Об "имперских амбициях" Москвы и стремлении Вашингтона отвлечь Казахстан от России. Продолжается передел на рынке масс-медиа. Мажилис утвердил новый Трудовой кодекс. Местное самоуправление - долгая дорога в дюнах. Казахстанским банкам понизили рейтинг.

Внешние связи

Минувшая неделя была наполнена несколькими крупными событиями, связанными между собой и касающимися отдельных стран СНГ и постсоветского пространства в целом. Переговоры президентов России и Казахстана и официальный переход председательства в Совете глав СНГ от Владимира Путина к Нурсултану Назарбаеву прошли на фоне киевского саммита ГУАМ. На заседании глав правительств СНГ в Душанбе председателем Совета глав правительств стал Таджикистан. В Минске на очередном заседании ЕврАзЭС вновь обсуждались вопросы экономической интеграции. По инициативе Астаны год Казахстана на Украине перенесен с 2006-го на 2007-ой. Официальная причина - Казахстан не успевает как следует подготовиться к столь важному мероприятию. Украинская сторона отнеслась к отсрочке с пониманием.

Как сообщает "Казахстанская правда", на встрече глав правительств СНГ в Душанбе одной из главных тем стала практическая реализация принятых решений на прошлогоднем саммите глав государств Содружества в Казани. "Однако, по оценкам казахстанского премьер-министра, этот процесс идет крайне медленно и пока неэффективно. Так, исполнительный комитет структуры должен был до начала нынешнего года внести свои предложения на этот счет", но к "глубокому сожалению, это сделано не в полном объеме, что вызвало серьезную критику всех участников встречи", - цитирует газета премьер-министра РК Даниала Ахметова. "До сих пор не получены предложения по повышению ответственности Экономического совета и Комиссии по экономическим вопросам за реализацию решений, принятых на высшем уровне. Между тем, как считает премьер, нынешнее состояние кооперации в этом секторе с большой натяжкой можно назвать удовлетворительным", - продолжает "КП".

Иначе обстояло дело с законодательной базой СНГ. "Участники заседания подписали 15 документов без обсуждения... Они скрепили подписями Концепции развития образования взрослых в странах СНГ, социальных и медицинских основ улучшения качества жизни и профилактики потери трудоспособности ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма на 2006-2010 годы, а также программу основных мероприятий сотрудничества государств - участников Содружества в области культуры до 2010 года. В этом же ряду предложенные изменения в правила определения страны происхождения товаров, соглашение о сотрудничестве в области лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства, а также в реестр формирований, выделяемых от государств - участников СНГ в состав Корпуса сил Содружества для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и другие", - пишет "Казахстанская правда". В общей сложности в повестке саммита значились 22 вопроса, разделенные на два блока - экономический и административный. "По словам Ахметова, они определяют текущую деятельность организации. И касаются трех приоритетов, обозначенных на Казанском саммите - экономической кооперации, стабильности и безопасности, а также гуманитарного сотрудничества. Начатый разговор делегации СНГ договорились продолжить осенью в Минске, передав эстафету председателя таджикскому премьер-министру".

"Литер" по итогам сочинской встречи Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева считает важным решением снижение тарифов на транзит казахстанских грузов российской стороной. "А самой животрепещущей темой на сочинских казахстанско-российских встречах все же был вопрос о дальнейшей судьбе СНГ... По словам президента Казахстана, Содружество Независимых Государств необходимо сделать более привлекательным для всех его участников, и скоро начнется работа над реорганизацией исполнительного органа СНГ", - отмечает издание. Одновременно издание размышляет об усилившемся противостоянии внутри Содружества, имея в виду придание международного статуса ГУАМ: "альянс государств, существовавший до последнего времени, напоминал аморфную структуру, у которой не было регламента, процедур, штаб-квартиры и планов на будущее. Теперь же ситуация обещает кардинально измениться".

