В минувшие выходные (3-4 июня) в городах и районах Башкирии начали праздновать сабантуй (праздник плуга), посвященный окончанию весенних полевых работ, передает корреспондент ИА REGNUM. Традиционно в ходе празднования проходят соревнования по национальной борьбе (курэш), бег взапуски (югереу), скачки на лошадях (бэйге), состязания в стрельбе из лука, в добывании ртом монет из котлов, наполненных кумысом, и перетягивании каната.

В современном сабантуе встречается помимо всего прочего схватки силачей, соревнующихся в подъеме тяжести (например, гири), различного рода юмористические соревнования (бой на бревне мешками, набитыми травой или сеном; разбивание с завязанными глазами палкой горшков, расставленных на земле; доставание ртом монет со дна сосуда с кислым молоком; бег с ложкой во рту, в которой находится сырое яйцо; бег с полными ведрами на коромыслах; бег в мешках; лазанье на высокий гладкий столб с прикрепленным наверху призом, ходьба по гладкому столбу, вбитому над поверхностью воды), творческие конкурсы. Заканчивается праздник традиционным угощением - любимым национальным блюдом - бишбармак и конскими колбасами.

"Знаменуя окончание весенне-полевых работ, сабантуй испокон веков несёт огромный нравственный и культурный смысл, - сказал в своем выступлении в Краснокамском районе президент Башкирии Муртаза Рахимов. - Именно в этот долгожданный день мы оцениваем сделанное за прошедшие месяцы, намечаем планы на будущее. Но это ещё и хороший повод встретиться с земляками и дорогими гостями, возможность просто отдохнуть после напряженного труда".

Справка ИА REGNUM:

Сабантуй - "праздник плуга", земледельческий праздник народов Прикамья, распространенный, прежде всего, в Башкирии и Татарстане. Он возник еще в языческие времена, тогда его смысл заключался в задабривании многочисленных богов и духов природы, от милости которых зависела жизнь людей. В дальнейшем на многие ритуальные стороны праздника повлияло мусульманство. Одно из наиболее ранних описаний сабантуя содержится в записках академика Ивана Лепехина, который подробно рассказал об этом народном празднике во второй половине XVIII века. Оно доносит до нас ритуал празднества, проходившего ежегодно перед началом пахоты или (на востоке) между пахотой и покосом.