Может, стоит парк построить?.. (Правда Севера)

Вам нравится Петровский парк в центре Архангельска? Мне - нет: сломанные грязные скамейки, неработающий фонтан, неряшливые тополя... На сегодняшний день в нашей области нет не только ни одного настоящего парка, но и специалистов, способных его спроектировать, создать и поддерживать в надлежащем состоянии.

На последней сессии Архангельского городского Совета, состоявшейся 31 мая - 1 июня, депутаты приняли Правила благоустройства и озеленения областного центра. Много спорили по первой части названия, а вот вторую практически оставили без внимания. Между тем недавно при мэрии Архангельска по инициативе Александра Донского создан "Зеленый совет", призванный решать как раз вопросы озеленения областного центра.

Казалось бы, нехитрая наука - посадить несколько десятков деревьев, как это любят делать разные важные персоны. А вот Петр Первый в свое время "копнул глубже": не только лично участвовал в высаживании растений, но и сам проектировал знаменитый Летний сад в Санкт-Петербурге. А знаете ли вы, что Версальский парк, которым восхищаются туристы со всего мира, изначально представлял из себя болото?

В "совдеповские" времена новые дома сдавались в строй с озеленением. А сейчас? Возле новостроек только кучи мусора да утрамбованная шинами и подошвами грязь. Здесь тоже нужны специалисты, которые могли бы разработать проект озеленения с учетом множества факторов.

Но есть ли люди, готовые оплатить их услуги? Заведующий кафедрой лесных культур Архангельского государственного технического университета доктор сельскохозяйственных наук Виталий Петрик не сомневается в положительном ответе.

Заинтересованность проявляют администрации Архангельска, Северодвинска, Котласа, Онеги (так, в квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих появилась строка "ландшафтный архитектор"; этот пост имеет право занимать только человек, получивший высшее образование по соответствующей специальности), руководители крупных предприятий области, где есть санитарные зоны, представители частного бизнеса и просто состоятельные граждане, имеющие частные дома.

В настоящее время ландшафтных дизайнеров не готовят ни в одном вузе Северо-Запада - только в Санкт-Петербургской лесотехнической академии. В АГТУ решили восполнить пробел: в этом году там открывается новая специальность "садово-парковое и ландшафтное строительство".

- Хотя слово "зеленые насаждения" используется чаще, в нем есть оттенок дилетантизма, - утверждает Виталий Петрик. - Правильнее говорить "элементы ландшафтного дизайна". Курсы лекций по некоторым дисциплинам нашим студентам будут читать и преподаватели строительного факультета: например, градостроительство с основами архитектуры, архитектурная графика.

- Мечтаем, чтобы к нам пришли учиться люди, любящие природу и знающие толк в красоте, обладающие художественным вкусом, - добавляет кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры лесных культур и механизации лесохозяйственных работ АГТУ Галина Травникова.

Нынешним летом в Архангельском государственном техническом университете в группу по специальности "садово-парковое и ландшафтное строительство" решено набрать 25 - 30 человек, из них 14 - на бюджетной основе. Абитуриентам придется сдавать экзамен по рисунку, засчитываются результаты ЕГЭ по математике, физике или химии и русскому языку. Планируется, что практику студенты будут проходить в Санкт-Петербурге. А вот темы для своих дипломных работ будущие ландшафтные дизайнеры наверняка почерпнут "на местной почве". Возможно, одной из них станет как раз проект обновленного Петровского парка, созданный по всем правилам мирового ландшафтного строительства.

Программы по отъему денег у населения (Коряжемский муниципальный вестник)

Деньги - это головная боль: ими нужно управлять. Так считает и первый российский (из новых) миллионер Артем Тарасов, он высказал свое мнение на этот счет в документальном телефильме "Богатые тоже плачут". Правда, речь в нем шла о тех, кому заполучить, а равно как и спустить пару-тройку миллионов - что чихнуть. Однако об основном капитале и его приращении приходится неустанно заботиться с помощью знаний, опыта, связей, наглости... (список можно продолжать до бесконечности).

Те, кто деньги делать не умеет, часто не способны и сохранить их. Некоторые просто не хотят головной боли. Сотни современных "буратин" отправляются на "Поле чудес", чтобы зарыть там один пятак в надежде снять "урожай" из сотен. А между тем, "коты базилио" с "лисами алисами" только того и ждут.

