Красноярский край. Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 1 ноября 2002 года (часть 1)

Красноярск, 1 ноября 2002, 16:42 — REGNUM  

"Хлопонин дебютировал в красноярском парламенте".

(Известия 01.11.02. А.Климович)

Вчера губернатор Красноярского края Александр Хлопонин впервые выступил перед местным парламентом с программным докладом о ситуации в регионе. "Красноярский край находится в тяжелейшем финансовом кризисе, однако за год его можно вывести из этого состояния" - таким был лейтмотив его выступления. По этому поводу вчера в краевом парламенте был аншлаг - в зале, где обычно проходит сессия, не было ни одного свободного места.

Хлопонин говорил ровно 45 минут. Он сообщил, что государственный долг Красноярского края превысил 11 миллиардов рублей. За последние четыре года край получил в Минфине России бюджетные ссуды на 1 млрд 200 млн рублей, почти столько же регион должен трем крупным банкам, 500 млн - строителям, 400 млн - нефтяной компании "ЮКОС" и более 1 млрд - "Норильскому никелю". Краевой бюджет не в состоянии выплатить такую сумму в 2002 году. Александр Хлопонин уже ведет переговоры с главными кредиторами о реструктуризации задолженности.

Однако долги надо отдавать, поэтому отныне красноярцы будут жить по средствам. Региональный бюджет 2003 года будет бездефицитным. Хлопонин намерен повысить в 2003 году тарифы на жилищно-коммунальные услуги до 90 процентов от их реальной стоимости. При этом губернатор особо подчеркнул - малообеспеченные граждане будут платить столько же, сколько и раньше: 22 процента. "Хлопонин может платить ЖКХ и 100 процентов - значит, пускай платит", - заявил красноярский губернатор.

При этом Александр Хлопонин продемонстрировал депутатам, что он умеет не только гайки закручивать. Губернатор намерен облегчить бремя коммунальных платежей для красноярцев - он пообещал снизить для населения тарифы на электричество. Для этого планируется подписать долгосрочное соглашение с энергетиками и угольщиками о фиксированных ценах на топливо и электроэнергию.

Депутаты задали Александру Хлопонину всего два вопроса. В ответ губернатор заявил, что отношения между Таймыром и Красноярским краем будут строиться в соответствии с законом и заполярный округ не получит денег больше, чем положено. О судьбе многочисленных социальных программ Александр Хлопонин, судя по всему, тоже много думал. Губернатор готов выполнять все федеральные законы о социальных гарантиях - заботиться о ветеранах, пенсионерах, организовывать летний отдых детей, платить семейным детским домам и т.д. Краевые социальные программы будут финансироваться только в том случае, если в бюджете появятся "лишние" деньги.

Примечательный факт: на сессии не было Александра Усса, председателя Законодательного собрания и главного оппонента Хлопонина на прошедших выборах губернатора. Формально спикер еще в отпуске, однако он обещал лично присутствовать на заседании. Недоброжелатели тут же вспомнили поспешный отъезд спикера из Красноярска накануне инаугурации Хлопонина.

Красноярск

"Придет дядя Вася, поставленный президентом".

(Газета 01.11.02. А.Орешникова)

Первое выступление Хлопонина в Красноярском крае

Вчера губернатор Красноярского края Александр Хлопонин впервые выступил в новой должности перед депутатами Законодательного собрания и обнародовал свою бюджетную политику на 2003 год. Он раскритиковал все предыдущие краевые бюджеты и предложил свою программу вывода региона из кризиса.

Первое выступление губернатора не стало большим событием для депутатов: зал Заксобрания был полупустым. Кто-то еще в отпуске: например, не было главных представителей местных оппозиционеров от блока "Наши" и "Блока Быкова", а также спикера краевого парламента Александра Усса.