В то же время, по мнению "Литера", "в целом... организационное оформление ГУАМ и получение международной прописки ничего хорошего не сулят, кроме блокового противостояния между двумя лагерями бывшего советского пространства. Прежде всего, у России на периферии появляется долгосрочный раздражающий фактор, который не только стремится ограничить ее влияние, но и расширить присутствие ее геополитических соперников. Кроме того, теперь процессы на постсоветском пространстве обещают рассматриваться через призму взаимоотношения двух блоков - кремлевского "евразийского" (ЕЭП, ЕврАзЭС, ОДКБ и отчасти ШОС) и "атлантического" (СДВ, ГУАМ)". Газета считает, что "катализатором подобных политических процессов послужил "жесткий" курс Кремля, провозглашенный в ходе прошлогоднего саммита СНГ в Казани. В частности, новая политика предусматривает отказ от системы преференций и внутренних тарифов в отношении тех стран, которые избрали для себя западный вектор развития с ориентацией на НАТО и Евросоюз. С другой стороны, нельзя не отметить вклад в этот процесс прокатившихся на постсоветском пространстве "цветных" революций. А потому, развитие этой тенденции обещает появление на постсоветском пространстве перманентного источника конфликта". Не исключено, что в ближайшее время ГУАМ "попытается сформулировать еще одну задачу - разрешение на постсоветском пространстве проблем, связанных с непризнанными республиками".

Обсуждая будущее СНГ, которому 21 декабря исполнится пятнадцать лет, СМИ отмечают, что реформировать объединение придется одному из его отцов-основателей Нурсултану Назарбаеву. Кроме того, его кандидатура выглядит наиболее приемлемой, поскольку в отличие от России, Казахстану удалось избежать серьезных конфликтов с соседями по СНГ. Но поможет ли это удержать бывших "братьев" по СССР в Содружестве, сложно сказать однозначно. В иностранных СМИ появилась версия, что Назарбаев станет "могильщиком" СНГ, официально признав нецелесообразность его существования в нынешнем виде.

В газете "Литер" Директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев пишет: "Удивительно то, что СНГ вообще дожило до этой даты, находясь в перманентно аморфном состоянии. Парадокс, но, судя по всему, Содружество выжило именно благодаря этому состоянию, которое всех устраивало. По крайней мере, оно не мешало "параду суверенитетов" и при этом сохраняло хоть какие-то переговорные мостики между бывшими собратьями по Союзу. В результате СНГ просто катилось по инерции". По мнению политолога, "переход поста председателя СНГ от России к Казахстану может снизить количество нападок на Содружество со стороны тех государств, которые "не переваривают" Москву... Но, даже несмотря на это, председательство в СНГ - занятие хлопотное и непочетное. Единственное, что успокаивает, так это отсутствие высоких требований у других членов Содружества к действующему председателю Совета глав государств СНГ, от которого не ожидают великих свершений. Но все будут очень удивлены, если эта громоздкая региональная телега все-таки куда-то поедет".

"Деловая неделя" напоминает, что "ЕврАзЭС, куда входят Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и подключится к работе 23 июня на минской встрече Узбекистан, также прочат перемены. Хотя политические амбиции и экономические интересы участников вряд ли совпадают. В условиях, когда роль СНГ оказалась отодвинутой на задний план, внимание переключено на ЕврАзЭС, которому некоторые эксперты стали прочить в будущем роль, аналогичную Евросоюзу, при условии, что участники перестанут "тянуть одеяло на себя". По мнению издания, "...для эффективного экономического сотрудничества его члены должны иметь развитую экономику, чтобы общие правила были выгодными и приемлемыми для всех. Но возможно ли это в ЕврАзЭС, где самой России, как центру притяжения республик, еще не удается решить экономические задачи?". К тому же, пишет "ДН", "на 15-м заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств... в столице Белоруссии (25 мая 2006г. - прим. ИА REGNUM) на "батькин" манер - в обстановке строгой секретности, главная цель заседания, по мнению экспертов, заключающаяся в усилении интеграции между членами сообщества, так и не была достигнута: межнациональное объединение "осколков" бывшей империи нежизнеспособно". Газета полагает, что "...бывшие республики бывшей метрополии хотят реально ощутить готовность к взаимовыгодному сотрудничеству. Без политических индульгенций... Но готова ли Москва предложить новый союз, трудно сказать. Ее имперские амбиции в соперничестве с ЕС и США вполне объяснимы, но насколько это подкреплено экономически, сложно судить, поскольку качественного развития экономики, желаемой диверсификации отраслей страна еще не достигла. Как, собственно, и Казахстан. Поэтому процессы, происходящие на пространстве бывшей державы, могут так и остаться "театром действий", где каждый пытается исполнить свою роль, да режиссеры не дают".

