Интервью с руководителем отдела проблем ближнего зарубежья Российского института стратегических исследований (РИСИ) Александром Скаковым

ИА REGNUM: Александр Юрьевич, как Вы оцениваете причины и последствия обострения ситуации в Южной Осетии, а также известное заявление МИД РФ, призвавшего Грузию провести референдум в РЮО?

Необходимо отметить, что обострение ситуации в Южной Осетии на протяжении последней недели возникло практически на пустом месте. Проводилась плановая ротация российского батальона, и как это делалось на протяжении всех лет осуществления миротворческой операции, она производилась через Рокский тоннель, по Транскаму. Попытки грузинской стороны заблокировать Транскам, осуществлять любые связи с Южной Осетией только через территорию собственно Грузии, являются прямым нарушением Сочинских соглашений, не допускающих какие-либо формы блокады Южной Осетии. И это вне зависимости от того, стоит на Рокском тоннеле пост российский, грузинский или югоосетинский. Как известно, из режима Сочинских соглашений Грузия пока не вышла, но, тем не менее, продолжает их последовательно и нагло нарушать. В данном контексте действия грузинской стороны, попытавшейся воспрепятствовать ротации, были вполне последовательными, хотя и носили безусловно провокационный характер. Как безусловно провокационным было и объявление российских миротворцев "уголовными преступниками".

Но Тбилиси не ожидал той реакции, которая последовала из Москвы. Грузинское руководство привыкло, что любые оскорбительные и провокационные действия сходит ему с рук. Реакция Москвы оказалась предельно жесткой, а её действия на редкость последовательными. По сути, провокация со стороны Тбилиси была использована как повод для изменения позиции Москвы по отношению как к Южной Осетии, так и к Абхазии. Режим Саакашвили в очередной раз наступил на собственные грабли. В итоге Москва на высоком уровне и впервые усомнилась в территориальной целостности Грузии, признала право её бывших автономий на самоопределение, предложив модель решения юго-осетинского и абхазского конфликтов на основании референдумов. Идея проведения референдума - это явное влияние черногорской и близкой к осуществлению косовской модели получения независимости. То есть "прецедент Косово" уже начал работать. Как представляется, цель этих действий Москвы - признание независимости Южной Осетии и Абхазии. Вероятно, принято решение не оглядываться в данном вопросе на мнение Брюсселя и Вашингтона, которое в любом случае будет на стороне своего верного, хотя и капризного сателлита - Грузии. Любая попытка военного вмешательства в ситуацию вокруг Южной Осетии со стороны Грузии лишь ускорит негативный для Тбилиси исход событий, подтолкнет Москву к новым резким шагам.

Возможен ли другой исход данного конфликта? Возможности российско-грузинского диалога по абхазскому и юго-осетинскому вопросам ещё существуют, но, к сожалению, близки к исчерпанию. Заслуга в этом руководства Грузии во главе с Саакашвили (президент Грузии - ред.) и Окруашвили (министр обороны Грузии - ред.). По сути, оно проводит антигрузинскую политику, с каждым месяцем теряя последние возможности поиска компромиссного решения застарелых конфликтов. Благодаря его политике бывшие автономии все дальше и дальше уходят от Грузии. Боюсь, что с этим руководством возвращение за полноценный стол переговоров практически невозможно. Те возможности интенсификации переговорного процесса, которые существовали после прихода к власти Саакашвили, весной 2004 г., безвозвратно утеряны. Тбилисский режим полностью дискредитировал себя как переговорщик.

ИА REGNUM: Как Вы оцениваете рост накала страстей на Украине, в частности в Крыму в связи с подготовкой к учениям Си Бриз и появлением представителей НАТО и США. Чем это может обернуться при эскалации ситуации?