В 1995 году в нашем городе появилась организация "Коряжемские фонды", которая занимала деньги у населения якобы на нужды территории. Коряжемцы с доверием отнеслись к новой организации, посулившей крупные проценты по вкладам, по-видимому еще и потому, что возглавила фонд одна из бывших руководителей мэрии. На что тратились деньги населения - неизвестно. Вернуть их удалось лишь тем, кто первыми, как во время дефолта, получили информацию или догадались о том, что система вот-вот рухнет. Или находились поближе к кормушке... Подавляющее большинство остальных горе-инвесторов остались с решениями суда вместо денег. По одному из таких решений Коряжемского городского суда (от 21 октября 2002 г.) с должника полагается взыскать 1 млн. 339 тысяч неденоминированных рублей. Но сегодня это вряд ли возможно. Отсидевшая свой срок "лиса-алиса" уже давно пенсионерка, официально не имеющая никакого ценного имущества.

Казалось бы, те, кто стоял в те дни в длинных бессмысленных очередях за своими кровными, не только на всю свою дальнейшую жизнь должны быть застрахованы от участия в подобных аферах, но и детей своих научить на собственном горьком опыте. Ан, нет!

Передо мной два договора, один из которых заключен осенью прошлого года с некоей К.С. (ее фамилию до суда называть не будем), хозяйкой обувной мастерской. В документах значатся весьма крупные суммы, которые весной и летом этого года должны были стать значительно крупнее за счет выплаты ежеквартальных 18 процентов. Должны были. Вот только заемщицы уже давно нет в городе.

Звоню в офис еще одной известной коряжемской предпринимательницы, которая тоже берет в долг под проценты. Милая секретарша с готовностью делится условиями. Пять процентов с вложенной суммы ежемесячно. Сделав в уме несложные вычисления, прикинула: ого-го, да это же шестьдесят процентов за год и сто восемьдесят за три! Это вам не какой-нибудь Сбербанк с его дюжиной годовых! Но тут здравый рассудок берет верх над эмоциями. Как, за счет чего вдруг потяжелеет мой кошелек? В какую такую высокодоходную отрасль вложат-инвестируют мои кровные денежки, чтобы копейка стала рублем? На конкретный вопрос на том конце провода ответили весьма туманно: "Ну, у нас фирма серьезная. Есть незавершенное строительство в Котласе. А в основном мы занимаемся канцелярией...".

Фирма, судя по антуражу, действительно, не хухры-мухры: недавно один из ее магазинов вольготно разместился в новеньком здании с отдельным входом, а ее владелица, дама приятная во всех отношениях, обзавелась просторной трехкомнатной квартирой. Далее, однако, из разговоров с местными предпринимателями удалось выяснить, что на котласскую "недвижимость" (бывший детсад) уже долгое время ищут покупателя. Никто точно не скажет, сколько народных средств сегодня в руках у заемщицы - 10, 20, 70 миллионов? "Мэтры" местного бизнеса, в свою очередь, выразили сомнение, что "на скрепках да карандашах" (даже продающимся по европейским ценам) можно много "наварить". И прогноз их неутешительный: далеко не все кредиторы получат назад свои денежки.

Банки, давая в долг, обязательно поинтересуются активами, имуществом кредитора, которые в случае чего можно описать в счет уплаты долга. Вряд ли простые коряжемцы задавались подобными вопросами, вряд ли спрашивали себя: не на мои ли деньги выстроен весь этот фирменный антураж, благополучие предпринимательницы и тех, кто без ее финансовой поддержки уже давно был бы объявлен банкротом? Обзваниваю своих знакомых. Один все свои отпускные "в долг" предпринимательнице отдал, другой - кредит, взятый в банке на покупку квартиры, и радуется, что живет "как буржуй" на проценты с вклада. Узнав о том, что собираю материалы для этой статьи, оба пришли в ужас, но отнюдь не от собственной недальновидности. "Почти весь город хранит свои деньги в этой фирме и никого пока не обманули. Не провоцируйте социальный взрыв!" - вот что неожиданно услышала я в ответ на свои предостережения.

Подобный призыв впору адресовать тем, кто "ловит" клиентов на фантастические проценты и условия, и закончить его бытовым вопросом: куда смотрит милиция?