Изложение "антикризисной программы" губернатора заняло 40 минут. Четыре пункта Хлопонина: секвестр бюджета, формирование четкой политики энерготарифов, проект бюджета-2003 и утверждение замов. Все законопроекты губернатор намерен внести единым пакетом в ЗС 15 ноября. По данным Хлопонина, сейчас кредиторская задолженность бюджета составляет 4 млрд. рублей, консолидированного - 11 млрд. "Мы должны прекратить процесс нарастания кредитов, заморозить долги и добиться их реструктуризации", - сказал губернатор и предложил "вынести за скобки" кредиторскую задолженность бюджета. К ней относятся долги перед энергетиками, нефтяной компанией ЮКОС (400 млн. рублей), угольщиками (500 млн. рублей) и кредит Минфина РФ (1,146 млрд. рублей). Переговоры о реструктуризации уже ведутся. Бюджет 2003 года Хлопонин намерен сделать "реальным и жестким". Он заявил, что все предыдущие краевые бюджеты были с "надутыми расходными и нереальными доходными статьями". "Я не допущу принятия бюджета с дефицитом, даже в рамках, позволенных законодательством. Надо упасть на дно и оттолкнуться. Упасть на дно - значит принять все федеральные нормативы уровня жизни, пусть они и меньше, чем в крае", - сказал губернатор.

Он считает, что ему удастся заморозить долги перед угольщиками и энергетиками, а также тарифы для юрлиц по принципу "все на равных условиях" (в регионе есть так называемая выделенная группа, в которую входят Красноярский алюминиевый завод, Красноярская железная дорога и ряд других крупных потребителей электроэнергии. - Газета). Глава края в очередной раз пообещал "вести работу" с работающими на территории края ФПГ. "Они тоже будут в равных условиях", - пообещал бывший руководитель "Норникеля". Первый вопрос из зала задал депутат Юрий Абакумов. Он попытался выяснить, где "Норникель", предприятия которого находятся на территории Таймырского автономного округа, должен платить налоги. "На территории Российской Федерации", - расплывчато ответил Хлопонин.

Комментируя Газете выступление губернатора, вице-спикер Заксобрания Анатолий Ромашов отметил, что губернатор "подвержен мифу о существовании богатых природных ресурсов на территории края. Но для того, чтобы они стали ресурсами, необходимы значительные вложения".

Губернатор по итогам встречи сообщил, что сейчас у исполнительной и законодательной власти общие интересы: "Если мы нарастим кредиторку, то все должны будем уйти в отставку. Тогда придет дядя Вася, поставленный президентом, и будет рассказывать нам, как плохо в крае и как выйти из кризиса".

"Антикризисный губернатор".

(Коммерсантъ 01.11.02. Б.Ельшин)

В Красноярске появилась экономическая программа

Вчера губернатор Красноярского края Александр Хлопонин выступил на сессии местного законодательного собрания с основными положениями своей экономической программы. "Мы наконец-то говорим с исполнительной властью на одном языке", - заявил после доклада главы региона вице-спикер краевого парламента Анатолий Ромашов.

Александр Хлопонин считает, что регион находится в кризисе. И политическом, и экономическом. Налицо конфликт между ветвями власти, напряженные отношения между хозяйствующими субъектами и финансово-промышленными группами, местная законодательная база не соответствует федеральному законодательству, что ведет к значительной потере доходной части бюджета края. Губернатор изложил концепцию антикризисной программы (сама программа будет вынесена на рассмотрение депутатов 15 ноября).

Программа начинается с неизбежного секвестра краевого бюджета-2002. Следующий шаг - урегулирование долгов. Кредиторская задолженность консолидированного бюджета составляет сегодня II млрд руб. Александр Хлопонин предложил временно "вынести за скобки" долги перед энергетиками, перед нефтяной компанией ЮКОС (400 млн руб.), перед угольщиками (500 млн руб.) и кредит Министерства финансов РФ (1, 146 млрд руб.). Все эти долги губернатор намерен отложить: он собирается провести переговоры и заключить со всеми кредиторами соглашения о взаимозачете и реструктуризации долгов. Эту работу господин Хлопонин рассчитывает провести до конца этого года. Полученные до конца 2002 года средства (3, 9 млрд руб.) губернатор намерен потратить на расчеты с энергетиками и угольщиками, выплаты в фонд обязательного медицинского страхования и на заработную плату работникам бюджетной сферы.

