Политика - Парламент - Абхазия - Южная Осетия - Экономика

Серьезные планы НАТО в отношении Кавказа: президентам Грузии и Азербайджана аплодировали стоя

Парламентская Ассамблея НАТО в ходе весенней сессии в Париже 26-30 мая приняла Декларацию по Грузии, сообщает 1 июня газета "24 саати". В декларации ПА НАТО призывает страны-члены Североатлантического альянса начать "интенсивный диалог" с Грузией летом 2006 года. Наряду с другими документами на сессии принята специальная декларация по сотрудничеству с Грузией. В заключительный день пленарного заседания в статусе почетного гостя был приглашен президент Грузии Михаил Саакашвили. Согласно декларации, ПА НАТО приветствует осуществление реформ в различных сферах в рамках Плана индивидуального партнерства с НАТО (IPAP), полностью поддерживает стремление Грузии в Североатлантический альянс и призывает правительства и парламенты стран-членов НАТО оказать Грузии содействие в достижении этой цели. В документе отмечается, что принятие данной декларации стало возможным в результате усилий делегации и внешнеполитического ведомства Грузии. Также подчеркивается, что в принятии декларации большую роль сыграл президент Парламентской Ассамблеи НАТО, французский парламентарий Пьер Лелуш, который недавно посетил Грузию и на месте ознакомился с ситуацией в стране. Вместе с тем в документе выражается обеспокоенность ПА НАТО в связи с неурегулированностью конфликтов в Абхазии и Южной Осетии, что создает угрозу напряженности в регионе. Как говорится в декларации, с учетом роли России в существующем формате переговоров, она должна выполнять более конструктивную роль в урегулировании этих конфликтов. Парламентская Ассамблея НАТО призвала правительства стран-членов альянса помочь сторонам конфликта в поиске взаимоприемлемых решений по их урегулированию, а также оказать техническую помощь Грузии, чтобы ускорить интеграцию этой страны в евроатлантические структуры. В опубликованной МИД Грузии информации о принятой в Париже декларации отмечается, что "эта декларация - еще один шаг на пути евроатлантической интеграции". Что главное, в декларации подчеркивается, что альянс открыт для всех стран, которые разделяют его ценности. Парламентская Ассамблея отмечает, что расширение альянса является одним из главных факторов евроатлантической безопасности. Как заявил газете прибывший из Парижа заместитель председателя парламентского комитета по обороне и безопасности Ника Руруа, это постановление - шаг для перехода Грузии на следующую ступень в отношениях с НАТО, в частности, в фазу интенсивного диалога, что является предпосылкой того, что скоро Грузия получит план MAP, т.е. станет кандидатом на вступление в НАТО. По словам Руруа, на сессии были и противники принятия декларации, несколько стран скептически были настроены к принятию в отношении Грузии столь доброжелательной декларации, но они оказались в меньшинстве. Немалую роль в принятии этой декларации сыграло выступление на заседании ПА президента Грузии. После выступлений президентов Грузии и Азербайджана зал аплодировал стоя, что указывает на серьезность планов НАТО в отношении Кавказа, отметил Руруа. Что касается России, то она действительно активна в своих действиях против Грузии. И сейчас в Париже Россия препятствовала принятию этой резолюции, но оказалась в меньшинстве. Однако, несмотря на это, Россия - важный игрок, и она не должна остаться в изоляции. Поэтому страны-члены НАТО стараются склонить Россию к диалогу и разобраться в существующих разногласиях. Пока позиция России абсолютно категорична: расширение НАТО она считает ошибкой, противится развитию альтернативных источников энергетики. "В мире существует мнение о необходимости в отношении к России более принципиального и последовательного подхода. На сегодня мы является свидетелями этого процесса", - отметил Руруа. ("24 саати")