Думается, что неуклюжие действия НАТО в Крыму, спровоцировавшие, того не желая, возмущение местного населения, в настоящее время активно используются во внутриукраинской политической борьбе. Опять же, они стали только поводом. Свою роль сыграли и неосторожные, излишне антироссийские и крайне пронатовские высказывания ряда украинских министров. Ту же подготовку к учениям, проведение которых является безусловно правом Украины, можно было провести более тактично, планомерно, не нарушая при этом законодательство самой Украины. Кроме того, это совпало с жесткой борьбой между тремя основными игроками в украинской политической элите. И, конечно, они не могли упустить такой информационный повод. Украинская власть, находящаяся в состоянии раскола и своего рода "переформатирования" сейчас не в состоянии пойти на какие-либо резкие и жесткие шаги. Поэтому, вероятно, кризис вокруг Феодосии в ближайшее время пойдет на спад. В том случае, если украинская власть заинтересована в самосохранении и в расширении своей электоральной базы, она будет вынуждена несколько изменить свою политику в отношении НАТО, сделав её более закулисной, менее демагогичной и вызывающей.

ИА REGNUM: Связаны ли на Ваш взгляд эти два события с предстоящим в Санкт-Петербурге саммитом Большой восьмерки?

Предстоящий саммит Большой восьмерки связывает руки как России, так и Западу. Обе стороны вынуждены сохранять лицо, воздерживаться от жестких заявлений и действий и, главное, удерживать от них своих партнеров и сателлитов (ту же Грузию). Не думаю, что Вашингтон заинтересован в ссоре с Москвой из-за Грузии, а вернее, из-за авантюризма Саакашвили. В то же время, обе стороны (а Россия и Запад являются безусловно долгосрочными партнерами, и саммит в Петербурге - лишь эпизод) заинтересованы в получении лишних аргументов, которые могут быть использованы в неизбежных дискуссиях. И тут у России явное преимущество - в наиболее актуальной для нас дискуссии о расширении НАТО за счет Украины и Грузии мы получили два новых серьезных аргумента. Противопоставить им другая сторона может лишь спорную "газовую войну", замшелое "дело Ходорковского" и вызывающее только смех "избиение" немецкого политика, приехавшего в Москву для участия в демонстрации сексуальных меньшинств. Думается, что именно вопрос расширения НАТО за счет стран СНГ станет главной, хотя и не афишируемой темой саммита в Петербурге.

ИА REGNUM: Как вы в целом оцениваете перспективы региональной организации ГУАМ в свете заявленных в Киеве приоритетов, а также обострением российско-грузинских и российско-украинских взаимоотношений?

Перспективы ГУАМа, как и всегда, зависят от желания его спонсора, то есть США. В нынешнем виде это, во-первых, попытка усилить Украину, превратив её в регионального лидера. В этом случае Молдавия превращается в сателлита Украины, что уже вызвало некоторое смущение в Румынии, именно из-за этого выразившей вдруг желание присоединится к ГУАМу. Во-вторых, это попытка "оторвать" от России Азербайджан с его "комплиментарной" политикой и, в перспективе, "оторвать" от России Казахстан. И, наконец, главная цель - создание "пояса безопасности" или "железного занавеса" вокруг России, ограничивающего её возрастающее политическое и экономическое влияние. Для Киева ГУАМ - это лишний аргумент в отношениях с Россией, которые всегда, при любом раскладе будут гораздо важнее для Украины, чем отношения со всеми другими странами ГУАМ вместе взятыми. Соответственно, при определенном развитии событий, Киев может легко отказаться от ГУАМа. Для Молдавии ГУАМ - это возможность балансировать между Украиной и Румынией, борющимися за влияние в этой стране. Для Азербайджана ГУАМ - это часть его комплиментарной политики и, кроме того, средство для давления на Россию с целью заставить её стать более сговорчивой в нагорно-карабахском урегулировании. И, как видим, эта политика Баку уже приносит свои плоды. Говорить о том, зачем ГУАМ Грузии, не приходится: национальные интересы Грузии лежат в одной плоскости, а интересы Окруашвили-Саакашвили-Мерабишвили - в другой. Таким образом, на сегодняшний день ГУАМ нужен его участникам и спонсорам, поэтому предрекать скорую смерть этой организации пока не приходится.