Было бы странно, если бы сложившейся в СНГ ситуацией не воспользовались внешние силы, которые отчасти причастны к этому, отмечают СМИ. В частности, "Деловая неделя" сообщает, что "на днях в сенат США был внесен законопроект, который символично озаглавлен "О поддержке Соединенными Штатами стран Южного Кавказа и Центральной Азии". Автор этого документа (который на Капитолийском холме также известен как "Стратегия развития Шелкового пути") - сенатор Самуэль Браунбек (республиканец от штата Канзас), который в ходе недавнего визита в Вашингтон президента Азербайджана Ильхама Алиева выступал на обеде перед бизнесменами двух стран и призвал и Астану, и Баку побыстрее "отодвинуться" от России и ускоренными темпами начать сооружение газопровода в Европу, минуя российскую территорию". Тем самым, считает издание, "Белый Дом окончательно определился, с кем ему до окончания второго срока президента Буша дружить на просторах СНГ, а в отношении кого - проводить жесткую "обучающую" политику. И если в плане "союзников по демократии" в разряд "стратегических партнеров" Соединенных Штатов с недавних пор попали Украина, Грузия и Молдова, то в "энергетических союзниках" США теперь окончательно значатся Казахстан и Азербайджан". В качестве дивидендов за сотрудничество с США, в частности, Казахстану США намерены инвестировать в экономику, предоставлять передовые американские технологии, укреплять политические и экономические контакты с Западом, поддержать в стремлении возглавить ОБСЕ в 2009 году. Как пишет "ДН", "по сведениям из Белого дома, в случае с Казахстаном американцы решили потихоньку "поднимать градус" контактов на высоком уровне и постепенно повышать планку "чиновничьей иерархии" в отношениях с Астаной".

В Казахстане уже побывали госсекретарь Кондолиза Райс, министр энергетики Сэмуэль Бодман, министр сельского хозяйства Майк Йоханс, вице-президент США Ричард Чейни. "Теперь же реальным сроком официального визита в США (а не просто посещения Америки на бегу) для казахстанского президента станет, скорее всего, сентябрь нынешнего года, когда в Нью-Йорке пройдет традиционное заседание Генеральной Ассамблеи ООН. Планируется, что после встреч в Нью-Йорке казахстанский лидер сможет приехать в Вашингтон и, наконец-таки, поговорить по душам с Джорджем Бушем, который, как говорят в Белом доме, уже уверенно находит Казахстан на географической карте и даже выучил у Дика Чейни пару слов по-казахски", - заключает "ДН".

Масс-медиа

На медиапространстве Казахстана перемены. Недавно по решению министерства культуры и информации сменилось руководство государственной телекомпании "Казахстан" и полугосударственной "Хабар". В связи с этим усилилось противостояние Минкультуры и "журналистского сообщества" в лице Конгресса журналистов Казахстана под руководством Дариги Назарбаевой (бывший председатель Совета директоров АО "Хабар") и других неправительственных организаций, работающих в данной сфере. Журналистские организации педалируют принятие разработанного ими нового закона о средствах массовой информации. Законопроект министерства культуры и информации РК находится на экспертизе. Предполагалось, что он появится в парламенте в конце нынешнего года, но точный срок неизвестен. (В 2004 году президент Казахстана, учитывая реакцию СМИ, наложил вето на законопроект, утвержденный парламентом и признанный Конституционным Советом соответствующим Конституции - прим. ИА REGNUM). На минувшей неделе казахстанские журналисты обсуждали смену владельцев и главного редактора одной из наиболее растиражированных общественно-политических газет "Время" (общий тираж издания составляет более 171 тысячи экземпляров).