Бюджет 2003 года Александр Хлопонин намерен сделать "реальным и жестким". Он заявил, что все предыдущие краевые бюджеты были нереальными, с раздутыми расходными и нереальными доходными статьями. Губернатор заявил, что не допустит принятия бюджета с дефицитом даже в рамках, позволенных законодательством (15%). По его предварительным расчетам, доходные и расходные статьи краевого бюджета в 2003 году будут составлять 34 млрд руб. Именно с принятием реального бюджета Хлопонин связывает утверждение в законодательном собрании кандидатур четырех своих главных заместителей.

Кроме того, Александр Хлопонин надеется добиться стабилизации отношений угольщиков, энергетиков и администрации, что должно привести к уменьшению тарифов на электроэнергию для населения. "Предварительные переговоры уже состоялись, и есть высокая вероятность того, что мы реально снизим тариф для населения уже в этом году. В нем будут оговорены условия реструктуризации долгов энергетиков и угольщиков, фиксации долгосрочных тарифов на уголь и электроэнергию. Если нам удастся это зафиксировать, значит, удастся зафиксировать и тарифы для населения", - заявил губернатор. Господин Хлопонин считает, что ему удастся заморозить взаимные долги угольщиков и энергетиков, заморозить тарифы для юридических лиц по принципу "все на равных условиях". Сейчас на территории региона есть так называемая привилегированная, или "выделенная", группа, в которую входят Красноярский алюминиевый завод. Красноярская железная дорога и ряд других крупных потребителей электроэнергии. "С ними нужно вести особую работу", - отметил губернатор. Кроме того, глава края считает, что необходимо особо зафиксировать в отношениях с "Красэнерго" объем закупок электроэнергии для бюджетных нужд и для предприятий. В частности, обсуждается вопрос о фиксации рентабельности для предприятий, что позволило бы понять, каким будет энерготариф в перспективе. Сейчас, по данным Александра Хлопонина, некоторые энергопредприятия извлекают за счет потребителей сверхприбыль - их рентабельность достигает 70-80%. По мнению губернатора, она недолжна превышать 30%.

После часовой речи Александр Хлопонин покинул зал заседания законодательного собрания. Он отметил, что остался доволен встречей: "Я не пытался вступить в дискуссию или диалог. Основной смысл моего выступления - изложить им свое видение того, куда край будет двигаться, как он будет развиваться, какие проблемы, конфликты на территории существуют. Моя главная задача - выстроить приоритеты в бюджетном процессе. 100% будет заложено на заработную плату, 100% -на компенсации населению по реформе ЖКХ, 100% - на энергетику. Все остальное - по остаточному принципу. У меня есть абсолютная уверенность, что депутатский корпус и исполнительная власть заинтересованы в том, чтобы не допустить введения внешнего управления". Губернатор Красноярского края подчеркнул, что считает угрозу банкротства региона достаточно реальной, и заявил, что "в состоянии создать антикризисную программу и без громких политических процедур внешнего управления. Если пакет не утверждается, или вносятся какие-то изменения, или они пытаются создать надутый бюджет с наращиванием кредиторской задолженности, - это не моя программа, я ее исполнять не могу. Тогда пусть хоть дворников наберут - пусть они исполняют нереальный бюджет. Мне не нужна эффективная команда для выполнения фиктивного бюджета".

"Мне понравилась откровенность губернатора, заявившего, что жить надо по средствам. Это самое главное, - прокомментировал первую встречу губернатора с законодательным собранием вице-спикер парламента Анатолий Ромашов, подчеркнув:- Многие подвержены мифу о существовании богатых природных ресурсов на территории края. У нас есть богатые запасы, и чтобы они стали ресурсами, необходимы значительные финансовые вложения".

"Кризисный управляющий".

(Время новостей 01.11.02. А.Макаров)

Александр Хлопонин обнаружил в казне края дыру в 11 миллиардов рублей

Пока в течение четырех лет генерал Александр Лебедь "стоял у руля" Красноярского края, регион успел погрязнуть в долгах. Сейчас банкам, финансово-промышленным группам и Министерству финансов России он должен более 11 млрд рублей. Причем 4,1 млрд необходимо вернуть кредиторам до конца 2002 года. Об этом сообщил новый губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, выступая перед депутатами законодательного собрания на очередной сессии. Он заявил, что финансовый кризис в регионе вызван отсутствием в крае программы развития и существующим конфликтом между исполнительной и законодательной властью, которым умело воспользовались некоторые ФПГ. Около 2,5 тысячи промышленных предприятий края сейчас находятся на различных стадиях банкротства. Учителя и врачи не получают зарплату по два-три месяца. Бюджет региона наполнен большим количеством ничем не обеспеченных статей расходов.

