Сегодня, 30 мая, Кассационная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ, оставила в силе решение ВС РФ от 9 марта 2006 года по делу об оспаривании распоряжения правительства РФ от 31 декабря 2004 г. №1737-р о проектировании и строительстве единой нефтепроводной системы по маршруту Тайшет (Иркутской области) - Сковородино (Амурской области) ) - бухта Перевозная (Приморский край) общей мощностью 80 млн. тонн нефти в год (трубопроводная система "Восточная Сибирь - Тихий океан"). Таким образом, решение о строительстве нефтепровода, с которым были не согласны некоторые экологические организации, признано законным и обоснованным, а жалобы этих экологических организаций отклонены.

По мнению истцов, выступивших с кассационной жалобой на решение правительства РФ, которому принадлежат 100% акций ОАО "Транснефть", принявшему решение о строительстве нефтепровода, в соответствии с законодательством РФ области охраны окружающей природной среды и требованиями экологической безопасности, и в целях исследования и анализа экологических и связанных с ними иных последствий реализации данного правового акта должна была проводиться государственная экологическая экспертиза проекта.

Однако на момент принятия решения была проведена лишь государственная экологическая экспертиза предпроектной документации, обосновывавшей вложение инвестиций в строительство нефтепровода. Между тем,трубопровод "Восточная Сибирь - Тихий океан" воспринимается общественностью, как источник потенциальной экологической опасности на всем его протяжении, не только в связи с воздействием на экосистему озера Байкал, но и пересечением крупнейших рек - источников питьевого водоснабжения, в том числе, реки Амур, многочисленных особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения, расположением конечного пункта нефтепровода в бухте Перевозная Приморского края.

Кроме экологической опасности, у оспариваемого решения, по мнению истцов, есть и экономическая составляющая. Как вытекает из п. 8 этого распоряжения, все средства на проектирование и строительство нефтепровода, а также на реконструкцию магистральных нефтепроводов будут учтены при регулировании тарифов на транспортировку нефти по системе магистральных нефтепроводов компании "Транснефть". Это неизбежно повлечет увеличение цен на нефть, бензин и сопутствующие продукты, и отразится на материальном благополучии населении РФ.

Как сообщила корреспонденту ИА REGNUM Председатель Совета ДВ МЭОО "Экодаль" Ирина Богдан, представляющая интересы истцов в суде, после получения мотивировочной части решения суда кассационной инстанции, будет подана жалоба в надзорную инстанцию ВС РФ. "Основной аргумент, приводимый судьями кассационной коллегии в пользу ответчика, это то, что распоряжение правительства о строительстве нефтепровода носит декларативный характер. Но необходимо понимать, что правительство не издает никаких деклараций, оно издает организационно-распорядительные документы, то есть, обязательные для исполнения. Ведь правительство РФ в суде представляли такие солидные организации, как Ростехнадзор, министерство природных ресурсов (МПР), Минтопэнерго, - отметила Ирина Богдан. - Что касается экономической части нашей жалобы, то, как известно, в поддержку этого проекта, открыта кредитная линия Сбербанка. Следовательно, все упомянутые расходы будут закладываться в тарифы перевозок. Я полагаю, что кому-то из судей надо решиться оценить правовые аргументы заявителей, тем более, что мы просили вернуть дело на новое рассмотрение. Тем более, что там было очень процессуальных нарушений, поскольку в нем не отражены результаты оценки всех представленных в ходе разрешения дела доказательств".

Как ранее уже сообщал ИА REGNUM, ОАО "АК "Транснефть" предлагает перенести участок нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" от берега Байкала и провести его по маршруту Усть-Кут (Иркутская область) - Ленск (Якутия) - Тында (Амурская область). Об этом было заявлено 23 мая в администрации Иркутской области на презентации декларации о намерениях по проекту "Расширение трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан".

Чуть ранее, 26 апреля 2006 года, Президент России Владимир Путин на совещании с региональными руководителями Сибирского федерального округа призвал с максимальной ответственностью подойти к проработке переноса северного участка Восточного трубопровода на 40 километров от водоохранной зоны. "Если хотя бы один процент опасности есть, мы должны подумать даже не об этом проценте и не со ссылкой на мнение наших коллег, которые живут далеко от Байкала, хотя и это надо учитывать, а прежде всего, подумать о будущих поколениях в России и проявить не только максимальную компетентность, но и максимальную ответственность", - заявил он.