"Генпрокуратура залетела в "КрасЭир".

(Газета. 08.06.06)

Уголовное дело против перевозчика может нарушить планы создания альянса AiRUnion. Ради воплощения своей мечты по созданию авиаальянса AiRUnion гендиректор авиакомпании "КрасЭйр" Борис Абрамович готов отказаться от управления красноярским аэропортом Емельяново. Вчера стало известно, что разделить авиакомпанию и аэропорт на независимые друг от друга бизнесы он собирается уже в этом году. Впрочем, даже такой реверанс в сторону власти вряд ли позволит ускорить процесс создания AiRUnion. Вчера Генпрокуратура официально заявила о возбуждении против "КрасЭйр" уголовного дела по статье "мошенничество".

Если этот факт будет доказан, то "КрасЭйр" сначала придется заняться восстановлением собственной репутации, а уж потом развитием бизнеса.

Разделения "КрасЭйр" на аэропорт и авиакомпанию в последнее время активно добивался Минтранс. Два совершенно разных бизнеса, объединенных авиакомпанией, - не рыночный анахронизм, оставшийся с советских времен всего в нескольких регионах страны и мешающий здоровой конкуренции. Летать в Емельяново конкуренты "КрасЭйр" - "Сибирь" и "Аэрофлот" не могли несколько лет. Держать в своих руках доходный маршрут Москва - Красноярск было не так уж и сложно. Помогали постоянные ссылки то на ремонт взлетно-посадочной полосы, то на невозможность приема отдельных типов самолетов. Идти на уступки Минтрансу Борису Абрамовичу пришлось сейчас, когда он озаботился созданием единой авиакомпании на базе альянса AiRUnion. В альянс помимо "КрасЭйр" входят еще четыре перевозчика: "Домодедовские авиалинии" (ДАЛ), "Самара", "Омскавиа" и "Сибавиатранс". Вчера начальник правового управления "КрасЭйр" Ирина Каликина сообщила приятную для Минтранса новость: разделение "КрасЭйр" произойдет в 2006 году. По ее словам, юристы уже провели необходимую подготовительную работу. Однако "подружившись" с Минтрансом, "КрасЭйр", как оказалось, поссорилась с Генпрокуратурой, которая сейчас расследует возбужденное еще в мае уголовное дело по статье "мошенничество" в отношении имущества авиакомпании. Речь идет о нарушении интересов государства при выпуске облигаций ООО "ЭйрЮнион", дочерней компании "КрасЭйр", в размере 1, 5 млрд. рублей. В прошлом году собрание акционеров "КрасЭйр" одобрило ряд сделок (в том числе договор поручительства и займа с ООО "ЭйрБридж") по выпуску облигаций.

А вот Росимущество их оспорило, считая, что решение было принято без учета его интересов (государству принадлежит в "КрасЭйр" 51 % акций). Как пояснили вчера в прокуратуре, "должностные лица авиакомпании умышленно ввели представителей Росимущества в заблуждение", а полученными деньгами "распорядились по своему усмотрению". Между тем именно Росимущество сейчас является главным оппонентом "КрасЭйр" в вопросе создания AirUnion. Ведь по плану Абрамовича образование единого перевозчика путем объединения активов входящих в альянс авиакомпаний будет не в пользу государства. Его доля составит лишь 40%. И государство, по сути, потеряет контроль над ключевыми активам "КрасЭйр" и ДАЛ. Как будет выходить из щекотливой ситуации Борис Абрамович, пока не понятно. Пресс-секретарь авиакомпании Ольга Трапезникова смогла сообщить "Газете" только то, что "авиакомпания от Генпрокуратуры пока не получала никаких уведомлений" и поэтому "говорить о дальнейших шагах сейчас не имеет смысла".

"Поручительство в особо крупном размер".

(Ведомости. 08.06.06. Елена Мазнева)

Генпрокуратура возбудила уголовное дело по фактам мошенничества с имуществом KrasAir. Размещение облигаций на 1,5 млрд руб. вопреки воле чиновников обернулось для "должностных лиц" авиакомпании KrasAir, за которыми участники рынка усматривают совладельца и руководителя компании Бориса Абрамовича, обвинениями Генпрокуратуры в противоправных действиях и уголовным делом по факту мошенничества с имуществом компании. KrasAir - пятая по величине авиакомпания России. В 2005 г. перевезла 1,8 млн. пассажиров, получив 10,1 млрд руб. выручки и 5,6 млн. руб. чистой прибыли. Государству принадлежит 51% акций, около 40% контролируют структуры гендиректора KrasAir Бориса Абрамовича. 000 "ЭйрЮнион" (до 2005 г. ООО "ЭйрБридж") создано в 2004 г. как головная компания альянса AiRUnion, в который входят KrasAir, "Домодедовские авиалинии" (51% - у государства, 49% - у структур Абрамовича), "Омскавиа" (около 70% - у структур Абрамовича), "Самара" (около 40%) и "Сибавиатранс" (100%). 51% 000 принадлежит KrasAir, 49% - ДАЛ. Вместе в 2005 г. они перевезли около 3,5 млн. пассажиров, получив около $700 млн. выручки.

Вчера Генпрокуратура заявила, что 17 мая возбудила уголовное дело по статье 159.4 УК (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере, до 10 лет тюрьмы) по фактам мошенничества с имуществом "Красноярских авиалиний" (KrasAir). Фигурантов дела Генпрокуратура не называет, но суть претензий уточнила. Речь идет о "противоправных действиях ряда лиц", которые имели отношение к договору поручительства по облигационному займу "ЭйрЮнион" на 1,5 млрд руб. Должностные лица авиакомпании, говорится в заявлении Генпрокуратуры, "желая избежать блокирующего эти сделки решения со стороны представителей Росимущества, умышленно ввели [их] в заблуждение"; а после того, как заем "вопреки мнению государства" все же был размещен, эти "лица" распорядились привлеченными деньгами "по своему усмотрению". "Скорее всего, речь идет о гендиректоре KrasAir [и совладельце компании Борисе Абрамовиче], но и любой другой сотрудник может попасть в круг обвиняемых", - говорит партнер "Вегас-Лекса" Альберт Еганян. "ЭйрЮнион" разместила облигации в ноябре. Полученные деньги KrasAir рассчитывала потратить на ремонт и обновление своего парка (зафиксировано в проспекте выпуска), что и сделала, говорит представитель компании Ольга Трапезникова. Уголовное дело она комментировать не стала, поскольку никаких официальных уведомлений из Генпрокуратуры компания не получала. Абрамович для журналистов был недоступен. А чиновник Росимущества говорит, что деньги от займа пошли на "обновление материально-технической базы" для ремонта самолетов, но не на сам ремонт и не на закупку самолетов. Трапезникова не смогла сказать, какие самолеты были куплены или отремонтированы на средства, привлеченные за счет облигаций.

Росимущество конфликтует с Абрамовичем с прошлого года, когда тот предложил создать на базе альянса AiRUnion новый авиационный холдинг. Оценки, проведенные Росбанком и аудиторской фирмой "Пачоли", показали, что контрольного пакета в этом холдинге у государства не останется. Тем не менее Минтранс и Минэкономразвития поддержали такую схему. Недавно они даже добились предварительного одобрения от президента Владимира Путина. Но Росимущество было против. Тем более что в конце года планы по укрупнению появились у "Аэрофлота". Ему Росимущество предложило передать все госактивы в авиации, включая 51% KrasAir. И если Абрамовичу будет предъявлено обвинение, шансы "Аэрофлота" на отстаивание своих интересов повысятся, уверена аналитик "Атона" Татьяна Капустина.

Согласны с ней и два участника рынка. "Аэрофлот" в Генпрокуратуру не обращался, никак с претензиями не связан и от проблем KrasAir не выигрывает, заявил вчера "Ведомостям" гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов. Росимущество тоже не причастие, уверяет чиновник ведомства. Хотя сам заем и поручительство по нему Росимущество оспаривает самостоятельно - в арбитражном суде Красноярского края.

Без поручительства "ЭйрЮнион" не смог бы разместить облигации - закон разрешает это только эмитентам, существующим более трех лет. Поручительство давала KrasAir, что было одобрено на собрании акционеров компании в июне 2005 г. Но осенью, за три дня до размещения, Росимущество заявило, что на собрании голосовало против. А его голос не приняли, сославшись на то, что государство в этой сделке - заинтересованная сторона. Кроме того, когда готовилась повестка этого собрания, Росимущество настояло, что вопрос о займе будет в нее включен, только если вместе с KrasAir поручительство даст и лично Борис Абрамович. Как указало потом Росимущество, личного поручительства Абрамовича ведомство так и не увидело. Поэтому в декабре Росимущество подало иск в Красноярский арбитраж с требованием признать голосование по поручительству KrasAir недействительным. Заседания по этому иску пока откладываются. А договора поручительства от Абрамовича чиновники так и не увидели. Они пытались истребовать копию документа в рамках рассмотрения иска, но суд решил, что это к делу не относится, говорит сотрудник Росимущества. Иван Руденко, вице-президент "Русских фондов", организатора займа, заявляет, что договор был и инвесторы на презентации при желании могли с ним ознакомиться.

Ранее опрошенные "Ведомостями" участника рынка, присутствовавшие на презентации, говорили, что не просили компанию предъявить поручительство Абрамовича.

А в проспекте облигаций поручителем указана лишь KrasAir. Облигации "ЭйрЮнион" не слишком ликвидны, хотя с ними совершается по 5-10 сделок в день на общую сумму в среднем 1 млн. руб., отмечает аналитик "Ренессанс Капитала" Павел Мамай. Во вторник они торговались особенно активно - оборот составил аж 2 млн. руб. А вот вчера торги замерли (всего одна сделка на 336 000 руб.), очевидно на негативных новостях, заключает Мамай. Но партнер юрфирмы "Юст" Артур Рохлин успокаивает, что на инвесторах весь конфликт KrasAir с госорганами вряд ли отразится очень скоро. Если суд и признает недействительным договор поручительства по займу, сам заем автоматом не аннулируется - ни по Гражданскому кодексу, ни по закону о рынке ценных бумаг. Государство может подать дополнительный иск и имеет шансы выиграть, упирая на то, что эмитент не имел права занимать без поручителей, оговаривается юрист. В таком случае "ЭйрЮнион" придется найти еще одного поручителя. Если заем все же будет аннулирован, "ЭйрЮнион" должен вернуть все деньги инвесторам, правда без выплаты купонов. Но подобного прецедента, по словам Рохлина, еще не было.

Но ФСФР может приостановить торги этими облигациями, и особенно по обращению государства, отменить регистрацию выпуска, что повлечет его изъятие, предупреждает зампред совета директоров ПАРТАД Петр Лансков.

"А сыт голодного не разумеет".

(Сегодняшняя газета. 08.06.06. Людмила Винская)

НА медийном поле Красноярья появилась еще одна газета. Нынче рождение очередного печатного издания вроде как дело обычное. Но тут случай особый. Новое СМИ относится к разряду качественных и респектабельных - по форме и по содержанию. К тому же "Проекты Красноярья" - газета большого формата, она выделяется на фоне еженедельных "толстушек". Это региональный строительный еженедельник - официальное издание краевого департамента строительства и жилищной политики и Союза строителей Красноярского края. Так что теперь все проблемы важного для многих спектра сосредоточены в одном СМИ. Его журналисты находят строительные темы в неожиданных местах - даже в культурных музейных мероприятиях. А заодно и просвещают народ, рассказывая об архитектурных ценностях, до которых не всякий житель Красноярска доберется. Например, в 3-м номере Геннадий Рыбаченко познакомил читателей с Вознесенским храмом, что на юге края - в селе Кочергино Курагинского района.

"КП. Красноярск" (?82, стр. 15, "Диета довела до дистрофии", Мария Мишкина, Светлана Буренко) тоже обратила свой взгляд на село, на 25-летнюю жительницу Нижних Курят из Каратузского района. О Катерине только и говорят все последние дни. Она поступила в реанимацию краевой больницы в крайней степени истощения - жертва диеты. Оттолкнувшись от этого случая, журналистки раскрутили тему, весьма актуальную для нашего времени. Заметку надо бы почитать всем желающим похудеть. Лишний жирок сбросить можно, но не такими же "смертельными" методами, к которым прибегали героини "Комсомолки". Поголодаешь да и покинешь этот мир... Хотя, конечно, люди-человеки всегда что-нибудь покидают. Рано или поздно. Вот и генеральный прокурор Устинов покинул свой пост. Точнее, президент его скорехонько уволил, вызвав к себе в резиденцию за час до полуночи и там сообщив о своем решении. Уволил - без объяснения причин. И все комментаторы тут же впали в информационную кому. Аналитики, обычно имеющие собственное мнение по любому поводу, твердили первые дни (даже Николай Сванидзе и Михаил Леонтьев!), что ситуация обычная и комментировать тут нечего, все по правилам. Наконец, Александр Будберг в красноярском выпуске "МК" вчера объяснил, что к чему, - в статье "Генеральная уборка". Лейтмотив можно выразить одной фразой: "В День защиты детей президент защитил преемников". Мол, новый прокурор не сумеет до выборов набрать "веса" (речь об авторитете, связях и опыте работы наверху), потому "Генпрокуратура не сможет быть столь же эффективным инструментом предвыборной борьбы". Но не это самое интересное. Ситуация с отставкой прокурора показала, какими понятливыми и деликатными до невозможности могут быть некоторые акулы медиа-сообщества. Особенно когда дело касается преемников.

Тот же "МК" пишет и о красноярских заморочках, обещая нескучное будущее ("Причудливая фронда", Игорь Дмитриев). "Похоже, на политическом ландшафте Красноярска начались серьезные тектонические сдвиги. То, чем так сильно гордилась хлопонинская администрация - политической стабильностью в регионе, готово, что называется, улететь в тартарары". Дескать, губернатор расслабился, потерял бдительность и... Как предполагает автор, формируется фронда (это такая оппозиция с вызывающим характером - Л.В.), у нее даже есть "рабочее" название - "Край без Хлопонина". Начинают мелькать знакомые фамилии: всегда электоральный Анатолий Быков, неуютно чувствующий себя Владислав Юрчик, амбициозный Александр Усс... О спикере ЗС особый разговор: Усс "может пойти ва-банк и выкинуть такую загогулину, при которой исполнительной власти будет, мягко скажем, неуютно. Тем более что в коридорах власти упорно ходит молва о том, что Александр Викторович якобы с крайним интересом воспринял заключение на нары ненецкого губернатора Алексея Баринова и "взбрык" двух законодательных собраний, не пожелавших сдавать своих сенаторов". Так что, утверждает автор, припоминая слова Александра Лебедя, "нас ждут веселые времена и забавные приключения". Можно припомнить тут и слова краевого парламентария Анатолия Быкова, которые привел в 21-м номере "Вечерний Красноярск": "Будем откровенны, многие депутаты, как говорится, заелись". С Анатолием Петровичем нельзя не согласиться. Только хочется добавить: не одни депутаты заелись, с аппетитом во всех высоких сферах полный порядок. И главное - в пище недостатка не наблюдается.