Как пишет "Панорама", "медийный рынок страны продолжают сотрясать катаклизмы. Вслед за сменой руководства телеканала "Казахстан", объявлений о готовящейся национализации "Хабара" и прочих инициативах произошла смена главного редактора газеты "Время". 19 мая вместо Игоря Мельцера, основавшего газету в 1999 году, главредом был назначен Бигельды Габдуллин". После смены владельца основной журналистский состав покинул издание и вместе с Мельцером собирается начать новый проект. Говоря о концепции газеты, новый редактор Габдуллин заявил: "Прежде всего, надо делать солидную газету. Пусть она будет острая, пусть это будет площадка для разных точек зрения всех политических сил, имеющихся в Казахстане. Поэтому в будущем в газете будет представлено и мнение оппозиции, и мнение ныне действующей власти. Это будет издание либерально-демократического направления" ("Республика"). Габдуллин не назвал имена новых акционеров, выкупивших контрольный пакет ТОО. Между тем, один покинувших проект журналистов Виктор Верк в комментарии газете "Тасжарган" сообщил, что за ТОО "Алтын Хаус" стоит "Казахмыс", который возглавляет Владимир Ким. "И Бигельдина Габдулина представлял юрист "Казахмыса". Подавляющая масса журналистов и экспертов критически отзывается о новом руководстве газеты "Время" и перспективе издания.

Власть

В минувшую среду нижняя палата парламента приняла новый проект Трудового кодекса. Обсуждение законодательного оформления трудовых отношений - в соответствии с духом времени - длилось полтора года, еще при предыдущем, втором созыве парламента. Теперь законопроект должны одобрить верхняя палата парламента - Сенат, и, наконец, президент страны. "Новое поколение" поясняет, что "со времен земельного закона в парламенте не наблюдалось столь бурных страстей, как по поводу обсуждаемого сейчас Трудового кодекса. За последнее десятилетие труд трансформировался из почетной социалистической обязанности в жесткий рыночный наем. Старый КЗоТ устарел и был "уволен по собственному желанию". Принятый взамен закон "О труде" тоже вскоре "уволили", поскольку он не соответствовал мировым стандартам. Государство в интересах экономики все эти годы было вынуждено больше прислушиваться к работодателям, нежели к простым рабочим. А последние, опасаясь потерять драгоценное место, превращались в безропотных исполнителей воли хозяев. В итоге рынок труда оказался в жестком дисбалансе, в котором гарантированные Конституцией права на отдых, на восьмичасовой рабочий день и прочий "соцпакет" просто исчезли".

Государство решило устранить дисбаланс. Как пишут "Известия-Казахстан", "теперь определены и особенности регулирования труда инвалидов; людей, работающих на производстве с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда; гражданских служащих; субъектов малого предпринимательства, а также руководителей. Всего в проект Трудового кодекса депутаты внесли более 1 000 поправок. Правительство, как ни странно, пошло и на изменения, связанные с бюджетными расходами, - увеличение срока выплаты средней заработной платы за время вынужденного прогула с 3 до 6 месяцев и установление минимальной продолжительности ежегодного трудового отпуска не менее чем на 24 календарных дня". "НП" резюмирует, что главный итог эпопеи с Трудовым кодексом таков: "депутаты определились с так называемой "концепцией", то есть, попросту говоря, все же остановились на правительственном варианте. Это значит, по крайней мере, что ситуация трехлетней давности с отставкой Кабинета не повторится (во время обсуждения Земельного кодекса парламент выразил вотум недоверия правительству - прим. ИА REGNUM)". Вместе с тем, издание все-таки опасается повторения ситуации: "только не получилось бы, как с Земельным кодексом. Тогда предложения депутата Серика Абдрахманова правительство забраковало и взамен красочно презентовало свой проект, который впоследствии и был принят. Вот только сегодня Земельный кодекс проклинают все, кому не лень".

