Республика Хакасия. Председатель Верховного совета Хакасии Владимир Штыгашев прокомментировал межбюджетные отношения РФ и регионов

Москва, 2 ноября 2002, 13:29 — REGNUM  В отношениях между бюджетом Российской Федерации и бюджетами ре-гионов давно отсутствует гармония. Налоговые поступления 2002 года между ними распределены в пропорции 59 к 41 в пользу центра. Проект бюджета РФ 2003 года дискриминацию региональных интересов несколько сглаживает. Центр отда-т субъектам федерации два процента. Но это только проект. И на него уже есть заключение комитета ГосДумы по бюджету и налогам: "Однако принимаемых мер по передаче налоговых доходов недостаточно..."

Поэтому в повестке совместного заседания представителей Совета Федерации и Совета законодателей, прошедшего в Москве 25 октября, вопрос межбюджетных отношений занял первое место. Подробности - в интервью с председателем Верховного совета Хакасии Владимиром ШТЫГАШЕВЫМ, недавно вернувшимся из столицы.

ЭТО - ПО ЛЮБВИ?

- За последние десять лет доля консолидированных бюджетов регионов в бюджете Федерации упала с 54 процентов до 40. В то же время "федеральные мандаты" - расходы, возложенные на бюджеты регионов федеральными законами без предоставления источников финансирования - непрерывно растут. Таким образом центр перекладывает свою долю финансовой ответственности за принятые решения на плечи регио-нов, у которых и без того неважное положение.

- Видимо, последним толчком, вызвавшим недовольство властей в регионах, послужило обещание президента Путина облегчить жизнь учителей и врачей, выполненное за счет местных бюджетов?

- Да, и не только это. Достаточно вспомнить, что муниципальные власти когда-то имели право устанавливать на своей территории 23 вида налогов и сборов. Сегодня из них осталось девять, что составляет одну десятую всех собираемых в государстве налогов. А народ-то живет в муниципальных образованиях! И у местных властей возникают острейшие проблемы с финансированием самых неотложных нужд населения.

Другая сфера - льготы. Чтобы обеспечить всю социальную помощь, предусмотренную отдельным категориям граждан в российском законодательстве в полном объеме на год, требуется 6,2 триллиона рублей. Весь бюджет Федерации в этом году составил 3,6 триллиона, - данные взяты из доклада министра финансов Алексея Кудрина. То есть государство сегодня явно не в состоянии обеспечить все провозглашенные обязательства.

- Чем это оборачивается на местах?

- Давайте возьмем право на бесплатный проезд в пригородном транспорте. Ежегодно мы доплачиваем около 15 миллионов рублей железнодорожникам за перевозку льготников. А кто считал, сколько из них пользуется этой услугой? Но платить мы обязаны!

- Бюджет Хакасии безвозмездно инвестирует МПС?

- Совершенно верно. Сегодня назрела острая необходимость пересмотра всех законов в этой сфере. Помощь должна стать адресной. А то ведь до абсурда доходит. Березовский, когда еще был секретарем Совбеза, но уже - олигархом, получал пособие на своих детей наравне с уборщицей, мывшей пол в его кабинете. Все эти очевидные перекосы привели к необходимости пересмотра системы межбюджетных отношений. Чтобы привести к равновесию финансовые интересы органов местного самоуправления, субъектов Федерации и центра, была создана федераль-ная комиссия. Эту работу предполагается выполнить до 2005 года.

ШАГ В СТОРОНУ ХАКАСИИ

- Совет законодателей - структура, появившаяся недавно. Что она из себя представляет?

- В свое время из Совета Федерации были удалены главы исполнительной и законодательной власти регионов. Затем губернаторов объединили в Госсовет при президенте. Весной этого года был образован Совет законодателей. Это совещательно-консультативный орган. Необходимость в нем появилась после резких изменений в системе федерального законодательства.

