Едва начавшись, 2006 год уже успел стать для чехов годом неприятных неожиданностей и многочисленных аномалий - как природных, так и политических. Небывало холодная для Чехии весна 2006 года совпала по времени с началом аномально жаркого по местным меркам политического сезона, принесшего с собой обильные дожди компромата и мутные потоки взаимных обвинений и клеветы.

Парламентские выборы, прошедшие в Чехии 2-3 июня 2006 г. в крайне наэлектризованной атмосфере громких политических скандалов и разборок, продемонстрировали не только заметно усилившуюся идейную поляризацию чешского общества, но и резкий рост нетерпимости и радикализма среди чехов. Гражданская демократическая партия, набравшая 35% голосов, опередила своих главных соперников в лице социал-демократов лишь на 3%. Третье место с 13% уверенно заняла Коммунистическая партия Чехии и Моравии, которая, вопреки прогнозам, сохранила популярность в чешской провинции.

Несмотря на формальную победу гражданских демократов, выборы создали в Чехии патовую политическую ситуацию. В совокупности левые партии в лице социал-демократов и коммунистов и правые партии, представленные гражданскими демократами, христианско-демократическим союзом и примкнувшими к ним "зелеными", получили по 100 мест в парламенте, что создает колоссальные трудности в формировании стабильного и дееспособного правительства. По мнению наблюдателей, выборы поставили Чехию перед угрозой правительственного кризиса и политического хаоса, что в перспективе может привести к досрочным парламентским выборам. Как остроумно заметила словацкая газета "Правда", чешские политики оказались "заложниками предвыборной грязи, виновниками появления которой были они сами". Изрядную порцию масла в огонь межпартийных дрязг подлил чешский премьер и лидер социал-демократов Иржи Пароубек, который, выступая сразу после подсчета голосов, поставил под сомнение итоги выборов и даже заявил о намерении социал-демократов обжаловать результаты выборов в Верховном суде, что явилось беспрецедентным для Чехии поступком. Это вызвало гневную отповедь правых партий и президента страны Вацлава Клауса, поспешившего публично заявить о полном соответствии прошедших выборов демократическим нормам.

Отличительной чертой нынешних парламентских выборов в Чехии была крайне агрессивная и ожесточенная предвыборная кампания, изобиловавшая обвинениями и оскорблениями в адрес друг друга со стороны лидеров ведущих политических партий, которые в полемическом запале не стеснялись в выборе эпитетов. Выяснение политических отношений несколько раз принимало форму невиданных ранее в тихой Чехии открытых физических расправ над идейными оппонентами; при этом пострадавшей стороной всегда оказывались представители левых партий. Так, в ночь с 25 на 26 апреля группой неизвестных, выкрикивавших антикоммунистические лозунги, был жестоко избит один из руководителей компартии Иржи Долейш. Ночью 29 мая нападению неизвестных подвергся Мирослав Ваня, один из лидеров социал-демократической партии и кандидат в депутаты парламента от социал-демократов Пардубицкого края. М. Ваню, направлявшегося вечером домой из ресторана, неизвестные преступники несколько раз сильно ударили сзади железным прутом по голове, после чего лидер пардубицких социал-демократов, истекая кровью и часто теряя сознание, едва сумел доползти до своего дома. Особой кровожадностью и неразборчивостью в средствах отличалась развязанная в Чехии антикоммунистическая кампания, организаторы которой даже пытались распространять в рекламных целях майки с надписью: "Убей коммуниста - спасешь мир".

Противостояние двух ведущих политических партий Чехии - социал-демократов и гражданских демократов - часто приобретало откровенно истеричные и крайне неприглядные формы. Страсти особенно разгорелись после того, как шеф полицейского управления по борьбе с организованной преступностью полковник Ян Кубице незадолго до выборов организовал утечку в СМИ скандальной информации о некоторых подробностях интимной жизни чешского премьера и главы социал-демократов Иржи Пароубка. В ответ Пароубек подал в суд на высокопоставленного полицейского чиновника за клевету и злоупотребление служебным положением, а также обвинил своих политических оппонентов в подкупе целого ряда полицейских чинов в предвыборных целях. Критикуя своих противников из рядов гражданской демократической партии, Пароубек уличил их в "политическом бандитизме, трусости и коварстве", а также в использовании "путчистских методов" (PRÁVO, 31.5.2006). Не остался в долгу перед оппонентами и лидер гражданских демократов Мирек Тополанек, который обрушился на социал-демократов, обвинив их в связях с организованной преступностью, "включая заказные убийства" и в манипуляции общественным мнением. В одном из своих предвыборных выступлений Тополанек заявил, что "восьмилетний период правления социал-демократов привел к небывалому срастанию организованной преступности, органов государственной власти и части правоохранительных структур" (PRÁVO, 31.5.2006). Сложившееся в Чехии общественно-политическое положение Тополанек охарактеризовал как "самую серьезную угрозу политической стабильности и безопасности Чехии за все время с 1989 года".

Столь острое противостояние ведущих чешских политических партий, переходящее в истеричные разборки и даже физическое насилие против оппонентов, является беспрецедентным для Чехии, которая со времен "бархатной революции" 1989 г. на фоне других постсоциалистических стран всегда была символом законопослушания и эталоном политической "умеренности и аккуратности". Примечательно, что подобная радикализация общественных настроений наблюдается спустя два года после вступления Чехии в Евросоюз, который, судя по последним выборам, нисколько не способствовал росту чешской политической культуры. Разумеется, если не считать признаком этой культуры недавно принятый чешским парламентом по примеру западноевропейских "старших братьев" закон о легализации однополых браков...