В Грузии штормит

До выборов в органы местного самоуправления остается полгода, и, на первый взгляд, основное внимание политиков перенесено на сложные отношения между Грузией и Россией, пишет 2 июня газета "Ахали 7 дге". А события внутри страны развиваются мирно. Однако, если приглядеться внимательнее, создается впечатление, что это затишье перед бурей. С учетом "веселого" опыта проведения в стране выборов, можно заключить, что волны будут большими. Сегодня трудно лишь установить мощь этих волн: будет ли это слабый шторм, который только снесет экипаж с одного борта на другой, или это будет цунами, который всех и вся сметет с пути? Оппозиционные политические "моряки" и без синоптиков знают, что ожидаются сложные условия плавания. Как они заявляют, в условиях нынешнего Избирательного кодекса они, возможно, вообще не выйдут в открытое море. Но, по мнению экспертов, это маловероятно. Такого же мнения придерживается и капитан корабля. На днях создан т.н. координационный совет оппозиционного движения, где они собираются и обсуждают будущие планы, возможные альянсы и их формы. После опроса экспертов у газеты сложилось мнение, что хотя политическое видение членов координационного совета, в основном, одинаково - борьба против Саакашвили и его "Национального движения", но методы этой политики так же пестры, как и действующая сегодня в Грузии оппозиция. Республиканцы, имеющие в обществе интеллектуальный имидж, часто достигают цели неинтеллигентными методами: присоединяются к более крупной, более популярной силе, а после победы на выборах противостоят этой силе и действуют уже независимо. Как показала революция, и консерваторы не оказались надежными союзниками: они тоже после выборов "увидели", что Саакашвили и его команда вовсе не представляют силу, которая превратит Грузию в достойное государство. Совершенно не прогнозируемы и лейбористы, которые временно не посещают заседания координационного совета. Грустный конец оказался и у дружбы "Новых правых" и "Промышленников". Возможно, причина в излишних амбициях лидера "Новых". В связи с необоснованными амбициями сложности испытывают и лейбористы. Следовательно, трудно представить совместную деятельность людей, которых не покидает глубокая вера в то, что их поддерживает 90% населения. Так что, сегодня оппозиционные силы выглядят слишком пестро для того, чтобы сформироваться в одну большую силу хотя бы для такой "высокой" цели, как свержение власти Саакашвили. Поэтому, по мнению экспертов, ожидается формирование более малых союзов. Один из таких вероятных союзов - сближение команд Константина Гамсахурдиа (партия "Свобода") и Акаки Асатиани (Союз традиционалистов), представляющих одинаковые взгляды и видение. Вместе с тем, остается впечатление, что, в отличие от некоторых коллег, они еще не потеряли чувства реальности. Ясно, они понимают, что в случае борьбы поодиночке - обречены на поражение. Пока ни Союз традиционалистов, ни "Свобода" не говорят о конкретной коалиции. Причина, возможно, в том, что параллельно идут переговоры со всем оппозиционным лагерем. Но если серьезный альянс создать не удастся, тогда, вероятно, свое слово скажет команда "Свободных традиционалистов". И еще такая проблема. Какой бы безупречной ни была репутация политического движения, если у него нет профессионально разработанной программы прихода к власти, оно бесперспективно. Сегодня же, как видно, большая часть грузинского политического спектра все еще живет в 80-90-х годах. Методы их борьбы такие же, какими они - диссиденты в свое время - боролись с советским режимом. Наверное, пора единственный в Грузии метод - борьбу лозунгами - заменить другими, характерными для независимого цивилизованного государства средствами, и тогда обязательно метод управления власти страной - лозунги - заменит метод делания дела. ("Ахали 7 дге")

Законсервируем конфлиты, станем сильнее

Россия впервые поставила под сомнение территориальную целостность Грузии, пишет 3 июня газета "Алиа". Такого заявления она не делала даже во времена Гамсахурдиа. Хотя сравнение, возможно, неудачное. Гамсахурдиа противостоял и России, и Западу. Саакашвили противостоит лишь Москве. И, если Гамсахурдиа был слабым политиком, но образованным ученым, то оппозиция в Грузии не считает Саакашвили ни политиком, ни знатоком литературы: он и политической игры не знает, и путает Шота Руставели с Григолом Орбелиани. Из Вены в связи с Ираном звучат ультиматумы: Москва согласна пожертвовать Тегераном, если Запад отстанет от пространства СНГ. Если Кремль торгуется с Европой энергоносителями, то с Америкой - по вопросу Ирана. Европа уже давно молчит, Америка замолчала сейчас. Беспорядки в Крыму и почти признание Цхинвали со стороны России Америка встретила так, будто ничего не замечает. Сегодня Гиоргадзе заявляет, что он - единственный, кто может вернуть Цхинвали и Сухуми. И это правда. Хотя в действительности Гиоргадзе не вернет эти территории, а, наоборот, присоединит Грузию к России - то есть он будет правителем типа Лукашенко. Если во время Гамсахурдиа Тбилиси воевал с Цхинвали и Сухуми, то во времена Шеварднадзе был мир, а при Сакашвили - ни война и ни мир. В годы правления Шеварднадзе отношения Тбилиси и Цхинвали были почти мирными: примерно раз в шесть месяцев стороны встречались и обсуждали ситуацию. Самым большим достижением Шеварднадзе называют открытие Эргнетского рынка, впервые грузины перешли в регион, в Цхинвали, наряду с рублем, был в ходу грузинский лари, конфликт носил, скорее, формальный характер. Постепенно конфликт потерял политический статус и приобрел криминальный. Это пространство скоро стало источником коррупции кланов Шеварднадзе, Чибирова и Ельцина, пишет издание. Информация: встречи между Цхинвали и Тбилиси финансировали международные организации - то Европа, то ОБСЕ, то ООН. Хотя ведущей стороной на переговорах была Россия, которая хотела показать миру, насколько эффективна ее миротворческая роль и миссия. А ОБСЕ наблюдала за общим процессом и ее целью было не урегулирование конфликта, а сохранение стабильности. Что же делать Саакашвили: войну мы прошли, мир прошли, а территорию все равно вернуть не смогли. Между прочим, Шеварднадзе понимал, что так ничего не добиться. Поэтому, тогда в парламента от его имени Ирина Саришвили говорила: законсервируем цхинвальский и абхазский конфликты, станем экономически сильнее и потом вернем территории. Полагали, что и Саакашвили выберет эту схему. Очевидно, справедливо считает Запад: у Грузии слишком молодая власть, что поделаешь. А Путин заявил, что Россия не намерена присоединять новые территории, но трудно будет объяснить абхазам и осетинам, почему Косово может отделиться от Сербии, а они - нет. Выступая в офисе "Интерфакса" Кокойты грозился историческими документами, по которым Россия должна вернуть их "в собственное лоно". Мол, мы никогда не выходили из Российской империи и прочее. "Откуда какому-то европейцу - члену ОБСЕ знать, что осетины - кочевники, и Цхинвали не был их исторической землей, что во всем регионе не найдешь осетинского кладбища ранее XVIII века, что никакого отдельного государства у осетин не было, что осетинская письменность создана в XIX веке, что некогда Россия, во время аннексии Грузии, провела перепись, и выяснилось, что на территории современного Цхинвали проживали лишь 5 семей осетинской национальности и т.д. Все это отражено в исторических документах, кстати, обширная литература существует и на русском языке, отмечают ученые. Когда в 1922 году коммунисты создавали т.н. Юго-Осетинскую автономную область, то и Цхинвали не рассматривали столицей - так много там проживало грузин", - вопрошает издание. После этого началось сознательное заселение региона осетинами, ясно, что сначала же русские заложили здесь мину, говорит историк, академик Марика Лордкипанидзе. Факт, что сегодня осетинская сторона до зубов вооружена: у Кокойты гораздо больше гаубиц и автоматов, чем живой силы, которое это оружие будет держать в руках. Об этом советник Кокойты, начальник одного из отделов ГРУ Анатолий Сысоев позаботился еще до того, как в августе 2004 года покинул Цхинвали, пишет газета. Поскольку русские военнослужащие тем летом открыто не принимали участие в военных действиях, "Кокойты получил живую силу в лице северокавказских боевиков". Между прочим, большую часть из выделенных ОБСЕ 12 миллионов осетины прекрасно использовали: строят больницы, госпитали, а местному населению "вещают", что это дает Россия - так почему бы осетинам не взяться за оружие против ужасных грузин, когда Россия их и содержит, и приголубит... Часть экспертов считает, что сколько бы Кокойты ни старался, у осетин нет никакой перспективы независимости или "слияния" с Россией. По мнению Пааты Закареишвили, власть Грузии, начиная с Гамсахурдиа и кончая Саакашвили, допускает ошибки, делает неверные ходы. Помимо всего, вместо того, чтобы растрачивать энергию на ругань в адрес России, лучше заниматься делом, обратиться в Гаагский суд за нарушения, творимые Россией в конфликтных зонах, принять международные меры. Россия открыто никогда не начнет в Цхинвали войну против грузин, т.к. это навредит ее международному авторитету, считает закареишвили. Ее цель - чтобы в Цхинвали начался вооруженный конфликт, и тогда Россия покажет всему миру: вот, Грузия - нестабильная и опасная страна, и принимать ее в НАТО нельзя. Саакашвили должен действовать осмысленно, без эмоций и использовать дипломатию, считает Паата Закареишвили. ("Алиа")

Парламент

Приход к власти Саакашвили: плохое сменили на худшее

В июне исполняется пять лет со дня создания партии "Новые правые", пишет 29 мая газета "Ахали таоба". Срок небольшой, есть партии и с гораздо большим стажем, но для "Новых правых" это были пять трудных, но принесших огромный опыт лет. По словам лидера партии Давида Гамкрелидзе, в 2001 году, когда формировалась партия, они не представляли, какая миссия будет возложена на партию в истории Грузии. Можно сказать, что фракция "Правых" фактически развалила правящую партию "Союз граждан Грузии" - именно "Правые" внесли первую трещину в СГГ. Перед парламентскими выборами 2 ноября 2003 года "Правые" сыграли большую роль в координации оппозиции. Хотя, как отмечает Гамкрелидзе, не удалось осуществить дело до конца - остановить последующие события в стране. По его словам, несмотря на хаос, результаты выборов 2 ноября реально отражали настрой в обществе. Гамкрелидзе и его партия гордятся тем, что не поддались волне, направленной на свержение власти в стране, а не на смену ее путем выборов. Партия не приняла участия в "революции роз", более того, делала все, чтобы революция не произошла. Гамкрелидзе считает себя ответственным за приход к власти Саакашвили: плохое сменили на худшее. Еще больше коррупции, еще более непрозрачное расходование бюджетных средств, еще больше денег делают отдельные лица в высших эшелонах. В стране, где запрещена смертная казнь, криминалы, обосновавшиеся в системе МВД, принимают решения и убивают людей. По словам Гамкрелидзе, их партия готова сотрудничать со всеми оппозиционными партиями, кроме партии Гиоргадзе и подобных ему партий, проводящих интересы другой страны, а также партий, которые открыто или скрыто сотрудничают с властью. Что касается фактора Гиоргадзе, то Саакашвили прекрасно знает, что рейтинг Гиоргадзе равен нулю процентов, в Грузии сегодня это самый неприемлемый человек. И люди, которые, якобы, его поддерживают, вовсе не являются его сторонниками. Гамкрелидзе не осуждает этих людей: власть поставила их в такие условия, оставив без работы, без дохода. Но Саакашвили знает, что между ним и Гиоргадзе большая часть общества выберет Саакашвили, на это и рассчитано создание из Гиоргадзе образа врага. Это апробированный метод "Союза граждан", в который входили представители нынешней власти. Достаточно вспомнить выборы 1999 года, когда появились два полюса: для большей части Грузии приемлемым оказался все-таки Шеварднадзе, нежели маленький диктатор Абашидзе, которого никто, кроме России, не признавал. То же самое с Гиоргадзе, которого признает лишь Россия. Для грузинского народа приход Гиоргадзе означает полную изоляцию, подобно Белоруссии. Вообще, в Грузии пора кончать с эрой, когда другие из-за рубежа определяют - кто будет президентом. Нам не нужен президент, назначаемый Америкой или Россией. Сам грузинский народ должен избрать своего президента, считает Гамкрелидзе. Лично он склоняется к парламентской республике. По словам Гамкрелидзе, он с симпатией относится к Саломе Зурабишвили, Константину Гамсахурдиа, партия "Новые правые" сотрудничает с Республиканской и Консервативной партиями, в хороших отношениях с Лейбористской партией. Поэтому, может быть целый ряд вопросов, по которым они будут действовать вместе. Для представителей партии никакого значения не имеют посты, потому они и покинули должности заместителей председателей комитетов, что непонятно спикеру Нино Бурджанадзе. Сегодня парламент полностью дискредитирован и лишен полномочий. У Бурджанадзе был ресурс сделать парламент намного достойнее и хотя бы минимально контролировать исполнительную власть, но сегодня она превратилась в личного нотариуса Саакашвили. ("Ахали таоба")

