Первая азербайджанская нефть, достигшая Джейхана по БТД, будет вывезена из Турции танкером

Баку, 30 мая 2006, 16:19 — REGNUM  Реализована самая решающая часть проекта основного экспортного нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) - азербайджанская нефть достигла турецкого порта Джейхан. Об этом сообщил государственный телеканал АзТВ, отметив, что в настоящее время в порту Джейхан ведется большая подготовка к поставкам азербайджанской нефти на мировой рынок. В первый танкер будет загружено 600 тысяч баррелей нефти. 30 мая после заполнения необходимых последних документов танкер вывезет из Турции азербайджанскую нефть марки "Light".

В предстоящей по случаю достижения нефтью порта Джейхан торжественной церемонии, которая состоится 13 июля, примут участие президенты Азербайджана, Турции, Грузии и Казахстана, а также представители правительств стран, к которым относятся участвующие в осуществлении проекта компании. По трубопроводу, строительство которого обошлось в $4 млрд., ежедневно будет транспортироваться один миллион баррелей нефти. От эксплуатации трубопровода в бюджет Азербайджана, Грузии и Турции поступят миллионы долларов дохода. Как пишет печать Турции, годовой доход, который получит от эксплуатации трубопровода только эта страна, превысит $300 млн.

Как напоминает ИА REGNUM, 18 сентября 2002 года тогдашние президенты: Азербайджана - Гейдар Алиев, Грузии - Эдуард Шеварднадзе и Турции - Ахмет Недждет Сезер вкупе с министром энергетики США Спенсером Абрахамом открыли на Сангачальском терминале (Азербайджан) мемориальные доски и опустили в землю капсулу из нержавеющей стали с секретными посланиями будущим поколениям. Тем самым был дан символический старт сооружению одного из самых больших нефтепроводов в мире Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД) стоимостью $2,95 млрд., длиной 1760 км, пропускной способностью 50 млн. т нефти в год и сроком службы 40 лет. Вся добываемая нефть будет экспортироваться на Запад по нефтепроводу БТД, общая протяженность которого составит 1762 км, из которых 443 км приходятся на территорию Азербайджана, 249 км - Грузии, 1070 км - Турции.

Финансирование строительных работ БТД несколько раз оказывалась под угрозой срыва, пока не определился окончательный состав инвесторов - bp (30,1%, оператор проекта), ГНКАР (25%), Unocal (8,9%), Statoil (8,71%), TPAO (6,53%), Eni (5%), Total (5%), Itochu (3,4%), Inрex (2,5%), Conoco Philliрs (2,5%) и Amerada Нess (2,36%). Что же касается всех экономических дивидендов, которые обещает проект БТД, то они таковы. За время 40-летней эксплуатации трубопровода Грузия получит за транзит нефти чистую прибыль в размере 2 млрд. 500 млн. долларов. Хотя изначально, в соответствии с тарифной сеткой и длиной участков БТД, предполагалось следующее распределение - 1 млрд. 664 млн. долларов Азербайджану, 3 млрд. 981 млн. долларов - Турции, 836 млн. долларов - Грузии. Но в последний момент Шеварднадзе вдруг поднял резко стоимость транзита, поставив проект под угрозу срыва, чтобы не допустить этого Азербайджану пришлось уступить Грузии всю свою долю прибыли за транспортировку нефти.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.