Уголовное преследование в отношении трех милиционеров Комсомольского РОВД Чувашии, подозревавшихся в избиении подростка, прекратили. Следователь прокуратуры республики посчитал доказательства их вины недостаточными для уголовного преследования, сообщилиИА REGNUM в Чувашской правозащитной организации "Щит и Меч", которая оказывает юридическую помощь потерпевшему от действий милиционеров.

В июне 2004 года в день выпускного одиннадцатиклассника Сергея Сушкова, по его словам, избили сотрудники Комсомольского РОВД. Как вспоминает Сергей, три милиционера били его головой о стену, наносили удары ногами по голове и туловищу, заставляя признаться в краже магнитолы из прокурорской машины. В избиении участвовал начальник Комсомольского РОВД Владимир Михайлов. Утром Сергей дал признательные показания, только тогда его отпустили домой. Встретив на улице отца, искавшего сына всю ночь, Сережа не узнал его. В этот же день мальчика доставили в нейрохирургическое отделение БСМП г. Чебоксары. Врачи поставили диагноз: черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга, множественные ссадины. Полученные Сушковым травмы расцениваются как причинение вреда здоровью средней тяжести.

В отношении избивавших подростка милиционеров возбудили уголовное дело. Однако по непонятным причинам оно было прекращено. На просьбы пострадавшего о возобновлении уголовного дела прокуратура отвечала, что "лица, причинившие вред здоровью Сушкова, не установлены". Ко всему прочему, свидетель отказался от показаний, хотя до этого на очной ставке с Михайловым и при проверке показаний на месте происшествия он полностью подтвердил их. Теперь он утверждает, что оговорил милиционера, потому что об этом его попросили "трое малознакомых парней". Сергей уверен, что свидетель отказался от показаний под давлением милиционеров. К самому Сушкову они не раз приходили домой с угрозами и требованием забрать заявление.

Парень обратился в правозащитную организацию "Щит и Меч", юристы которой провели общественное расследование и оказывают юридическую помощь пострадавшему на протяжении всего дела. Правовые аналитики Межрегиональной Ассоциации правозащитных организаций "АГОРА" провели юридический анализ дела Сушкова. Учитывая выявленные нарушения, допущенные следователями и прокурорами, они вместе с юристами организации "Щит и меч" готовили проекты обращений в суды и органы прокуратуры: ходатайства о предъявлении обвинения сотрудникам милиции, об избрании меры пресечения, проекты жалоб на действия (бездействия) должностных лиц.

По словам правозащитников, уголовное дело прекращали не раз, мотивация каждый раз была одна и та же - преступники не установлены. Теперь же следователь прокуратуры Чувашской республики Олег Васильев прекратил уголовное преследование в связи с тем, что из-за амнезии, развившейся в результате мозговой травмы, "Сушков С.В. не способен правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них показания". Также следователь не исключает возможности получения травм Сушковым в результате падения, хотя специалисты судебной медицинской экспертизы ранее установили, что "повреждения могли образоваться от не менее пяти воздействий внешней силы". По версии следователя Сергей должен был бы упасть не менее пяти раз и не менее трех раз сильно стукнуться при падении головой, говорят правозащитники. "Постановление о прекращении дела построено следователем лишь на предположениях. Следует отметить, что они могут быть проверены, подтверждены либо опровергнуты иными объективными доказательствами. Следователь же не предпринял необходимых мер к их получению. Признавая факт избиения Сушкова, он фактически отказывается исполнять свои обязанности, связанные с необходимостью установления лиц, совершивших это преступление, - считает правовой аналитик Ассоциации "Агора", адвокат, представитель потерпевшего Рамиль Ахметгалиев. - Примером поверхностного отношения к своим обязанностям может служить такой факт: психолого-психиатрическая экспертиза установила наличие у Сушкова заболевания ретроградной амнезии. Однако следователь даже не назначил и не провел дополнительную судебно-медицинскую экспертизу, для установления тяжести вреда здоровью, хотя ст. 111 УК РФ относит такие повреждения к тяжким".

Сомнение в причастности милиционеров к преступлению у Васильева вызвало и то, что Сушков опознал только двоих из них. Недоверчиво следователь отнесся к показаниям свидетелей, видевших начальника РОВД Михайлова в селе Комсомольское в ночь совершения преступления. Зато слова тех, кто утверждал, что в ту ночь начальник Комсомольского РОВД находился в Канаше, сомнению не подлежали. На основании этого следователь Олег Васильев прекратил уголовное преследование, посчитав, что доказательств вины милиционеров в избиении подростка недостаточно. Правозащитники заявляют, что в материалах дела есть явные доказательства того, что подписи понятых на протоколе об административном задержании Сушкова подделаны. Однако следователь прокуратуры не уделил внимания этим действиям должностных лиц. "Совершенно абсурден вывод следователя о том, что состав преступления "служебный подлог" отсутствует, хотя почерковедческая экспертиза установила факт подделки подписи понятых в протоколах задержания Сушкова", - комментирует ситуацию Рамиль Ахметгалиев.

Организация Щит и Меч" оказывает правовую и информационную поддержку по защите и восстановлению прав, нарушенных неправомерными действиями сотрудников правоохранительных органов. "Щит и Меч" является соучредителем Межрегиональной Ассоциации правозащитных организаций "АГОРА". Проекты организации "Щит и Меч" поддерживаются Фондом "Общественный вердикт" и Правозащитным центром города Казани. Работе адвоката содействовал Фонд "Общественный вердикт".