Сотрудничестве против Гиоргадзе - "политическое кокетство"

Власть интересуется деятельностью в Грузии фонда Гиоргадзе и пытается вовлечь в эту игру оппозицию, пишет 30 мая газета "Хвалиндели дге". Лидеры парламентского большинства выступили с инициативой инспектировать учрежденные Игорем Гиоргадзе фонды и с этой целью создать совместную с оппозицией следственную комиссию. Парламентская оппозиция расценила инициативу одного из лидеров большинства Давида Киркитадзе о сотрудничестве против Гиоргадзе как "политическое кокетство". Инициатива серьезно разозлила парламентскую и внепарламентскую оппозицию, представители которой не сомневаются, что таким способом власть, с одной стороны, старается привлечь оппозицию на заседания парламента, а с другой стороны, пытается опровергнуть обвинения оппозиции, что, не замечая функционирования фондов Гиоргадзе, власть содействует усилению его политического движения, что нужно Саакашвили для создания перед выборами новой угрозы. По мнению лидера фракции "Демократический фронт" Звиада Дзидзигури, в руках парламентского большинства и власти - прокуратура, МВД и все государственные ведомства, которые должны провести мониторинг незаконной деятельности фондов Гиоргадзе. Это их дело. А большинству лучше подумать о реальных вопросах в связи с требованиями бойкота оппозиции и проводить с ней диалог, отметил Дзидзигури. Член "Правой оппозиции" Мамука Кацитадзе также считает, что изучение деятельности фонда - прерогатива не парламента, а исполнительной власти, и властям, вместо того, чтобы следить за машиной лидера "Правых" Давида Гамкрелидзе, было бы лучше заняться агентами спецслужб другой страны, в том числе и изучением действующих в противоречии законам Грузии фондов. Обвинения оппозиции не столь беспочвенны. В свое время парламентское большинство выступило против требования оппозиции создать парламентскую комиссию по изучению деятельности фондов развития грузинской армии, правоохранительных органов, уполномоченных президента. Причиной было названо, что парламент не имеет права изучать фонды. Лидер Республиканской партии Давид Усупашвили заявляет, что преследование террористов и криминалов, а также изучение деятельности политических и криминальных фондов не является функцией законодательного органа. Изучать или проверять деятельность юридических лиц частного права могут только силовые или финансовые структуры. Хотя требование оппозиции о создании комиссии по изучению деятельности фондов развития армии и силовых структур имело реальное основание, так как все они связаны с государственными ведомствами. Но оппозиция никогда не требовала изучить конкретный частный фонд, заявил Усупашвили. По его словам, если у власти есть проблемы с этим фондом, это не дело оппозиции, и для этого парламентская комиссия не требуется. Усупашвили объясняет правовые стороны вопроса: деятельность таких фондов регулируется Кодексом гражданского права и претензии, с точки зрения юридической, могут иметь налоговые органы, и то в случае, если имеют место проблемы в связи с налогами. Или если фонд нарушает Кодекс гражданского права, пропагандирует войну, рознь, участвует в финансировании политических партии и т.д. Так что, это совершенно другая сфера, и парламентская комиссия для этого не нужна. Как заявил Усупашвили, в связи бойкотом оппозиция выдвинули конкретные требования, а попытка со стороны власти перевести внимание на другое закончится полным крахом. Власть пытается создать из Гиоргадзе и его партии опасность, и с этой целью уделяет им излишнее внимание, считает Усупашвили. По его словам, если в стране будет здоровая политическая конкуренция, тогда ни эта партия, ни подобные ей силы не будут представлять для страны реальной опасности. В случае же, если власть изберет путь отсутствия здоровой конкуренции и манипуляции выборами, тогда эта опасность будет исходить от власти, а не от какой-либо политической группы, заявил Усупашвили. Что касается закона о люстрации, который большинство предлагает принять в спешном порядке, то оппозиция считает, что закон должен быть принят не в отношении Гиоргадзе, с которым и так все ясно и который не скрывает своей принадлежности к спецслужбам, а для тех, кто это скрывает. ("Хвалиндели дге")

