сессии были утверждены тексты обращений Законодательного Собрания к председателю Госдумы и председателю правительства РФ с просьбой учесть интересы края при рассмотрении в третьем чтении федерального бюджета на 2003 год.

Депутаты одобрили предложение органов местного самоуправления Ермаковского района присвоить безымянной вершине хребта Ергаки Западного Саяна наименование "Вершина Василия Рогового" - в честь главы района, погибшего в авиакатастрофе 28 апреля 2002 года.

"Удастся ли скрестить ужа с ежом?".

("Красноярский рабочий", 02.11.02, Эрих Пырх)

Ответ на этот вопрос мы получим, когда появятся первые результаты работы Гражданского форума Красноярского края.

Итак, в крае появилась новая, "надсоюзная" структура, вобравшая в себя едва ли не три десятка общественных организаций. Отмашку для инициативы снизу, как всегда, дали сверху - в Москве, где в прошлом году состоялся общероссийский Гражданский форум с участием президента. Потихоньку "процесс пошел" в регионах и охватил Сибирь - "дочерние" форумы были созданы в Бурятии, Читинской, Иркутской областях. Теперь вот настал черед Красноярского края. Предтечей Гражданского форума у нас можно считать Союз красноярцев, который, по оценке его "отца-основателя" Валерия Сергиенко, немало сделал для консолидации общества.

Цели продекларированы самые благие и на редкость масштабные - по сути, гражданские форумы намереваются "перековать" общественное сознание. Например, с их помощью думают наладить конструктивный диалог между властью и обществом, защитить простого человека от произвола чиновника - то есть добиться того, чего не удавалось никому за всю тысячелетнюю историю России. При этом во взаимоотношениях общества и власти настоятельно предложено искать позитив, вести переговоры, заключать договоры, разрабатывать программы и заниматься другими полезными делами.

Многие из тех, кто выступал на учредительном собрании Гражданского форума в Красноярске, сетовали на то, что мы живем без идеи. Общество разрознено, каждый преследует свои личные интересы, власть страшно далека от народа, чиновники зажрались и вымогают взятки. Словом, мрак беспросветный, кризис нескончаемый, и прочая, и прочая. Как вдруг в этой кромешной тьме забрезжил лучик надежды - появилась идея, хоть и старая как мир, зато очень привлекательная. Суть ее можно выразить следующим призывом: "Давайте все вместе, и власть, и общество, объединим свои усилия в борьбе за улучшение жизни нашего многострадального населения". Идея, что и говорить, благородная, если б не одно "но", которое отчетливо звучало с трибуны в речах самых разных людей.

Первым на очевидное препятствие указал председатель Гражданского форума Валерий Сергиенко, справедливо отметив, что оценки уровня жизни весьма разнятся у разных социальных групп. В крае доходы дифференцированы до безобразия: иные пенсионеры едят раз в сутки и не могут наскрести гроши на "маршрутку", а дяденьки с характерными затылками разве что манны небесной не пробовали и как перчатки меняют джипы. Как выразился председатель союза театральных деятелей, депутат Красноярского горсовета Юрий Гвоздиков, "у одного жемчуг мелкий, у другого суп жидкий". И добавил: "Нельзя скрестить ежа и ужа - кроме колючей проволоки, ничего не получится". Ну, это мы еще посмотрим - у нас в стране и не такие опыты проводились по скрещиванию несовместимого. Иногда даже что-то на выходе получалось, как правило, нежизнеспособное, зато впечатляющее.

В нашем случае, видимо, богатым придется проникнуться горестями бедных, а тем надо будет понять проблемы богатых. И все они, вступив в общественные организации, в поте лица примутся поднимать на недосягаемую высоту уровень жизни. Причем все непременно должны сосуществовать в мире и согласии. Эту тему развил в своем выступлении заместитель председателя краевого совета профсоюзов Василий Деркач, говоривший о социальном договоре между трудом и капиталом и о социальном компромиссе, скажем, между естественными монополистами и потребителями, сырьевыми и несырьевыми отраслями экономики. Профлидер призвал повысить цену на труд за счет перераспределения доходов между трудящимися и предпринимателями. То есть богатых вежливо просят делиться, но почему-то кажется, что они не будут в восторге от такого предложения.

Тем более что опасаться последствий своего отказа им вряд ли придется. Уполномоченный по правам человека в крае Иннокентий Жмаков подметил поразительную тенденцию: задержки заработка у нас возобновились, а количество исковых заявлений в суд о принудительном взыскании зарплаты сократилось. "В крае критическая ситуация с соблюдением прав человека,- сказал он. - Фиксируются массовые, грубые нарушения конституционных прав. И при этом поражает неумение, а главное, нежелание людей отстаивать свои права. Дело тут вовсе не в правовой безграмотности - человек просто не хочет бороться с беспределом". Это к вопросу о гражданской сознательности и социальной активности общества, которые у нас сегодня практически на нуле. Собственно, такого рода качества и собирается привить нам с вами новоиспеченный форум. Только если его сизифов труд увенчается успехом, можно рассчитывать на положительные сдвиги в общественном сознании. Иначе все громадье планов обернется никчемушной болтологией.

Кстати, о социальной активности. Некоторые считают, что она вскоре возникнет сама по себе, под влиянием объективных обстоятельств. Тот же Гвоздиков полагает, что лимит терпения народа иссякает - нельзя же, в самом деле, бесконечно проводить социальные эксперименты образца 90-х годов. Так-то оно так, но опыт показывает, что за нос нас можно водить довольно долго. Достаточно лишь периодически прикармливать обещаниями во время выборных кампаний да еще взывать к извечному долготерпению - и дело в шляпе. Вот и сейчас жителям края новый губернатор предлагает в очередной раз затянуть пояса. Мол, потерпите, преодолеем кризис, тогда и заживем по-человечески. Старая песня! У многих ремни и так уж затянуты до предела, дырочек больше нет.

В этой ситуации радуют две вещи. Первое - администрация края пообещала вместе с пессимистичным проектом краевого бюджета на 2003 год представить целый пакет новых разработок (надо полагать, оптимистичных), которые, очевидно, помогут повысить или хотя бы не понизить жизненный уровень населения. И второе - председатель Гражданского форума края Валерий Сергиенко намерен уточнить у губернатора в ходе переговоров, сколько нам придется потерпеть на сей раз. То есть просто так терпеть общество не согласно, оно теперь требует гарантий. Что ж, это уже кое-что, того и гляди, гражданское самосознание проснется.

"Самоуправление - значит самостоятельность".

("Красноярский рабочий", 02.11.02)

В Красноярске прошел двухдневный семинар-совещание Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ). В Красноярском горсовете его участники обсуждали деятельность представительных органов местного самоуправления.

23 октября на заседании Госсовета рассматривался проект федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в России". Законопроект предусматривает децентрализацию власти в России, предоставляя регионам большую самостоятельность и подкрепляя ее финансовыми механизмами. Проект закона после доработки будет внесен в Госдуму. Представители сибирских и дальневосточных городов, обсуждая накопленный опыт, подготовят свои предложения по реформированию законодательства в сфере местного самоуправления.

В семинаре приняли участие представители 43 городов Зауралья - председатели городских советов, постоянных комиссий и комитетов, депутаты, ученые и специалисты в области госстроительства. С приветствием к гостям обратился глава Красноярска, президент АСДГ Петр Пимашков.