Судя по всему, оснований признать все происходящее в нашем городе мошенничеством еще нет. Договоры составлены по всем правилам юридического искусства, жалоб от граждан пока не поступает. Не беспокоятся и налоговые органы, хотя любой заемщик, выплачивающий проценты согласно договору, выступает агентом по уплате налога на доходы физических лиц. Если, конечно, договоры эти не спрятаны подальше от посторонних глаз согласно одному из пунктов, который в нем содержится, - о конфиденциальности...

Справедливости ради надо отметить, что "пирамиды" (именно о их разновидности мы и ведем речь) действительно какое-то время способны приносить прибыль не только организаторам, но и участникам. Но специалисты оценивают этот относительно "безопасный" срок от полугода до двух лет, в зависимости от объема консолидированных средств. Как правило, ни о каких инвестиционных проектах речь не идет, строители пирамид озабочены лишь состоянием собственных карманов, и потому ненадежная конструкция может рухнуть в любой момент. Примеров и на постсоветском пространстве предостаточно: "МММ", "РДС" и прочие, чьи создатели в местах не столь отдаленных, а вкладчики - на "бобах". Но время лечит, а прошлый опыт, похоже, ничему не учит. Особенно чужой.

Р.S. Мой знакомый все же забрал назад свои отпускные. Правда, перед этим его долго выспрашивали, зачем ему срочно понадобились его рубли и уговаривали подождать, дескать, программа рассчитана на три года. Какая программа? По-видимому, по отъему денег у населения....

Аптечный гром (Правда Северо-Запада)

Архангельские льготники могут остаться без лекарств

На 2006 год правительство выделило 29,1 млрд. рублей в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Но, несмотря на бравые отчеты министра здравоохранения и социального развития РФ М. Зурабова, с самого начала года в программе ДЛО обнаружилась серьезная дыра. Льготники получили лекарств на два с половиной миллиарда рублей. А за первый квартал этого года денег на ДЛО израсходовано как за полугодие - 11 миллиардов рублей! На этом фоне заявление М. Зурабова о расширении перечня лекарств, предоставляемых льготникам бесплатно. На самом деле с первого июня из перечня ДЛО (примерно 2800 наименований) исключено 520! Росздравнадзор, тем временем, предлагает врачам сократить выписку рецептов, а производителям снизить цены на лекарственные препараты. Ни к чему хорошему это пока не привело. Ко всему прочему, в Москве его склад одного из крупнейших фармацевтических дистрибьюторов ЦВ "Протек". И хотя генеральный директор "Протека" В. Л. Смердов заверил, что перебоев с поставками медикаментов льготникам не будет, они (перебои) ощущаются уже сейчас.

На июнь этого года для льготников - архангелогородцев "Протек" поставил всего 15 наименований лекарств! И до сих пор не рассчитался с долгами за первый квартал перед сетями аптек "МКкомпани" МУП "Здоровье" (Северодвинск), ГУП "Фармация", ЦМСЧ-58. На сегодняшний день архангельские льготники не просто встревожены. При мысли о том, что дорогие импортные, а, главное, хорошие лекарства придется заменять отечественным барахлом, они впадают в панику. Официальная пропаганда, естественно, молчит. Но, по мнению экспертов, лекарства заканчиваются, а новых нет и не поступает.

Как пишет федеральное издание "Фармацевтический Вестник", недавно в Северодвинске прошли депутатские слушания, посвященные реализации национального проекта "Здоровье". Начальник Управления здравоохранения городской администрации Лариса Меньшикова заявила: "Областной департамент здравоохранения предложил муниципальным медучреждениям Северодвинска сократить норматив на одного получателя ДЛО до 350 рублей. Этой суммы явно недостаточно, поскольку среди льготников в основном остались тяжелые хронические больные, которые нуждаются в постоянном и дорогостоящем лечении. К примеру, для полноценного лечения больного сахарным диабетом ежемесячно требуется до 1 тысяч рублей. В связи с недостаточным финансировав многие больные не в полном объеме обеспечиваются платными лекарствами. Таким образом, страховой принцип ДЛО не работает".

По мнению некоторых фармацевтов, в связи с резким крашением федерального финансирования, лимит будет исчерпан к октябрю этого года. Возможно, аптеки еще продержатся некоторое время на запасах. Но к осени, когда основная масса населения вернется из отпусков и спрос лекарства подскочит, их дефицит может привести к определенным последствиям. Если до осени не принять мер, то январские (после введения 122-го закона) пикеты и стихийные митинги могут показаться детской шалостью.