Приднестровский политолог: указ о запрете финансирования НПО из-за рубежа не устранил проблему
Приднестровье, 26 мая, 2006, 15:39 — ИА Регнум. "Ставший одним из самых знаменитых, указ президента ПМР № 101 от 7 мая 2006 года до сих пор не оставляет в покое "обиженных". Хочу напомнить, что данным указом было запрещено финансирование НПО из-за рубежа, - сказал 26 мая приднестровский политолог
В течение всего последнего времени можно наблюдать десятки заголовков в прессе Молдавии и прозападных изданиях о "нарушении хельсинских принципов", "судорожном желании сохранить диктатуру в Приднестровье", "отказе от сотрудничества" и т.д. Неправительственные организации Приднестровья в подобных статьях именуются "единственными здоровыми и конструктивными силами в Приднестровье". Основные упреки юристов в адрес этих мер связаны с тем, что данный указ - это подзаконный акт, который противоречит Конституции ПМР, а следовательно, недействителен, также этот указ якобы "метет под одну гребенку" все некоммерческие организации Приднестровья, является деструктивно-политическим и издан очень поспешно.
"Единственная независимая газета в Приднестровье", как себя именует "Новая газета", опубликовала на своем сайте даже мнение о том, что "речь идет о "зачистке" общественного поля в преддверии будущих выборов президента ПМР с целью обеспечения прохождения
В действительности Указ № 101 был издан в очень сложной обстановке, в условиях начавшейся таможенной изоляции Приднестровья. Более того, прецеденты таких решений уже имеются в России и Белоруссии. Их цель - пресечь действия по оказанию политического влияния на внутренние процессы в Приднестровье через разветвленную структуру НПО.
В условиях жесткой информационной критики в свет вышел указ, который последствие был дважды дополнен и конкретизирован. В настоящее время указ не распространяется на религиозные организации, а также на организации, не преследующие политических целей. Политические цели были ясно определены: "Под политической целью в настоящем указе понимается желаемый результат политической деятельности, то есть деятельности, связанной с участием в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участием в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов, их поддержки и организации предвыборной агитации, участием в организации и деятельности указанных органов". В настоящее время в Верховном Совете обсуждается также проект закона о благотворительной деятельности и благотворительных организациях.
Эти меры разбили о стену многие упреки вышеперечисленных критиков, которые теперь воздерживаются от комментариев, дабы не скомпрометировать себя политическими целями.
Контроль за финансовыми потоками в неправительственных организациях был возложен на Государственную налоговую службу. Судя по кругу руководителей неправительственных организаций, получивших предписания предоставить отчет о финансовых источниках, исполнение Указа в целом ведется корректно по отношению к некоммерческим организациям, не имеющим политических задач.
Почему же недовольные руководители НПО в один голос заявляют о непричастности к тем или иным политическим целям? Здесь необходимо разобраться глубже.
Во-первых, крокодильи слезы проливают далеко не все НПО в Приднестровье. Многие лидеры были весьма воодушевлены принятием такого указа. На государственном уровне были "отмечены" их многолетние усилия и целевое (хотя бы частично) использование получаемых средств. Указ стал дополнительным аргументов и козырем НПО в обсуждении дальнейшего сотрудничества с фондами.
Во-вторых, Указ президента от 7 мая позволил испортить много бумаги и в очередной раз покритиковать приднестровские власти, которые "не гнушаются сотрудничать с российскими финансовыми и банковскими структурами", но запрещают получать средства у фондов, близких к американскому или британскому правительству. Под эту критику попали даже гуманитарные грузы, что, на мой взгляд, является примером открытого сарказма и кощунства.
В-третьих, Указ отмел некоторых неизобретательных (честных и радеющих за улучшение инфраструктуры, социальной сферы в Приднестровье) конкурентов у тех НПО, которые смогут быстро перейти на новые схемы сотрудничества. Здесь указ вновь сыграл на руку "партнерам".
И, в-четвертых, сами фонды получили дополнительный импульс к критике тоталитарного режима в Приднестровье и не напрасности предпринимаемых усилий. Сегодня так называемым донорским сообществом тех или иных фондов, представленных в Молдавии и имеющих интерес к развитию своих программ на территории Приднестровья, разработано несколько схем сохранения финансовой подпитки своих неправительственных сателлитов.
Первая схема предусматривает гранты на личные исследовательские разработки. Для этого достаточно убедить донора в соответствии такого исследования целям фонда, предъявить паспорт и, получив грант, своевременно представлять отчеты о проделанной работе и расходовании средств. Для получения денег здесь нет необходимости в той или иной организации. В дальнейшем эти лица/эксперты смогут (как граждане Приднестровья) привлекать к своим исследованиям местные НПО и их активистов.
Вторая схема - "партнерская" - предусматривает выделение фондами грантов тем организациям из Кишинева, которые действуют "в тесном и плодотворном партнерстве" с организациями из Приднестровья, Гагаузии, Бессарабки, Сорок (и т.д. для разнообразия). Эта схема также предусматривает привлечение к партнерству "своих" НПО из Грузии, Украины, Белоруссии и России, командировки и поездки по обмену опытом.
Существует и третья схема, которая предусматривает создание зеркальных организаций на территории Молдавии. Приднестровская НПО в течение месяца получает сертификат из Министерства юстиции Молдавии как молдавская НПО, открывает счет в одном из коммерческих банков Молдавии; грантовые деньги соответственно переводятся в дальнейшем именно на эти счета.
Хотелось бы напомнить, что неправительственные организации во всем мире выполняют общественно полезные задачи, используя энтузиазм лидеров и сочувствующих, пожертвования и результаты собственной коммерческой деятельности. В Приднестровье у большинства организаций, использующих донорскую поддержку из-за рубежа, нет ни собственной коммерческой деятельности, ни сочувствующих, ни, в общем-то, лидеров. Лидеры в данном случае заказывают музыку. На безрыбье и рак, как говорится, рыба. Ставка делается на информационные, экологические и социальные НПО. О какой "неправительственности" может идти речь, когда гранты выделяются из государственных управлений или департаментов ряда западноевропейских стран и США? Прямых политических целей и действий они не демонстрировали, не демонстрируют и вряд ли будут демонстрировать. Единственная политическая компонента всей шумихи - само наличие неправительственных организаций и их недовольство. А недовольство в Приднестровье, причем в любой форме и масштабах, принято поощрять.
В заключение, в связи с вышесказанным, позволю и себе покритиковать Указ президента. Указ в действительности не устранил целиком проблему, на которую был нацелен, дал много козырей "партнерам". Указ способствовал большей изобретательности своей целевой группы. Запад намерен и в дальнейшем взращивать и поощрять диссидентов, униженных и оскорбленных в Приднестровье. Жаль, что поощрения эти носят какой-то извращенный и избирательный характер. Вот такая критика. К западным фондам просьба: не беспокоить!".