Иркутское акционерное общество энергетики и электрификации было учреждено в соответствии с указом президента Российской Федерации от 1 июля 1992 года N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества". На сегодняшний день энергетическая база "Иркутскэнерго" включает в себя объекты гидро- и теплоэнергетики. Как говорит о себе сама кампания, в Сибири она занимает первое место по производству электро- и теплоэнергии.

Сейчас ОАО "Иркутскэнерго" участвует в процессе реформирования энергетики - ликвидируются убыточные виды деятельности, жилье и социальные объекты передаются в муниципальную собственность; проводится выделение непрофильных видов бизнеса в дочерние зависимые общества (сервисный бизнес - ремонтная и строительная деятельность, связь, транспортное обслуживание); разделение основной деятельности по видам бизнеса на производство, передачу и сбыт энергии. В связи с реформированием энергетики для потребителей Сибири цены на электроэнергию вырастут по разным оценкам от 1,6 до 5 раз.

Одним из острейших вопросов до сих пор остается ситуация с продажей акций ОАО "Иркутскэнерго". 9 июля 2002 года президиум Высшего арбитражного суда отменил решение ВАС о разделе госпакета акций "Иркутскэнерго" между администрацией Иркутской области (15,5%) и Минимущества РФ (24,5%), закрепив права на 40% акций энергокомпании за Минимущества.

Позже комментируя решение президиума Высшего арбитражного суда, лишившего Иркутскую область права распоряжаться 15,5% акций энергокомпании, депутат Законодательного собрания Иркутской области Юрий Фалейчик заявил, что, получив в свое полное распоряжение 40%-ный пакет акций ОАО "Иркутскэнерго", федеральные власти смогут провести реформу энергетики по единым правилам по всей России, так как ранее именно отсутствие государственного контроля над Иркутскэнерго обрекало федеральную реформу энергетики на неудачу.

Иркутская область все же продолжала бороться за свои права на акции ОАО "Иркутскэнерго". Заместитель главы администрации региона Сергей Босхолов заявлял о возможности найти в тексте решения Высшего арбитражного суда хотя бы малейшую зацепку. Он отмечал, что руководство президиума перенесло вопрос из правовой в политическую плоскость, применив по отношению к региону "двойной" стандарт.

Позже руководство Иркутской области разработало проект соглашения между Минимущества РФ и областной администрацией о выделении региону части госпакета акций ОАО "Иркутскэнерго", которые могут быть выделены на правах владения, пользования и распоряжения без права отчуждения.

Областная администрация продолжала бороться за свои права на акции, тем более, что Иркутскэнерго признана первой энергетической компанией в Сибири по производству электро- и теплоэнергии. Для того чтобы Иркутская область не была полностью отстранена от управления акциями энергокомпании, было принято решение апеллировать к президенту и правительству РФ.

Иркутская область всячески пыталась сохранить за собой способы и рычаги влияния на Иркутскэнерго, губернатор области Борис Говорин заявлял, что это предприятие не нуждается в реформировании по принципу, предложенному РАО "ЕЭС" - выделение генерации, сбыта и сетевого хозяйства, поскольку холдинговая структура "Иркутскэнерго" отвечает интересам экономики и Иркутской области, и РФ, это подтверждается результатами хозяйственной деятельности компании.

В результате депутаты Законодательного собрания региона заявили, что Иркутская область должна получить либо рентные платежи, либо права на пакет акций ОАО "Иркутскэнерго", а председатель ЗС Сергей Шишкин повторил ранее сделанное заявление Босхолова о том, что решение вопроса из правовой плоскости переходит в политическую.

31 октября завершилась 22-я сессия Законодательного собрания Иркутской области, на которой областные парламентарии приняли решение совместно с губернатором обратиться к президенту с предложением разделить госпакет акций "Иркутскэнерго". Депутаты поручили председателю ЗС Сергею Шишкину от имени Собрания подписать совместно с губернатором Борисом Говориным подготовленные администрацией по этому вопросу документы в рамках ранее принятых парламентом решений.

Как мы уже сообщали ранее, Говорин обратился в ЗС с просьбой принять и обнародовать политическое заявление о том, что РФ в лице Минимущества проигнорировала ранее подписанные соглашения и инициировала судебный процесс, в результате которого область лишилась прав на госпакет.

Таким образом, в конфликт с разделом акций ОАО "Иркутскэнерго" оказался включен и президент РФ. Во многом, именно пытаясь вывести его на новый уровень, администрация области апеллирует к Путину. В этом случае появляется время, возможность найти новые лазейки и поддерживать интерес к проблеме. Администрация Иркутской области ищет у президента справедливости, предлагая разделить госпакет акций, тем самым она выступает обиженной и обделенной стороной. Заметим, что пока президент не отреагировал на решение иркутских парламентариев. И поставит ли Владимир Путин точку в решении столь важного для иркутян вопроса - раздела акций едва ли не главного налогоплательщика Иркутской области, покажет время.