После публикации в правительственной газете "Иран" оскорбительных для азербайджанцев карикатур в городах северной части Ирана последовали массовые выступления возмущенного населения. В крупнейшем городе Северного Ирана, называемым еще и Южным Азербайджаном, Тебризе произошли массовые акции протеста, которые дважды жестко пресекались властями. В СМИ Азербайджана называется разное количество погибших, раненых и арестованных. Сообщается, что митинги и пикеты имели место и в столице Ирана Тегеране. При этом власти страны, напротив утверждают, что в Иране все спокойно. В связи с этим корреспондент ИА REGNUM обратился с вопросами к известному азербайджанскому политологу Расиму Мусабекову.

ИА REGNUM: Господин Мусабеков, что, по-вашему, происходит в Иране начиная с 12 мая?

О последних событиях, происходящих в Иране, судить трудно, поскольку оттуда поступают противоречивые сведения. Очевидно одно: в этой стране протекают достаточно неприятные для правящего режима процессы. Исламистская идеология, которой прикрываются иранские власти, носит, подобно советской, наднациональный, интегративный характер, и должна предохранять их от такого рода проблем. Однако в последнее время она буксует. Указанная идеология не смогла предотвратить усиление в обществе давно бытующих шовинистических настроений и появление действий, вызвавших естественную ответную реакцию азербайджанцев. Есть и другой момент, который нельзя не учитывать, анализируя возникшее противостояние в Иране. Азербайджанцы с 1979 года, когда к власти пришло духовенство, значительно подвинулись в обществе, заняли достаточно серьезные позиции в его высших и средних слоях. Принимая во внимание политический и социально-экономический вес и численность азербайджанцев, можно сделать вывод, что теперь они стремятся себя утвердить в качестве государствообразующего этноса Ирана, каковым действительно являются на протяжении столетий. Это предполагает соответствующий статус для азербайджанского языка, поддержку и признание со стороны государства азербайджанской культуры. Если руководство Ирана не найдет приемлемые формы для реализации чаяний азербайджанцев, то ему придется столкнуться с проблемой жесткого подавления в крови постоянно вспыхивающих подобного рода выступлений.

ИА REGNUM: Но, как известно, в последние 100 лет власти этой страны несколько раз подавляли национально-освободительные выступления своих азербайджанских граждан...

Безусловно, такое случалось не раз, но есть и другая сторона медали: во всех случаях, когда режим не находил адекватных средств реакции, он терпел крах. Вспомните, все иранские революции и потрясения начинались в азербайджанских провинциях или же азербайджанским населением.

ИА REGNUM: То есть вы считаете, что последнее противостояние принесет азербайджанцам определенные плоды?

О плодах я бы сейчас говорить не стал, но ясно другое - азербайджанское население Ирана дальше мириться со своим нынешним положением не собирается, и это тревожный симптом для режима.

ИА REGNUM: И все же согласитесь, что жесткое подавление выступлений азербайджанцев вполне вероятно. Особенно если учитывать, что президентом Ирана является человек, который, если верить западным СМИ, в студенческие годы руководил нападением на посольство США в Тегеране...

Я бы не хотел оперировать спорными фактами. Другое дело, что это радикально настроенный сторонник режима, который до сих пор полагал, что за счет жестких антизападных выпадов и закручивания гаек внутри страны можно обеспечить полный контроль страны и пролонгацию своей власти. Однако последние массовые выступления азербайджанцев показали Ахмадинежаду и другим лидерам Ирана, что ситуация в корне изменилась. Поэтому вполне вероятно, что режим предпочтет "мягкий" вариант и пойдет навстречу азербайджанскому народу, одному из двух главных этносов, образующих Иран.