Александр Хлопонин уверен, что за год, максимум полтора вверенный ему субъект федерации может выйти из кризиса. Губернатор уже ведет переговоры с главными кредиторами о реструктуризации 11-миллиардного долга на срок от 4 до 5 лет. Все полученные в конце года средства (3,9 млрд рублей) бюджета Красноярского края будут направлены на выплату зарплаты, на расчеты с энергетиками, угольщиками и фондом обязательного медицинского страхования. Еще 700 млн рублей из средств краевого дорожного фонда пойдут на погашение неотложных социальных обязательств.

Теперь красноярцы будут жить по средствам, так как надо отдавать долги. Региональный бюджет 2003 года (планируется, что в краевую казну поступит 34 млрд рублей) будет бездефицитным - никаких "дутых" статей расходов в Красноярске отныне не будет. 10% доходов в обязательном порядке будет направлено на погашение государственного долга.

Александр Хлопонин намерен повысить в 2003 году тарифы на жилищно-коммунальные услуги до 90% от их реальной стоимости. При этом малообеспеченные граждане смогут платить, как и раньше, только 22%. Кроме того, губернатор пообещал снизить тарифы на электроэнергию для населения. Для этого планируется подписать долгосрочное соглашение с энергетиками и угольщиками о фиксированных ценах на их продукцию.

Глава исполнительной власти региона заявил также, что отношения между Таймыром и Красноярским краем будут строиться в строгом соответствии с законом и заполярный округ не получит денег больше, чем ему положено. Губернатор готов выполнять все федеральные законы о социальных гарантиях: заботиться о ветеранах, пенсионерах, организовывать летний отдых детей, платить семейным детским домам и т.д. Краевые же социальные программы будут финансироваться только в том случае, если в бюджете появятся "лишние" деньги.

"Замы пойдут одним пакетом с бюджетом".

("Известия-Красноярск", 01.11.02, Дмитрий Дашкин)

Через две недели в крае начнет реализовываться антикризисная программа.

Началась вчерашняя сессия с того, что спикер ЗС Александр Усс "прогулял" работу. Его заместитель Анатолий Ромашов очень деликатно объяснил отсутствие шефа: "Не прилетел. Хотя, должен был. Даже билеты уже приобретены были из Москвы до Красноярска. Но он не прилетел".

Любопытный спор возник между двумя депутатами-женщинами: Раисой Кармазиной и Светланой Андроновой. Так, Раиса Михайловна предложила поменять местами два пункта повестки: 11 (о внесении изменений в бюджет-2002, докладчица Андронова) и 12 (о внесении изменений в бюджет-2002, докладчица Кармазина). Светлана Михайловна возразила и потребовала оставить все, как есть. Однако любопытен не сам спор, а его странное решение.

- Кто предлагает оставить, как есть? Голосуем, - скомандовал заместитель спикера. - Принято.

- Кто за то, чтобы изменить повестку, как предлагает Кармазина? Голосуем... Принято.

То есть, если бы голосовали наоборот, то и решение было бы прямо противоположное?.. Такие нелогичные "голосовательные манипуляции" задали определенный тон вчерашнему второму заседанию четвертой сессии Законодательного собрания. В итоге получилось, что самые интересные вопросы были сняты с повестки.

Например, четыре первых пункта: согласование кандидатур двух первых заместителей губернатора (Льва Кузнецова и Василия Кузубова), начальника ГУРЭПа (Михаила Васильева) и начальника Главного финансового управления (Александра Новака). А также пункт 10 - о согласовании кандидатур, которые будут представлять интересы края на предприятиях, где есть доля краевой собственности. И пункт 21 - внесение изменений в сам закон об управлении государственной собственностью края. Все это было вычеркнуто из повестки дня по просьбе губернатора Хлопонина: "Надо бы пересмотреть качественный уровень управленцев нашей собственностью. Их назначение настолько непрозрачно, что даже для меня этот процесс - загадка".

