Президент Таджикистана Эмомали Рахмонов сегодня, 1 июня, встретился с группой назначенных на должности членов Совета безопасности Таджикистана и судьями различных уровней. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе главы государства, Рахмонов на этой встрече напомнил новым судьям об огромном количестве жалоб граждан на неправомерные решения судов и потребовал от судей в кратчайщие сроки решить существующие проблемы в деятельности этой ветви власти.

Заместитель председателя Социал-демократической партии Таджикистана, кандидат юридических наук Шокирджон Хакимов в интервью корреспонденту ИА REGNUM отметил, что основная проблема судебной власти в Таджикистане заключается в том, что она в действительности не является независимой. "Хотя в Конституции и в законах РТ записано, что судья и суд, в целом, должны действовать только согласно закону, но на деле так получается не всегда. Проблемы в осуществлении правосудия в Таджикистане вытекают, прежде всего, из содержания и сущности самой Конституции и законов РТ, которые регулируют деятельность судебной системы в этой стране. В частности, хотя статья 9 Конститутции РТ признает и провозглашает принцип разделения властей и механизмы сдержек и противовесов, но в самой действующей Конституции имеются статьи, которые противоречат этому принципу. Кроме того, существуют схожие казусы и в других законах Таджикистана. Например, если рассмотреть порядок назначения, отзыва и освобождение судей Конституционного Суда, Высшего экономического Суда и Верховного Суда, то с точки зрения законодательства, оно противоречит нормам, провозглашенным в статье 9 Конституции страны", - сказал он.

По мнению Хакимова, хотя во всех странах, которые провозглашают себя правовым государством, прокуратура не имеет право осуществлять надзор над решениями и определениями судов всех уровней, в Таджикистане органы прокуратуры всех уровней имеют такое право. "Кроме того, хотя общепринято, что в правовом государстве выдача санкций находится в компетенции судебных органов, к сожалению, в Таджикистане таким правом обладают органы прокуратуры". Также, по словам Хакимова, судьи в Таджикистане назначаются на относительно короткий срок, на10 лет. "В таком случае у судей увеличивается риск быть втянутым в коррупцию, так как они будут стараться использовать этот период для решения своих социальных и иных проблем. Поэтому было бы желательно, чтобы судьи в Таджикистане назначались на пожизненный срок. Кроме того, судьи Конституционного Суда, Высшего экономического Суда и Верховного Суда Таджикистана назначаются по предложению президента при одобрении со стороны верхней палаты таджикского парламента. Если проанализировать качественный состав действующей верхней палаты парламента, то он представлен, в основном, испольнительной властью, т.е председателями областей, городов и районов. Судьи областных, городских и районных судов назначаются Советом юстиции Республики Таджикистан, который также, в целом, состоит из представителей исполнительной власти. Таким образом, можно констатировать, что судебная власть в Таджикистане полностью зависима от испольнительной власти, что является существенным негативным моментом в обеспечении независимости судей в системе власти в Таджикистане. Кроме того, в Таджикистане имеются проблемы в вопросах уровня заработной платы и социальной защиты судей, условий их труда, слабым общественным и парламентским контролем над деятельности судей и судов. В общем, нельзя утверждать, что в Таджикистане существует достаточно эффективная судебная система", - считает Хакимов.

На вопрос, что необходимо сделать, чтобы реально обеспечить независимость судей в Таджикистане, Хакимов ответил, что, прежде всего, необходимо внести существенные изменения в соответствующие нормы Конституции и законодательства Таджикистана, которые регулируют деятельность судов и судьей. "Во-вторых, необходимо проводить жесткий конкурсный отбор судей на должности и обеспечить на должном уровне материально-техническое снабжение деятельности судей и судов, с тем, чтобы они не были зависимы от иных факторов. Также, необходимо искоренить право "телефонного звонка" и вмешательства иных субъектов политической системы страны при осуществлении правосудия в Таджикистане", - сказал Хакимов корреспонденту ИА REGNUM.