Абхазия

В Абхазию с мандатом миротворцев ввели 500 военнослужащих Майкопского батальона, пишет 31 мая газета "Резонанси". Большую часть личного состава этого батальона составляют адыгейцы, которые этнически родственны абхазам. В войне 1992-93 годов на стороне абхазов сражалось довольно много адыгейцев. Между прочим, и из этого батальона. Как выясняется, грузинская сторона не предприняла никаких шагов, хотя бы на уровне декларирования, чтобы воспрепятствовать этому. В аппарате госминистра Грузии по вопросам урегулирования конфликтов заявляют, что национальность миротворцев значения не имеет. Хотя, как говорит военный наблюдатель грузинской стороны в Абхазии Валерий Джапаридзе, в составе батальона - не только адыгейцы, но и военнослужащие других национальностей. По словам Джапаридзе, кого зачислять в миротворческие батальоны - прерогатива России. Принцип комплектования этого батальона ничем не отличается от других войск в Российской Федерации. Поэтому в этом батальоне есть как северокавказцы, так и армяне, и представители других национальностей. Они работают в миротворческих силах по контракту, отметил Джапаридзе. А эксперт Паата Давитая отмечает, что Майкопский батальон, бывшие или нынешние члены которого во время войны активно боролись на стороне абхазов, всегда вводят в зону конфликта тогда, когда ситуация обостряется. Вызывает подозрения сам факт, что в Абхазию ввели этот батальон. В настоящее время между Тбилиси и Сухуми нет такого напряжения, чтобы вводить этот батальон. Как видно, абхазы обеспечивают оборону - в случае начала боевых действий Майкопский батальон выполнит не миротворческую функцию, а активно включится в эти действия, заявляет Паата Давитая. 500 военнослужащих Майкопской мотострелковой дивизии уже прибыли в Абхазию для выполнения миротворческой миссии. Перед этим они прошли соответствующую военную подготовку. По словам генерал-майора Сергея Судакова, желающих отправиться в Абхазию было много, но из них отобрали лучших. По информации абхазских агентств, бригадные офицеры Майкопа служат в зоне грузино-абхазского конфликта с 1999 года. Прибывший в Абхазию батальон останется в зоне конфликта ровно год, после чего произойдет его замена новой бригадой. На вопрос газеты, почему грузинская сторона не потребовала ввести в зону конфликта относительно нейтральную группировку, заместитель госминистра Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Гиорги Вольский отвечает, что "национальность не имеет решающего значения", мандатом миротворческого состава национальность не определяется. Главную роль играет российское государство. Миротворец - будь он адыгейцем или русским, не может противиться полученной из Москвы инструкции, заявил Вольский. ("Резонанси")

Южная Осетия

Ситуация в Цхинвальском регионе (Южная Осетия - ред.) по-прежнему стабильно напряженная, пишет 30 мая газета "Хвалиндели дге". Проведенный в Тбилиси в День независимости Грузии военный парад нарушил покой Кокойты (и не только его). Заявление министра обороны Грузии, что он встретит 1 января 2007 года в Цхинвали, вывело из себя лидера сепаратистской власти, и одно за другим он делает агрессивные заявления. Иной тон у прибывшей из Цхинвальского региона Саломе Зурабишвили. По информации газеты, командование дислоцированных в Цхинвальском регионе российских миротворческих сил на прошлой неделе получило письмо от руководителя департамента военной полиции минобороны Грузии Алеко Сухиташвили. В письме говорилось о том, что грузинская сторона против осуществления планируемой ротации российского батальона. В беседе с газетой Сухиташвили не комментирует эту тему. Зато эту информацию подтверждает сопредседатель Смешанной контрольной комиссии, вице-премьер де-факто цхинвальской власти Борис Чочиев. По его словам, руководство Южной Осетии не даст грузинской стороне возможность втянуть ее в новую авантюру, и обратится к ОБСЕ, Евросоюзу, "к странам, которым не все равно, что происходит на Кавказе, трезво мыслящей грузинской интеллигенции - не допустить осуществление авантюристических планов Михаила Саакашвили". Ротация дислоцированного в Цхинвальском регионе российского миротворческого батальона должна была закончиться 27 мая, однако она началась лишь 29 мая, причиной чего российская сторона называет необходимость дополнительной подготовки нового личного состава батальона. По словам руководителя штаба Смешанных сил по поддержанию мира Рэма Акимова, в результате ротации 500 военнослужащих российского миротворческого батальона заменят на одно из подразделений части, дислоцированной на Северном Кавказе. Он заявил, что о масштабе и сроках ротации информированы как грузинская, так и осетинская и российская стороны, и ни одна из них не против ее осуществления. Согласно информации, после инцидента 27-28 мая представители вооруженных формирований сепаратистов, группами по 2-3 человека, дежурят на дорогах. Их цель - контролировать движение транспорта и людей на отрезке Гори-Тамарашени-Ачабети. В случае зафиксирования подозрительных лиц или автомашин сообщение будет передано группировке в 100-150 человек, размещенной на подступах к Цхинвали, которой командует русский офицер Ковальчук. Кокойты назвал инцидент в зоне грузино-осетинского конфликта запланированной грузинскими правоохранителями акцией с целью дестабилизации ситуации. На встрече с руководством осетинских правоохранительных структур Кокойты поручил задерживать всех, кто находится в зоне конфликта без мандата. По его словам, "мы не хотим войны, это нужно Саакашвили, Окруашвили и им подобным. Они хотят столкнуть осетинский и грузинский народы и проводить опирающуюся на кровь политику". Однако, неожиданное заявление сделала лидер партии "Путь Грузии" Саломе Зурабишвили. По ее словам, проживающее в зоне грузино-осетинского конфликта население готово к развитию мирного плана, и в случае, если со стороны власти не будет искусственной эскалация напряженности, урегулирование конфликта возможно к 1 января 2007 года. Если парламент не будет выдвигать бессмысленные ультиматумы, и власть искусственно не будет накалять ситуацию как в зоне конфликта, так и в отношениях с Россией, то заявление Ираклия Окруашвили о встрече 2007 года мирным путем в Цхинвали - реально, считает Зурабишвили. После посещения региона, она убедилась, что население региона поддерживает разработанный мирный план и готово участвовать в мероприятиях, запланированных в рамках мирного процесса. По словам Зурабишвили, она и ее единомышленники готовы содействовать мирному процессу урегулирования конфликта. Зурабишвили отметила, что во время посещения зоны конфликта, представители миротворческих сил России и цхинвальской власти "деликатно остановили" ее и сопровождавших ее лиц, и проверка документов прошла культурно. Зурабишвили сказала и другое, что уже не совпадает с позицией официального Тбилиси. Как она заявила, "если мы бессмысленно не обострим ситуацию с Россией", возможно, позитивную роль в урегулировании конфликта сыграет и Россия. ("Хвалиндели дге")

Права человека

Организаторы "операций" в Цхинвальском регионе должны быть привлечены к ответственности

Народный защитник Грузии Созар Субари направил в Генеральную прокуратуру изученные им материалы по инцидентам 27-28 мая в Цхинвальском регионе (Южная Осетия - ред.), пишет 1 июня газета "24 саати". По словам Субари, произошедший в здании горийской полиции факт однозначно является примером пытки людей со стороны представителей власти, в частности, правоохранителей. Народный защитник требует расследовать факты незаконного задержания, избиения и пыток людей. По его словам, к ответственности должны быть привлечены не только исполнители, но и те, кто планирует и руководит этими операциями. Народный защитник считает незаконными действия осетинских правоохранителей, задержавших 27 мая восьмерых жителей села Ачабети, которые через Цхинвали направлялись на молитву в Кинцвиси. Их препроводили в здание местного управления безопасности и продержали там три часа только потому, что они грузины и ехали на машине с грузинскими номерами. По словам посетившего Цхинвальский регион Субари, осетинские "правоохранители" объяснили ему, что это была операция, направленная на поиск угнанных машин. Но это не оправдывает поведения осетин, которые, шутя, интересовались - не является ли он боевиком и нет ли у него мозолей от ношения оружия. Оправдать такое поведение невозможно, тем более, когда между сторонами идет разговор о мирном соглашении, считает омбудсмен. По его словам, совершенно неоправданна и неприемлема и реакция на этот факт грузинской стороны. По информации осетинской стороны, грузины задержали 48 осетин, а по информации грузинской стороны - 41 осетина, и доставили их в Горийскую полицию. Как выяснил Субари, осетин задержали в разных местах сел ущелья Патара Лиахви, расположенных у Цхинвали. Двое из них (граждане России) и сегодня задержаны, у остальных проверили документы, нескольким из них нанесли физическое оскорбление. Как заявили пострадавшие осетины в беседе с Субари, они являются гражданскими лицами и не имеют никакой связи с военными группировками. По информации пострадавших, их задержали люди в масках и в форме спецназа, доставили в здание горийской полиции, куда не впускали местных полицейских. По словам осетин, их избивали и требовали признания, что они являются т.н. ополченцами, а также требовали сведений о размещенных в Цхинвали военных подразделениях и техники. Между прочим, как отмечает издание, представители горийской полиции, которых спецназовцы не впускали в здание, максимально пытались помочь задержанным. Как сказал омбудсмену один из задержанных, "полицейский из Эредви пытался мне помочь, но это заметили спецназовцы, тут же сорвали с него погоны, выругали и выгнали". Пострадавшие заявили Народному защитнику, что если бы не поддержка и помощь горийских полицейских, то неизвестно, остались бы они живы. Одним словом, Созар Субари направил Генпрокуратуре Грузии рекомендацию - детально изучить произошедшее и срочно начать расследование. По его словам, необходимо расследовать данный инцидент, в противном случае доверие к власти Грузии еще больше снизится. ("24 саати")

Экономика

Оппозиция скептична в отношении ГУАМ: Грузии лучше двусторонние договоры о свободной торговле

Лидеры стран-членов трансформированного ГУАМ подписали целый ряд договоров, в том числе и документ, который предусматривает создание свободной торговой зоны между странами ГУАМ, пишет 30 мая газета "Хвалиндели дге". Однако, часть оппозиции с сомнением смотрит на формирование между членами ГУАМ свободных торговых отношений и считает, что они не смогут стать выгодными. С целью формирования зоны свободной торговли и в рамках СНГ был заключен не один договор, но это не работало, отмечает издание. Президент Саакашвили уверен, что в случае ГУАМ дело обстоит иначе. Оптимизм Саакашвили скептически встречает часть оппозиции и называет несколько факторов, блокирующих выполнение договора. Другая часть оппозиции считает, что реализация договора в значительной степени зависит от политической воли властей. Лидер Республиканской партии Давид Усупашвили заявляет, что для Грузии лучше заключить договоры о зоне свободной торговли как можно с большим числом стран: это будет экономически лучше для страны, хотя свободные торговые отношения должны быть свободны и от политической конъюнктуры. По его словам, свободные торговые отношение потому не работали в пространстве СНГ, что отдельные государства пытались добиться определенных экономических привилегий, чтобы впоследствии эти экономические рычаги использовать в политических целях. В случае же с ГУАМ это будет иначе, так как здесь никто не стремится к доминированию и лидерству. Вместе с тем, считает Усупашвили, начало процесса - само по себе хорошо, но осуществить его будет очень трудно. Это соглашение требует законодательных изменений и достаточно хорошего администрирования. Полноценному осуществлению процесса помешают и внутренние проблемы, считает Усупашвили. В Грузии свободного предпринимательства, в общем-то, не существует, и в этом контексте излишне говорить о свободных торговых отношениях с другими странами. Государство должно быть заинтересовано в развитии бизнеса, но реально бизнесмены не свободны от влияния госструктур. Пока не урегулируются эти проблемы внутри страны, поставленной цели в рамках ГУАМ не достичь, считает Усупашвили. Если не будет политической воли власти - навести порядок внутри страны, только в ГУАМ эту проблему не решить. В отличие от республиканцев "Новые правые" называют другой фактор, препятствующий договору. По мнению Ираклия Иашвили, на данном этапе уход с рынка СНГ для экономики Грузии неблагоприятен. Что касается ГУАМ, то у альянса нет рынка, равноценного СНГ. С коммерческой точки зрения, российский рынок для Грузии более выгоден. Логично рассуждая, Украина не сможет заменить Россию, так как ее экономика не сильна и она сама зависит от России, считает Иашвили. Председатель Ассоциации молодых экономистов Давид Нарманиа считает, что оформленный ГУАМ договор выполним, но нет 100-процентной гарантии, что так и будет. Что касается договоров о зоне свободной торговли, оформленных между странами-членами СНГ, то их нарушала сама Россия, чему пример последние запреты на ввоз грузинского вина и минеральных вод. Между тем, в договоре о свободной торговле ясно написано, что возникающие проблемы страны СНГ должны решать путем переговоров, а не односторонне, напоминает Нарманиа, по словам которого, с учетом состава ГУАМ, надо полагать, что здесь подобных проблем не будет. Хотя в случае ГУАМ рынок будет явно гораздо меньше. А представители провластного большинства считают, что договор о свободных торговых отношениях будет успешным. Хотя парламентарий Шота Гвенетадзе и отмечает, что никаких гарантий, что все члены ГУАМ выполнят условия договора, не существует: это чисто политические вопросы, и их выполнение зависит от доброй воли самих стран, заключивших договор. ("Хвалиндели дге")

Эксперт: рост экономики за счет налогов не означает развитие

Эксперты ООН прогнозируют бывшим советским странам развитие экономики, пишет 31 мая газета "Резонанси". По их данным, в 2006 году в бывших советских странах будет подъем экономики. В частности, будут зафиксированы следующие показатели: рост экономики Азербайджана - на 15%, в Казахстане - на 8,3%, Армении и Таджикистана - по 8%, Украины и Грузии - по 6%, в России - 5,8%, в Киргизии и Туркмении - по 5%. Название доклада - "Экономические тенденции, риски и возможности для стран региона Европейской экономической комиссии". По наблюдению экспертов ООН, в 2005 году темпы экономического роста в постсоветских странах (за исключением стран Прибалтики) несколько снизились. Резкое падение цен на сталь и хлопок негативно отразилось на экономике стран, которые специализированы на этой продукции. Эксперты считают, что реструктуризация экономики и увеличение поставок нефти поможет экономике России в сохранении динамики. Развитие сектора газа и нефти будет способствовать инвестициям и росту производства в Азербайджане и Казахстане. Прекратится замедление темпов экономического роста на Украине. Авторы доклада предсказывают, что произойдет рост цен на промышленную продукцию, особенно, в Казахстане и на Украине. Исходя из этого, эксперты не исключают и повышения уровня инфляции в бывших советских странах. По мнению экономического эксперта Эмзара Джгеренаиа, 6% - достаточно высокий показатель в мире. На сегодня показатель США составляет 3,1%, а в Европе - 1,8%. Но для развивающейся страны 6% - невысокий процент, поскольку Грузии необходим рост в 8-9% и накопление ВВП. Для того, чтобы, в целом, экономика достигла элементарного уровня, 6% - все-таки средний процент. По словам Джгеренаиа, показатель роста не является однозначным показателем, как не является однозначным показателем объем ВВП на душу населения. Вообще, уровень страны и соответствующую помощь рассчитывают размером ВВП на душу населения. В Грузии это $1040 на душу населения. К слову, в России - $3200. Но, если исключить Москву и Санкт-Петербург, никак не скажешь, что русские в губерниях живут лучше, чем грузины, отмечает эксперт. Правда, золотые запасы и валютные резервы России, исходя из цен на нефть и национализации большинства крупных предприятий, достигли $250 млрд., это все-таки не влияет на средний уровень жизни, считает Джгеренаиа. И в Грузии, как только произошло улучшение в мобилизации бюджетных средств, бюджет страны возрос до 3 млрд. лари и ВВП страны достиг 11 млрд. лари. Но это не означает развитие производства, промышленности, сельского хозяйства. Наоборот - снижение. То есть, главное - за счет чего происходит рост ВВП. Если 6-процентный рост происходит за счет подъема производства, сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, то это довольно хороший показатель, отмечает Джгеренаиа. Но если рост в 6% происходит лишь за счет налогов, то это уже не является показателем прогрессивного развития, заявил Эмзар Джгеренаиа. ("Резонанси")

Армия

Генштаб меняет вывеску

В парламент поступила новая законодательная инициатива президента Михаила Саакашвили, пишет 31 мая газета "Резонанси". Основанием этого стало соответствующее обращение министерства обороны. Вопрос касается законодательного изменения, на основании которого произойдет преобразование Генштаба Вооруженных сил в Объединенный штаб. Как заявляют в минобороны, создание Объединенного штаба Вооруженных сил будет способствовать сохранению и улучшению всех компонентов вооруженных сил на высоком уровне боеготовности, а также эффективному управлению всеми видами войск. Помимо этого, объясняют в минобороны, Объединенный штаб - один из главных факторов для достижения совместимости с НАТО, что в первую очередь подразумевает высокую степень координации действий всех видов войск, а также планирования и реализации боевых задач. Как считают эксперты, создание Объединенного штаба будет способствовать развитию эффективного участия грузинских Вооруженных сил в международных миротворческих и антитеррористических операциях. Из воздушных и пограничных сил уже отобраны офицеры с соответствующим образованием для последующего назначения на различные посты в Объединенном штабе. В парламенте Грузии уже создана комиссия, которая работает над соответствующими конституционными изменениями и над их своевременным внесением в Конституцию. В составе комиссии - председатель парламентского комитета по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе, министр обороны Иракли Окруашвили, его заместитель Мамука Кудава, депутаты Гиги Бокериа, Ника Гварамиа и Каха Кукава. Проект соответствующих конституционных изменений будет представлен парламенту, который опубликует его для всенародного обсуждения. А рассмотрение законопроекта в парламенте произойдет через месяц после его опубликования. Как заявляет военный эксперт Каха Кацитадзе, для Генерального штаба изменение лишь названия результата не даст. По его словам, здесь речь идет о функциональных изменениях, и оперативное управление реально должно перейти в руки командования видов войск. То есть оперативный и стратегический уровни, однозначно, должны быть разграничены, считает Кацитадзе. По мнению же специалиста по военно-гражданским отношениям Шалвы Тадумадзе, это лишь изменит название и продлит срок полномочий сегодняшнего начальника Генерального штаба. По словам Тадумадзе, в информации оборонного ведомства говорится, что это требование программы НАТО - IPAP, но там такого требования вообще нет. У имеющих объединенные штабы США и Британии есть базы за пределами их границ и, соответственно, функции их штабов подогнаны под ту ситуацию, которую они контролируют в мире с военной точки зрения. Для Грузии, в этом смысле, название существенного значения не имеет. Генштаб ничего не делал, исходя из того, что по законодательству он осуществляет оперативное управление войсками. А классический Объединенный штаб осуществляет стратегическое управление войсками. Если это не изменится, тогда никакого значения не имеет, как будет называться выделенный для управления конкретными войсками штаб - объединенный или генеральный, считает Тадумадзе. ("Резонанси")

Общество

Кодекс этики полицейского

Скоро действия полицейских, наряду с законом о полиции, будет регулировать и Кодекс этики полицейского, пишет 30 мая газета "Хвалиндели дге". Министерство внутренних дел Грузии вместе с неправительственной организацией "Институт свободы" и фондом "Алпе", при финансовой поддержке Евросоюза, разработали проект Кодекса этики полицейского. Он подготовлен на основе Конституции Грузии, европейского Кодекса этики полицейского и существующих в сфере защиты прав человека международных документов. Кодекс этики определяет основные принципы, стандарты и правила поведения, соблюдение которых будет обязательным для полицейских. Как при исполнении служебных обязанностей, так и при осуществлении другой деятельности, в том числе и в личной жизни. Нарушение норм будет считаться дисциплинарным правонарушением, за чем обязательно последует наказание: как освобождение с должности или увольнение из органов, так и привлечение к уголовной ответственности. Как заявляют авторы проекта, соблюдение декларированных Кодексом принципов должно способствовать повышению уровня доверия общественности к полиции и авторитета правоохранительных органов. По словам представителя Института свободы Акакия Минашвили, существует целый ряд рекомендаций, согласно которым этот Кодекс - обязательная процедура для успешной реформы. Полиция дает слово, что выполнит эти стандарты, а общественности дается право, в случае нарушения этих стандартов, требовать ответственности полиции. Теа Тутберидзе, также представитель Института свободы, говорит, что, в принципе, до сих пор "у нас не было полиции и, соответственно, для них не существовало норм этики". Но в государстве должна быть полиция, которая придерживается определенных этических норм, считает Тутберидзе, что и регулирует Кодекс: как должен действовать полицейский во время задержания гражданина, ответственность полицейского за те или иные действия, в том числе применение оружия, отношение к коррупции. Когда полицейский в рамках требований закона будет вежливо обращаться к гражданину, то и у общественности появится ощущение, что в этой стране ее права защищены. В проекте Кодекса, кроме того, определено, что полицейский должен применять силу только в случае крайней необходимости. Согласно проекту Кодекса, полицейский должен заботиться о безопасности окружающих и максимально осторожно реагировать в случае эксцессов. По словам заместителя министра внутренних дел Грузии Эки Згуладзе, в подготовке проекта кодекса был использован опыт других стран, но при этом внесены максимальные поправки применительно к грузинской действительности. Как заявил заместитель председателя парламентского комитета по юридическим вопросам Гига Бокериа, работа над Кодексом не является откликом на нашумевшие спецоперации - разговор о необходимости такого кодекса идет давно. Сами полицейские считают, что им нужен Кодекс этики. Что касается превышения силы со стороны полицейских, то в связи с этим разрабатывается специальный законопроект, который урегулирует этот процесс, заявил Бокериа. Между тем, пока это не окончательный вариант Кодекса этики полицейского. Как заявляют авторы проекта, они примут во внимание все высказанные замечания и предложения и представят на утверждение МВД окончательный вариант Кодекса. Затем он, предположительно, примет вид подзаконного акта. После этого соблюдать Кодекс этики полицейского придется всем в равной мере - начиная с министра и кончая рядовым полицейским. ("Хвалиндели дге")