Дело в том, что основная масса законов - и федеральных, и местных - принималась в первой половине 90-х годов. Региональные законы, принятые в то время, сегодня вступили в противоречие с новыми сводами российских законов - Налоговым, Граж-данским, Бюджетным и другими кодексами. Их необходимо привести в соответствие с федеральным законодательством. И Совет законодателей будет координировать эту работу.

- Из анализа проекта бюджета будущего года, проведенного в комитетах ГосДумы, следует, что с учетом инфляции финансовая помощь регионам уменьшится. А какие перспективы у Хакасии?

- На заседании вопрос ставился так, чтобы размер финансовой помощи сохра-нился в объеме нынешнего года.

Такую же позицию занимает и Госсовет.

Что касается Хакасии. В этом году объем федерального трансферта составил 459 миллионов рублей. В проекте бюджета 2003 года нам записали 724 миллиона. Казалось бы, 60 процентов роста. Хотя мы, по сути, получим лишь 40 - 50 процентов от необходимого.

Что еще удалось? На реализацию федеральных законов - о детских пособиях, ветеранах, инвалидах - в проекте бюджета запланировано 197 миллионов рублей. В этом году нам выделили 169 миллионов. Но хотя бы какое-то движение! Два года до этого цифры вообще не менялись.

- Как вы оцениваете работу представителей Хакасии в Федеральном Собрании?

- Во многом позитивные перемены я связываю с согласованными действиями Аркадия Саркисяна, Георгия Майтакова, Валентины Петренко. Благодаря их активной позиции в ГосДуме и в Совете Федерации, финансовая помощь для Хакасии будет увеличена. Конечно, правительство и Верховный Совет республики тоже немало сделали в этом направлении.

ДРУЖБА - ДРУЖБОЙ, НАЛОГИ - ВРОЗЬ!

- В регионах понимают - у центра свои трудности. В 2003 году России предстоит выплатить по разным оценкам от 16 до 18 миллиардов долларов по внешним долгам. То есть примерно четвертая часть бюджета всей страны будет направлена на обслуживание долга.

Но потребности регионов не менее важны. Сегодня нам отдают налог на прибыль, а НДС Федерация забирает себе. НДС - налог, собираемый на 100 процентов. А что такое налог на прибыль? Предприниматели показывают минимум прибыли. Она у них почему-то падает с каждым годом. Если им верить, вообще не понятно, как концы с концами сводят. Другая проблема - перекрестное финансирование. Когда финансовую ответственность пытаются разделить между разными уровнями власти, это приводит к полной неразберихе и безответственности перед народом.

- Понимает ли руководство страны, что игнорирование интересов регионов - тупиковый путь?

- Понимание есть. Нет действий. Попытка реформировать межбюджетные отношения - только первый шаг. Правда, инициативу здесь проявил сам президент. Борис Николаевич нас не слышал. Путин услышал. И ничего страшного, что перемены к луч-шему начнутся только в 2005 году. Конечно, всем хочется сегодня и немедленно. А ра-бота предстоит большая.

НАРКОЗ СТРАШНЕЕ ОПЕРАЦИИ

- Владимир Николаевич, так совпало, что в день заседания была проведена операция по освобождению заложников. Как вы оцениваете ее проведение?

- Без восторга. Погибло огромное количество людей. В Москве нам никто не давал какой-то специальной информации. Но на мой взгляд, решение о газовой атаке было принято сразу. Все попытки проведения переговоров были отвлекающим маневром. Я не оправдываю террористов, однако газовая атака поставила на одну доску и преступников, и этих несчастных людей.

Как бывший оперативник, я не понимаю, каким образом пятьдесят террористов с оружием незаметно добрались до столицы и в течение двух месяцев готовили операцию по захвату заложников. Если даже о ее проведении знали только четыре - пять человек, то заговор при нормальной оперативной работе стопроцентно раскрывается за неделю. Это во всех учебниках написано. А тут целая сеть. Очень противоречивы данные о ко-личестве жертв и убитых террористах. Скорее всего, после первых восторгов оценки действий силовых структур изменятся в худшую сторону.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail