Конфликт вокруг Нагорного Карабаха остается основным препятствием на пути достижения региональной стабильности, безопасности и сотрудничества на Южном Кавказе. Об этом, как сообщает корреспондент ИА REGNUM, заявил депутат парламента Грузии от Республиканской партии Ивлиан Хаиндрава, выступая на международной конференции "Черноморско-Кавказский регион: вызовы 21 века и превентивная безопасность" 1 июня в Москве.

Вместе с тем, грузинский депутат считает, что Южный Кавказ можно называть регионом исключительно с географической точки зрения, поскольку иные формы сотрудничества и интеграции между Арменией, Азербайджаном и Грузией отсутствуют. "В поисках гарантии национальной безопасности Армения установила стратегическое сотрудничество с Россией и является членом ОДКБ, хотя и подает признаки готовности к расширению сотрудничества с НАТО. Армяно-иранские взаимоотношения также вербально возведены в ранг стратегического партнерства. Грузия и Азербайджан заявили в качестве своих стратегических целей евроатлантическую интеграцию, а для Тбилиси вступление в НАТО в ближайшие сроки считается задачей номер один. Каждая из трех государств Южного Кавказа испытывает сложные взаимоотношения, по крайней мере, с одним из мощных непосредственных соседей - Армения с Турцией, Азербайджан с Ираном, Грузия с Россией. Таким образом, два вектора - один их из них вдоль параллели в случае Грузии и Азербайджана, а другой - меридиональный - в случае с Арменией, встречаются, если не сказать пересекаются на Южном Кавказе. Эти векторы знаменуют различие интересов и устремление не только основных игроков на международной политической арене, но и самих народов региона", - считает грузинский парламентарий.

По его словам, "Азербайджан ухитряется поддерживать ровные отношения и с Россией и становится более привлекательным для США, с лихвой компенсируя проблемы с выборами и демократией в целом своей нефтью, о чем свидетельствует хотя бы прием в Вашингтоне Ильхаму Алиеву". "На этом фоне заявление армянской стороны о том, что Армения не является европейской страной и не стремится ею быть, лишь подчеркнуло всю условность понятия регион в отношении Южного Кавказа - как с точки зрения безопасности, так и в плане сотрудничества и интеграции в какой бы то ни было форме. Ибо формула 2-1 для 3-субъектного региона не может послужить основой для нахождения долгосрочного и устойчивого фундамента региональной безопасности", - отметил Хаиндрава, добавив, что в результате страны региона получили "милитаризацию своих бюджетов и политических культур".

По его словам, все проблемы страны региона создают себе сами. "С нашей низкой политической культурой, отсутствием традиции смены власти в конституционном режиме, всеобщим правовым нигилизмом, и волюнтаризмом властей, недоразвитостью демократических институтов и слабостью гражданского общества, с нашей коррупцией и мышиной внутриэлитной возней по расширению сфер влияния - мы сами подрываем собственную безопасность. Мы не знаем что будет завтра, и открываем двери всем, кто не прочь половить рыбку в мутной воде Южного Кавказа", - резюмировал грузинский парламентарий.