На прошедшем пленарном заседании депутаты мажилиса инициировали несколько законопроектов. Как сообщает "Новое поколение", "...они представили на рассмотрение палаты целых три своих произведения. Первый - изменения в Закон "О парламенте и статусе его депутатов", предусматривающие расширение полномочий парламентских фракций: вносить предложения по отзыву заместителей спикеров, проводить парламентские слушания, давать заключения по законопроектам (сейчас это разрешается лишь комитетам палат). Кроме того, предлагается включить руководителей фракций в координационные органы (Бюро) палат. Финансироваться же деятельность фракции, согласно новому проекту, должна за счет партийных бюджетов. Еще один проект - изменения в ряд законодательных актов по вопросам экологической безопасности транспортных средств. Суть этих поправок - введение на территории РК европейских стандартов качества топлива и токсичных выхлопов.... Третий проект касается жилищных отношений. Депутаты предлагают лишить права собственности на жилище лиц, долгое время отсутствующих в квартирах и не оплачивающих счета".

Возможность расширения полномочий законодательного органа обсуждает недавно созданная и возглавляемая непосредственно президентом страны и Государственная комиссия по демократизации. К слову, придание дополнительных полномочий парламенту потребует изменений в Конституции 1995 года. И если еще год назад Нурсултан Назарбаев был против попыток внести какие-либо правки в основной закон, называя их происками "от дьявола", то в этом году не исключил такой возможности. "Комсомольская правда" пишет: "По мнению участников госкомиссии, расширение полномочий парламента необходимо, поэтому соответствующие изменений в Конституции не избежать: рабочая группа читает, что "некоторые статьи Конституции пора менять. Кстати, многие партии имеют собственные предложения по улучшению основного закона страны. Например, по мнению "акжоловцев" (ДПК "Ак жол", председатель Алихан Байменов - прим. ИА REGNUM), главная фигура в лице всенародно избираемого президента Казахстану просто необходима. А демократизировать Конституцию лучше за счет расширения полномочий парламента (вполне возможно, что и однопалатного, но более многочисленного), на которого в числе прочих возложат функцию по формированию правительства". Кроме того, сообщает "Республика", "...рабочая группа Госкомиссии по демократизации начала рассматривать законопроект "О местном самоуправлении", подготовленный правительством". Газета напоминает, что закон - согласно Конституции - должен был появиться еще через два года после принятия Основного закона, но не появился. Но и предложенный кабмином вариант уже подвергся критике: "камнем преткновения стал вопрос о функциях местных органов самоуправления и их финансировании". Газета резюмируют, что "...судя по тому, что предлагает нам правительство и соответствующая рабочая группа ГСК, местное самоуправление в ближайшие годы казахстанцам не светит... Потому что, если обычно глава государства твердо придерживается принципа: сначала экономика, а потом политика, то в данном случае он откровенно от него отходит: местное самоуправление вроде бы создается, но без какой-либо финансовой базы".

Эпопею с законом о местном самоуправлении описывает "Казахстанская правда". "Положение о местном самоуправлении в нашей стране изначально заложено в Конституции. C 1995 года, когда был принят Основной закон, выдвигалось несколько законопроектов о местном самоуправлении, однако ни один из них не отвечал объективным потребностям его развития. В 1997 году был разработан, но так и не принят закон "О местном государственном управлении и самоуправлении". Два года спустя аналогичная участь постигла закон "О местном самоуправлении в РК". В 2000 году рассматривался новый вариант этого закона, а также альтернативный проект, разработанный группой депутатов Парламента, но снова безрезультатно... Сегодня для внедрения идеи в жизнь созданы необходимые условия. На законодательном уровне решена значительная часть вопросов, связанных с разграничением полномочий в системе органов государственной власти. Поэтапно реализуемая административная реформа создает все предпосылки, позволяющие претворить в жизнь конституционные нормы о системе местного самоуправления в Казахстане". Между тем, "Республика" предлагает свой выход из ситуации: "начать развивать местное самоуправление не с населенных пунктов, а с районов. "Почему бы в условиях избытка доходов государственного бюджета и наличия Национального фонда государству не рискнуть и не пойти на решительный шаг - закрепить за районным звеном определенные виды доходов, в первую очередь подоходный налог с населения и малого бизнеса? Если же этих средств не будет хватать, то можно использовать субвенции из вышестоящих бюджетов", - пишет газета.