По губернаторской же просьбе, в очередной раз отложили рассмотрение закона об установлении цены на землю, на которой расположены предприятия. Этот законопроект скитается по коридорам власти с марта. 23 апреля законопроект приняли в первом чтении. На июльской сессии проект отклонили - решили подождать нового губернатора. Но когда дождались, уже сам губернатор попросил отложить его рассмотрение на 15 дней. В общем, все самое "рейтинговое" будет рассматриваться на следующей сессии. Вчера же эти вопросы просто проанонсировали.

Прошедшая сессия знаменательна еще и тем, что со своим первым докладом на ней выступил Александр Хлопонин. Рассказав о причинах кризиса в крае, он пунктиром обозначил программу выхода из него. Полностью программа, скорее всего, тоже будет презентована на следующей сессии, вместе со снятыми нынче вопросами и вместе с бюджетом края на 2003 год. И только после этого будут выставлены на согласование кандидатуры первых замов. Губернатор так и сказал: "Сначала антикризисная программа и бюджет, а потом уже исполнители - все пойдет одним пакетом".

• В ТЕМУ

До конца года в краевую казну должно поступить 3,9 миллиарда средств. При этом у краевой администрации только долгов, срочных к погашению, 4,1 миллиарда: возвратные ссуды Минфина, кредиты в банках, ГСМ на северный завоз и сельхозработы от "Юкоса", авансовые платежи "Норникеля". Губернатор предложил в этом году долги не возвращать. Из 3,9 миллиардов: 2,9 направить на выплату зарплат, 640 миллионов - энергетикам, 125 - угольщикам и 200 -ФОМСу. А еще примерно 700 миллионов изыскать с помощью перераспределения миллиарда, который должен поступить в Дорожный фонд. Кредиторскую задолженность реструктуризировать и начать отдавать со следующего года.

"Золотая "ноша".

("Красноярский рабочий", 01.11.02)

Рабочий ГМК "Норильский никель" пытался похитить драгоценные металлы на сумму один миллион рублей.

Сотрудниками отдела по борьбе с экономическими преступлениями Норильского УВД в столовой металлургического цеха проведены оперативные мероприятия. В ходе проверки задержан рабочий цеха, у которого был изъят сверток с черным порошком весом около 60 килограммов. По заключению экспертов, "порошочек" оказался буквально золотым. В нем, кроме золота, оказалось высоким содержание серебра, платины и других ценных цветных металлов. Возбуждено уголовное дело.

"Закопайте сабли, выкопайте плуг".

("Красноярский рабочий", 01.11.02, Эрих Пырх)

Вчера перед депутатами Законодательного Собрания впервые выступил губернатор края Александр Хлопонин. Его речь, занявшую около часа, можно назвать программной - глава края достаточно подробно изложил свое видение кризисной ситуации и путей выхода из нее.

В повестку дня второго заседания IV сессии ЗС было включено рекордное количество вопросов - свыше пятидесяти. Но уже накануне сессии было известно, что первые, наиболее значимые из них придется отложить на потом. Хлопонин попросил перенести согласование кандидатур двух своих первых замов, заместителя губернатора - начальника ГУРЭП и начальника главного финуправления, а также представителей края в органах управления предприятий с долей госсобственности. Свое решение он мотивировал тем, что прежде нужно представить программу по выводу края из кризиса, а уж потом формировать команду тех, кто будет ее реализовывать.

Также по просьбе губернатора в повестку не был включен одиозный законопроект о цене земельных участков под предприятиями. Депутат Петр Миков напомнил, что вопрос о цене на землю обсуждается чуть ли не каждый месяц, а закон все не принимается, уже и прокуратура края недовольна таким промедлением. На это Хлопонин ответил, что сам он сторонник принятия этого закона, но хотел бы сначала получить экономическую оценку его эффективности - для губернатора "не очевидно", какую ставку здесь следует применить. Максимальную ставку (17) он назвал фиктивной: при ней собственникам выгоднее будет арендовать землю, а не покупать ее. С другой стороны, самая низкая ставка (5) "необъяснимо мала". Дотошный Миков утверждал, что к закону были приложены расчеты КУГИ - разве это не экономическое обоснование? В итоге Хлопонин ограничился "отбойной" фразой: "Я не могу добавить больше того, что сказал".

Тут в диалог по праву председательствующего вмешался Анатолий Ромашов, призвавший Микова прекратить дискуссию. Так или иначе, отложить рассмотрение законопроекта - это право губернатора. К слову, Ромашов сообщил о том, что вчерашнее заседание должен был вести спикер ЗС Александр Усс: "Он собирался вернуться из Москвы, были приобретены билеты, но он не прилетел".

Теперь о главном - о системном кризисе в крае, который за год-полтора намерен преодолеть Хлопонин и его команда. Истоки этого кризиса новый губернатор объясняет как объективными, так и субъективными причинами. В их числе - целый "букет" конфликтов (к примеру, между законодательной и исполнительной властью, между краевой элитой и ФПГ, между энергетиками и предприятиями); фиктивные доходные статьи краевого бюджета и принятие социальных программ, не подкрепленных достаточным финансированием; слишком сильная зависимость экономики края от цветной металлургии и цен на мировом рынке; несоответствие некоторых краевых норм федеральным стандартам (в частности, низкий уровень оплаты населением услуг ЖКХ); неважнецкие отношения с федеральным центром; огромная кредиторская задолженность, достигшая 11 миллиардов рублей; отсутствие сбалансированной программы развития энергосистемы края.

Александр Хлопонин намерен предложить вместе с проектом краевого бюджета на 2003 год антикризисную программу, которая должна увязать многочисленные проблемы, накопившиеся в крае. Он подчеркнул, что выход из кризиса должен осуществляться не за счет населения. Правда, одной из первых мер будет увеличение доли оплаты услуг ЖКХ с 40 до 90 процентов, но губернатор убежден, что по неимущим оно не ударит благодаря адресным субсидиям из краевого бюджета. Более того, Хлопонин сказал, что ему, может быть, даже удастся до конца этого года снизить для населения тарифы на электроэнергию. Он также предложил направить 700 миллионов рублей из средств дорожного фонда на первоочередные нужды вроде приобретения медикаментов и исполнения федерального закона о ветеранах, "сделать нецелевыми" 170 миллионов рублей, поступивших от железногорского ГХК в счет экологических платежей, заморозить взаимные долги энергетиков и угольщиков.

Четыре составляющие успеха, по Хлопонину, - это секвестр нереального краевого бюджета на 2002 год, разработка краевой энергетической программы, принятие кризисного, но реального краевого бюджета на 2003 год и формирование новой управленческой команды. Губернатор отметил, что до конца года в краевой бюджет поступит лишь 3,9 миллиарда рублей, в то время как государственный долг края (без долгов территорий) составляет 4,1 миллиарда. Погасить его до конца года, как положено, все равно не удастся, поэтому Хлопонин хочет сделать так: краевая администрация пусть ведет переговоры с кредиторами по реструктуризации долга, а 3,9 миллиарда "доходных" рублей тем временем будут потрачены на зарплату и другие социальные нужды, на расчеты с энергетиками и угольщиками.

По словам губернатора, основные параметры краевого бюджета на 2003 год будут представлены 15 ноября. Ожидаемые доходы составляют приблизительно 34 миллиарда рублей. А значит, и расходы будут примерно такими же, поскольку край больше не может позволить себе дефицитный бюджет. При этом приоритетные статьи типа зарплаты и северного завоза получат стопроцентное финансирование, будет предусмотрено хотя бы 10-процентное погашение "кредиторки", а вот от "лишних" социальных программ придется, по всей видимости, избавиться. В случае поступления в бюджет дополнительных доходов Хлопонин пообещал ежеквартально корректировать их распределение вместе с депутатами ЗС.

В заключение губернатор призвал "закопать сабли под землю" и всем вместе трудиться на благо края, после чего покинул зал заседаний - краевая администрация, по его словам, работает 24 часа в сутки, и Хлопонину надо было торопиться на службу.

"Сабли в землю - все за работу".

("Городские новости", 01.11.02, Лариса Шевчук)

Дутый бюджет уступит место реальному.

Вчера состоялась очередная сессия Законодательного собрания Красноярского края. Наиболее важный вопрос, который предстояло обсудить депутатам, касался внесения поправок к бюджету края на текущий год и выработке концепции бюджета будущего года. Всего же в предварительной повестке дня значилось 50 вопросов.

Однако уже в самом начале заседания ряд из них был снят. В том числе по просьбе губернатора Александра Хлопонина депутаты сняли с повестки вопросы о согласовании кандидатур на пост заместителей губернатора края, о согласовании кандидатур представителей администрации на предприятиях, имеющих в уставном капитале долю госсобственности. Также своим решением депутаты постановили не обсуждать еще ряд законопроектов и поправок к ним.

Стоит заметить, что, несмотря на важность обсуждаемых вопросов, спикер краевого парламента Александр Усс на сессии не присутствовал. Как объяснил его заместитель Анатолий Ромашов, который и вел заседание, Усс по какой-то важной причине не смог вылететь в Красноярск, хотя билеты и были куплены предварительно. Среди депутатов даже раздался возглас: "Что может быть важнее сессии!" Впрочем, это отступление. Сессия состоялась, и, пожалуй, ее "гвоздем" стало выступление Александра Хлопонина, хотя оно и шло вне повестки. Это его первое выступление перед депутатами ЗС в качестве губернатора, в нем он дал оценку экономической ситуации, в которой оказался край, изложил принципы и подходы новой администрации к формированию бюджета будущего года и бюджетной политики в целом, а также ответил на вопросы краевых законодателей.

Бремя долгов

Анализируя сложившуюся в крае обстановку, Хлопонин прежде всего акцентировал внимание депутатов на объективно существующих на данный момент конфликтах-это конфликт между депутатским корпусом и администрацией края, конфликты между местной политической элитой и крупными финансово-промышленными группами, работающими на территории края, конфликт энергетиков с ФПГ и другими предприятиями. Наконец, последний конфликт существует в самой системе управления, что выражается в принятии фиктивного, "надутого", нереального бюджета и в фиктивном же его же исполнении. То есть речь идет о том, что бюджет в последние годы перестал быть в крае эффективным инструментом развития экономики и социальной сферы. В связи с этим не решались важнейшие проблемы, накапливался дефицит средств и долги, что вело к неизбежному кризису. Это выразилось в том, что край стал моноотраслевым субъектом. Более чем на 70 процентов он зависит от цветной металлургии.

Кроме того, в регионе утеряна связь с федеральным центром, что выражается в существующих тарифах на ЖКХ, в уровне северных коэффициентов и в наличии краевых законов, не соответствующих федеральным.

Еще одной причиной, углубившей финансовьй кризис, стало принятие ряда федеральных законов, перераспределивших налоговые поступления в пользу центра, в результате чего край теряет от 2,5 до 5 млрд рублей в год. Следующей объективной причиной является неблагоприятная конъюнктура на мировом рынке, что привело к потере еще 3-4 млрд рублей.

Не последнюю роль сыграла удаленность краевых промышленных предприятий от рынков сбыта. Это, в свою очередь, при постоянном повышении транспортных тарифов приводит к отсутствию конкурентоспособности продукции и отсутствию какой бы то ни было тарифной политики вообще. Плюс к тому- не выработана стратегия развития края, из-за чего происходит "выпадение" из экономики целой группы налогоплательщиков. Порядка 2,5 тысячи предприятий находятся в стадии банкротства или на них введено внешнее управление. Все эти обстоятельства привели к тому, что в настоящее время в крае накоплена задолженность в размере более 11 млрд рублей. Если с долгами не начать рассчитываться, то очень скоро не только Минфин, но и ни один коммерческий банк не даст кредита.

Антикризисная программа

По словам губернатора, к бюджету на 2003 год в качестве пояснительной записки приложена антикризисная программа, позволяющая в течение 12 месяцев вытащить край из патовой ситуации. В ней обозначены следующие приоритеты: обеспечение стабильности доходов населения и принятие мер по социальной защите малообеспеченных слоев общества; поэтапное погашение кредиторской задолженности; урегулирование всех перечисленных выше конфликтов; лоббирование интересов края на уровне федерального центра, что невозможно без установления тарифов на уровне федеральных стандартов.

