Среди ассоциаций, возникающих у россиян при мысли о своей стране и народе, лидирующие позиции занимают история страны и ее народа (57%), а также территория страны, место, где человек родился и родная природа (35%, 33% и 28%). Такие данные публикует Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на основании результатов опроса, проведенного в начале июня в 46 регионах России.

Опрос показал, что ассоциации "второго ряда", которые отмечаются 16-23% опрошенных, связаны с языком, литературой и искусством, душевными качествами народа, его великими представителями. За прошедший год заметно возросла значимость таких "идентификационных якорей", как прошлое, история страны (с 43 до 57%), родная природа (с 19 до 28%), великие люди своей национальности (с 11 до 23%). Государственные символы России - флаг, герб и гимн - как предмет гордости за свою страну отмечают реже (7%).

Информированность россиян о государственной символике нынешней России - её гербе, флаге и гимне - неодинакова. Лучше всего из этих символов знают герб - 86% опрошенных смогли правильно назвать, что именно на нём изображено; и только 8% дали ошибочный ответ.

Государственный флаг знаком населению не так хорошо, как гимн - верно указать его цвета и их расположение на флаге смогли немногим более половины опрошенных (58%). Треть респондентов (34%) точно знают цвета флага, но неверно указывают их расположение.

Наименее информированы россияне в отношении гимна. Верно назвать его первые слова смогла только треть опрошенных (34%). Неверных ответов оказалось примерно столько же (36%), и ещё 30% опрошенных затрудняются ответить на вопрос о словах гимна.

При этом, если уровень информированности о гербе и флаге за последние два года практически не менялся, то доля россиян, знающих слова гимна, увеличилась с 19 до 34%. Информированность о государственной символике среди молодёжи заметно выше, чем среди людей старшего возраста. Точно знают, что изображено на российском гербе, 90% молодёжи и 73% респондентов 60 лет и старше. Доля правильных ответов о государственном флаге среди молодежи вдвое выше, чем среди пожилых опрошенных (64 и 31%). Первые слова гимна страны известны каждому второму молодому респонденту (47% в группе 18-24 лет) и каждому четвёртому в возрасте "60+" (27%).

По отношению к государственным символам респонденты испытывают преимущественно положительные эмоции. Такие чувства, как гордость и восхищение (53%), симпатия (24%), в наибольшей степени связаны у россиян с гимном. Несколько слабее эти эмоции выражены по отношению к государственному флагу (49 и 26%, соответственно) и гербу (47 и 26%). Негативные чувства и эмоции связаны с государственной символикой в редких случаях (1-3%). Ещё 17-21% опрошенных отмечают, что не испытывают в отношении этих символов никаких эмоций и относятся к ним безразлично.

В опросе приняли участие 1594 человека. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.