Экономика

В экономике Казахстана наметились негативные тенденции. На прошлой неделе международное рейтинговое агентство Moody's снизило рейтинги четырех казахстанских банков с позитивного на стабильный. Сообщение коснулось Казкоммерцбанка, ТуранАлема, Народного банка и Центркредита. Три из них, за исключением последнего, являются системообразующими. "Деловая неделя" констатирует: "Всем им присвоен долгосрочный рейтинг по депозитам в иностранной валюте на уровне Ва1. Агентство также сменило на стабильный с позитивного прогноз рейтинга SPV банка ЦентрКредит CenterCredit International B.V. и прогноз рейтинга финансовой устойчивости самого банка (D-)". Издание поясняет: "Агентство отметило, что снижение прогноза по долгосрочным валютным рейтингам четырех банков отражает растущее беспокойство по поводу очень быстрого роста кредитования в Казахстане в последние годы, которое может отрицательно сказаться на качестве банковских активов. Кроме того, поскольку рост внутренней депозитной базы был намного медленнее, чем рост кредитов, банки все больше полагаются на внешние займы, подвергаясь значительным рискам рефинансирования и становясь уязвимыми к переменам настроений инвесторов в отношении развивающихся рынков в целом и Центральной Азии/СНГ, в частности". В то же время "Moody's... включило в список на возможное повышение рейтинг эмитента Банка развития Казахстана (Ваа3), подтвердив ряд рейтингов АТФ-банка и Казахстанской ипотечной компании". Кроме того, пишет "ДН", рейтинг Банка развития может вырасти автоматически вслед за суверенным рейтингом.

Беспокойство экономическим состоянием дел в стране выражает оппозиция. Об угрозах сырьевой зависимости казахстанской экономики говорят и чиновники, и общественные деятели. Как пишет "Панорама", представитель оппозиционного движения "За справедливый Казахстан" Петр Своик "предрекает масштабный экономический кризис": "по его оценкам, нынешняя ситуация вполне может вылиться в масштабный кризис, который может начаться с падения цен на жилье и дефолтов по ипотечным кредитам. Цены на жилье, как и на все "неторгуемые товары и услуги, которые невозможно импортировать", отражают, по мнению г-на Своика, не реальную себестоимость... и не соотношение реального спроса и предложения, а фактически "накачанность" рынка сырьевыми долларами".

Речь идет о Национальном нефтяном фонде Казахстана (аналог Стабилизационного фонда РФ - прим. ИА REGNUM). Созданный для сохранения излишков доходов от продажи нефти "на черный день" институт несет потери. Как сообщил СМИ председатель Национального банка республики Анвар Сайденов, в 2005 году Национальный фонд понес убытки в 108 миллионов долларов. (Большая часть денег Нацфонда вложена в долларовые инструменты - прим. ИА REGNUM). "Снижение доходности связано с тем, что в прошлом году сложилась достаточно интересная ситуация на международных финансовых рынках: очень хорошая доходность была по акциям и не очень - по облигациям", - цитирует главу НБ РК "Central Asia Monitor". Газета критически анализирует положение: "На первое мая в Национальном фонде было собрано 1 080 миллиардов тенге, или примерно 8,7 миллиарда долларов. В конце 2005 года в фонде аккумулировалось около пятнадцати процентов ВВП Казахстана. Мало того, что эти деньги не работают на экономику республики, как оказалось, нет никакой гарантии даже их сохранности. 108 миллионов потерянных долларов - это половина суммы, которую правительство Казахстана собирается занимать у Китайского банка развития на строительство Мойнакской ГЭС в Алматинской области (рамочное соглашение уже подписано). Считая инвестиции в крайне нужные республике инфраструктурные объекты слишком рискованными, наши госфинансисты предпочитают вкладывать деньги в чужие ценные бумаги. Нередко стоимость торгуемых на биржах бумаг весьма далека от реальной стоимости выпустивших их компаний". "Central Asia Monitor" резюмирует: "Фраза "Казахстан - это Киргизия, только с нефтью", к сожалению, недалека от истины. Без "нефтянки" наш "подушевой" ВВП будет немногим выше, чем у южных соседей. И вот выясняется, что вырученные от продажи невосполнимых ресурсов деньги просто сгорают, потому что на рынке сложилась "интересная ситуация". При этом Нацбанк не дает, да и не может дать никаких гарантий, что эта "ситуация" не повторится".

Издание напоминает, что по новой концепции формирования Нацфонда, "с первого июля в него пойдут все прямые налоги от нефтяного сектора - корпоративный подоходный налог, налог на сверхприбыль, роялти, бонусы, прибыль на доли в СРП, рентный налог на экспорт сырой нефти, а также поступления от приватизации земли и госсобственности в сырьевом секторе. Новая концепция предполагает большую интеграцию Нацфонда с республиканским бюджетом, однако совершенно не решает проблемы недостаточной прозрачности использования доходов от сырьевых секторов". При этом система контроля и прозрачности самого Национального фонда оставляет желать лучшего: "парламент не только утверждает отчеты Нацфонда, он их даже не получает. Например, отчет 2004 года правительство вообще не предоставило в парламент, отговорившись тем, что этот документ должен утвердить президент...".

"Новое поколение" пишет о неудавшейся попытке Национальной нефтегазовой компании Казахстана "КазМунайГаз" приобрести акции литовского НПЗ Mazeikiu nafta. "Определился победитель в тендере на литовский нефтеперерабатывающий комплекс "Мажейкю нафта". Правда, документы пока не подписаны, и "КазМунайГаз" заявляет, что все еще можно переиграть. По какому критерию выбран победитель, понятно - эта та компания, которая предложила больше денег. То есть польская PKN Orlen. Примечательно, что договорилась она не с правительством Литвы, а с самим "ЮКОСом". Но Вильнюс не возражает. Однако такой сценарий будет реализован только в том случае, если против не выступит официальная Москва", - пишет газета. В концерн Mazeikiu nafta входят единственный в Прибалтике нефтеперерабатывающий завод (проектная мощность переработки - до 12 млн. тонн нефти в год), Бутингский терминал по экспорту нефти (мощностью 8 млн. тонн в год), а также Биржайский нефтепровод. Руководство "Казмунайгаза" было заинтересовано в использовании мощностей Mazeikiu nafta, в частности, в экспорте нефти через Бутингский терминал. НК "ЮКОС" принадлежало 53,7% акций Mazeikiu nafta, 40,66% акций концерна принадлежит правительству Литвы.

Тем временем "Курсивъ" рассуждает о том, кому нужна амнистия имущества, которая стартует в июле этого года. "Согласно сведениям Минюста, в Казахстане имеется около 1 млн. 439 тыс. 126 объектов недвижимости, не зарегистрированных в установленном законодательством РК порядке. Из них жилых объектов было выявлено 1 млн. 173 тыс. 974 единиц, нежилых - 265 тыс. 152 объекта. Цифра вырисовывается впечатляющая, особенно если учитывать то, сколько страна может получить в бюджет. По предварительным подсчетам экспертов Министерства финансов и бюджетного планирования, общий объем прибыли может достигнуть 3,7 миллиарда тенге при легализации хотя бы 30% незарегистрированного имущества. Правительство полно энтузиазма, теоретические выкладки и расчеты внушают рядовым налогоплательщикам большие надежды. Однако амнистия есть амнистия - подходить к этому вопросу нужно осторожно и максимально внимательно", -пишет газета. Эксперты не пришли к единому мнению. По мнению исполнительного директора "Транспаренси Казахстан" Сергея Злотникова, цитирует "Курсивъ", "...эффекта как такового эта легализация не даст". "Во-первых, потому что необходимости в средствах нет, нефтедоллары и так обеспечивают перегрев экономики. Во-вторых,... мало кто будет легализовывать свое имущество. В-третьих, несовершенен и сам законопроект, не расписаны четкий механизм легализации и субъекты. Непонятно, для кого и для чего это проводится. Хотелось бы, чтобы эта легализация прошла в последний раз, потому что такие амнистии, по сути, ничего не дают.... Я сомневаюсь, что предстоящая легализация затронет интересы бедных слоев населения. Что касается обеспеченных граждан, то они уже давно легализовали все, что могли, и это им уже не нужно". "Несмотря на опасения многих аналитиков и экспертов, проведение легализации имущества - уже вопрос решенный. Практически оговорены все технические нюансы предстоящей акции. Какая от этого будет польза стране, будет известно только в 2007 году", - резюмирует издание.