На последнем моменте Александр Хлопонин остановился особо. Он отметил, что тарифы, установленные государством, безусловно, завышены, не учитывают специфики регионов и невозможны к исполнению. Однако, чтобы выплыть, проще всего опуститься на дно и затем, оттолкнувшись, всплыть на поверхность. Так и в этом случае нужно принять тарифы на уровне федеральных (например, 90 процентов оплаты за услуги ЖКХ с обязательным субсидированием малоимущих слоев населения) и затем в федеральном центре на законодательном уровне добиваться их индексирования с учетом реальной ситуации в регионе. Без установления тарифов на уровне государственных стандартов не может быть речи о получении для края субсидий.

Губернатор убежден, что бюджет на 2003 год должен быть реальным и исполнимым, с учетом погашения либо реструктуризации долгов. В этом смысле неизбежно бюджет будущего года будет кризисным, с учетом лишь минимальных гарантий. Затем Александр Хлопонин подробно остановился на программе исполнения бюджета 2002 года в оставшиеся два месяца, а также на параметрах бюджета на 2003 год. Предполагается, что доходы в краевую казну в будущем году составят 34 млрд рублей, и, соответственно, расходы не должны превысить эту цифру. Заложено лишь финансирование самых значимых статей, таких как заработная плата работникам бюджетной сферы, обеспечение медикаментами и продуктами питания, жилищно-коммунальная сфера с учетом субсидий гражданам, оплата энергетикам и угольщикам, северный завоз, средства на исполнение федеральных законов (например, закона "О ветеранах"), а также погашение кредиторской задолженности хотя бы в размере 10 процентов.

В завершение Хлопонин отметил, что программа вполне осуществима. Для этого нужно погасить все конфликты, "зарыть сабли в землю" и работать 24 часа в сутки: "Красноярский край должен стать лидером в развитии экономики России, локомотивом промышленного роста, показательным регионом во всех отношениях. В качестве ближайшей цели мы должны добиться того, чтобы стать столицей Сибирского федерального округа".

После выступления губернатора сессия продолжила свою работу. В перерыве между заседаниями вице-спикер Законодательного собрания края Анатолий Ромашов провел пресс-конференцию, где заявил, что полностью одобряет губернатора и что большинство депутатов также высказались в поддержку позиции Александра Хлопонина, направленную на конструктивный диалог с законодателями.

Что ж, насколько были искренни депутаты в своих высказываниях, станет ясно уже скоро, когда будет обсуждаться бюджет будущего года. Дата следующей сессии ЗС, где будет рассмотрен главный финансовый документ края, назначена на 15 ноября.

"Моя твоя понимает?".

("Комсомольская правда" - Красноярск", 01.11.02, Алексей Бондарев)

Губернатор и депутаты заговорили на одном языке.

После долгого перерыва, вызванного как объективными (гибель губернатора Лебедя), так и субъективными (затянувшееся противостояние ветвей власти) причинами, депутаты ЗС и глава края, кажется, пришли к согласию. На совместном заседании они обсудили самые неотложные вопросы, стоящие перед нашим регионом сейчас, и, вроде бы, остались довольны друг другом. По крайней мере, в кулуарах уже не чувствуется прежнего напряжения.

И это при условии, что "на повестке дня" было два вопроса, при "разруливании" которых традиционно выпивались декалитры крови с обеих сторон - новый бюджет и утверждение замов.

Заместитель спикера Анатолий Ромашов (Александр Усс все еще в отпуске) на брифинге хвалил Хлопонина:

- Впервые за последние несколько лет депутаты краевого парламента и губернатор края разговаривали на одном языке. Отныне мы будем заниматься поиском конкретных решений проблем, а не выяснением отношений.

А губернатор края Александр Хлопонин хвалил депутатов:

- Я сегодня слышал больше конструктивных идей. Мне озвучили ряд реальных проблем, которые существуют в крае.

В итоге была достигнута договоренность - отложить утверждение четырех замов до середины ноября, когда состоится очередная сессия ЗС.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail