О роли малого бизнеса в сфере потребительского рынка столицы сообщил в рамках пресс-конференции 7 июня руководитель департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы Владимир Малышков, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По данным департамента потребительского рынка и услуг, количество малых предприятий в Москве за период с 1997 года по 2005 возросло более чем на треть: сегодня их число составляет 99,7 тыс единиц. Это почти половина (49,5%) от числа малых предприятий в экономике города. Средний показатель ежегодного прироста количества субъектов малого бизнеса в Москве составляет 5,7%; для сравнения, в целом по России этот показатель 1.2, а в европейских странах - от 10 до 20%. В сфере малого бизнеса работает почти 1 млн 400 тыс москвичей - более четверти от занятых в экономике города. Около 670 тыс из них заняты в сфере потребительского рынка и услуг.

По словам Владимира Малышкова, в 2005 году товарооборот от малого бизнеса в Москве составил 1 трлн 600 млрд рублей - это рекордный показатель. "Москва, при менее чем 7% населения, дает четверть товарооборота России, - отметил он. - Город привлекает огромные инвестиции: в 2005 году почти 18 млрд долларов было инвестировано в сферу потребительского рынка и услуг. Это инвесторы как зарубежные, так и отечественные. Это говорит о том, что Москва - инвестиционно привлекательный регион. Третий год сектор потребительского рынка и услуг находится на первом месте по наполнению бюджета города - 21,5% от всех бюджетных поступлений. Более 34% в этом показателе дает малый бизнес". По словам Малышкова, в Японии 80% трудоспособного населения работает в малом бизнесе. В Москве этот показатель - около 35%, что уже вполне сопоставимо с европейскими показателями.

Владимир Малышков отметил и такой важный показатель развития бизнеса, как объем торговых площадей на душу населения. По его словам, сегодня столицы Европы, такие как Париж, Лондон и Берлин имеют на 1 тыс жителей 600 кв м торговых площадей. "Москва уже достигла 520 кв м на 1 тыс населения. Мы ставим задачу - в ближайшие три года выйти на европейский уровень по объему торговых площадей, - сообщил он. - Эти цифры дают нам не просто ориентир - очевидно, что без такой обеспеченности инфраструктурой большие города не могу быть комфортными для проживания. Ориентируясь на эти цифры, мы будем двигаться вперед, добиваясь удобства проживания для населения, высвобождения личного времени. В конце концов, для того, чтобы заниматься семьей, поддерживать рождаемость в государстве".

При этом. констатировал руководитель департамента, не все столичные предприятия малого бизнеса работают хорошо. Лишь около 60% работают высокорентабельно. Около 30% - низкорентабельны, вплоть до почти нулевой. "Сегодня на уровне государства нет серьезной политики, поддержки малого бизнеса, и региональным властям приходится уделять повышенное внимание, - пояснил он. - В 2005 г более 4 млрд рублей было инвестировано в малый бизнес Москвы. Но доля этих инвестиций в части, например, банков - не слишком велика. Система банковской, финансовой поддержки не очень велика. Так как государство не хочет брать на себя риски, а банки, страхуя себя, также предъявляют завышенные требования малым предпринимателям. Здесь роль государства должна быть очень велика, как в большинстве развитых стран. Москва, в свою очередь, берет на себя немалую часть рисков".

В числе существующих проблем Владимир Малышков назвал несовершенство системы учета прибылей от малого бизнеса. По его словам, учет сегодня несовершенен, поскольку в законодательном порядке на уровне государства система расчета не зафиксирована. Примерно 30-40% выручки практически не учитывается. Таким образом, названная цифра товарооборота от малых предприятий Москвы за 2005 г. - 1 трлн 600 млрд рублей - лишь официальная. "На самом деле этот показатель намного больше, но остальное идет "мимо кассы". - подчеркнул Малышков. - Я как специалист считаю, что около 30-35% товарооборота по России не учитывается. Эта система требует серьезной доработки".

Что еще мешает развитию малого бизнеса Москвы? Руководитель департамента отметил и очень высокие арендные ставки за помещения. "Хотя правительство Москвы принимает решения по льготным ставкам - у малых предприятий они самые низкие - в то же время много помещений является частными, поэтому их не сдают по ценам, устанавливаемым правительством Москвы, а по рыночным. При этом стоимость кв. метра в Москве колеблется от 500 за 1000 долларов за 1 кв метр. Это серьезно сдерживает развитие малого бизнеса. Это резко отражается и на цене товаров и услуг, - констатировал он. - Но мы смотрим с оптимизмом на развитие малых предприятий. Мы уверены. Что именно малый бизнес должен решить проблему занятости населения и продолжать вносить значительный вклад в бюджет".