7 июня в Москве состоялось заседание Президиума Госсовета России по вопросам совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации. В заседании приняли участие Президент РФ Владимир Путин, министр финансов Алексей Кудрин, губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, а также губернаторы Калужской, Калининградской, Астраханской, Вологодской, Ленинградской, Тверской, Камчатской, Ульяновской, Тюменской областей.

Основной темой обсуждения стали отношения между субъектами Российской Федерации и федеральным центром в лице Министерства финансов и Правительства Российской Федерации, в частности вопросы эффективности управления государственными и муниципальными финансами.

Путин обозначил ряд факторов, серьезно сдерживающих рост эффективности межбюджетных отношений. Один из них - сохраняющаяся неравномерность в объемах и темпах поступления доходов у разных территорий России. В 2005 году расходы на образование на душу населения у субъектов Федерации варьировались более чем в пять раз, расходы на здравоохранение - более чем в шесть раз, на социальное обеспечение - в 15 раз. "В ныне сложившихся условиях без программ межбюджетного выравнивания не обойтись, при их максимальной прозрачности и адресности", - подчеркнул он.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM-KNews в пресс-службе администрации Красноярского края, губернатор Александр Хлопонин принял участие в обсуждении, опираясь на ряд тезисов. Среди основополагающих проблем, требующих решения, в первую очередь красноярский губернатор считает необходимым усовершенствовать разграничения полномочий, финансируемых за счет средств федерального и региональных бюджетов, и в полном объеме обеспечить финансирование делегированных полномочий. Кроме того, актуальной проблемой для регионов является непросчитанность распределенных полномочий. Представляет сложность определение реальных параметров федерального и региональных бюджетов при отсутствии утвержденных стандартов и минимальных нормативов предоставления бюджетных услуг. Результатом отсутствия единых нормативов финансирования является несогласованность государственной социальной политики и невозможность проведения сравнительного анализа бюджетов различных субъектов. При этом дотационные территории за счет опережающего роста трансфертов могут наращивать объем расходов темпами, превышающими рост расходов регионов-доноров.

Для повышения эффективности целевой финансовой помощи должно быть исключено использование показателей бюджетной обеспеченности регионов, считает Хлопонин. Распределение инвестиционной финансовой помощи, основанное на уровне изношенности социальной и инженерной инфраструктуры и уровне отставания в обеспеченности, не содержит стимулов для интенсивного регионального развития и приводит к снижению заинтересованности регионов в развитии собственного экономического потенциала.

Важным аспектом для регионов является обеспечение справедливости и стабильности размещения налоговой базы, поскольку зачастую место фактического формирования прибыли и место ее налогообложения не совпадают, говорится в докладе Хлопонина. В итоге нарушаются принципы построения бюджетной системы - стабильности и предсказуемости, равномерности размещения налоговой базы. В связи с этим до начала нового бюджетного года необходимо внести ряд изменений в Налоговый кодекс РФ.

В итоге обсуджения Владимир Путин поручил выделить дополнительные средства для поощрения регионов, которые активно занимаются внедрением новых систем финансирования и оплаты труда в образовании и здравоохранении. Глава российского государства отметил, что просто увеличение количества учителей, врачей и муниципальных служащих не ведет к улучшению качества услуг, которые оказываются гражданам. Президент рассчитывает на то, что правительство и федеральные ведомства поддержат усилия тех регионов и муниципалитетов, которые стремятся повысить эффективность своих бюджетных доходов, реструктуризируют саму сеть бюджетных учреждений.