В г.Владикавказе (Северная Осетия) состоялась пресс-конференция родственников пострадавших в бесланском теракте. Она была посвящена сегодняшнему оглашению приговора чеченскому террористу Нурпаши Кулаеву, приговоренного Верховным судом республики к пожизненному заключению, передает корреспондент ИА REGNUM.

Комитетом Матери Баслана принято специальное заявление. От их имени с текстом заявления по приговору суда представителей федеральных и местных средств массовой информации ознакомил адвокат потерпевших Тамерлан Чеджемов: "Я уполномочен заявить следующее. Закончился суд над единственным уцелевшим, по официальной версии прокуратуры, террористом Кулаевым. Он получил заслуженное наказание. Но приговор в отношении него не исчерпал всех вопросов, связанных с терактом, многими причинами захвата школы, гибелью людей, ответственностью всех виновных в случившейся трагедии. Генпрокуратура провела расследование поверхностно и односторонне. Она свела его только к доказыванию вины террористов и Кулаева. А все другие обстоятельства, способствовавшие беспрепятственному проникновению террористов на территорию республики, захвату заложников и их массовой гибели, ответственности некоторых лиц, вина которых была очевидной. Расследованием этих обстоятельств прокуратура не занималась", - отметил Чеджемов. По его словам, такой же линии прокуратура придерживалась и в процесса по делу Кулаева. Она доказывала Тольку вину Кулаева, встречая "в штыки наши попытки глубоко разобраться с ролью многих ответственных лиц, чье бездействие повлияло как на саму возможность совершения теракта, так и на наступление тяжких последствий".

В заявлении говорится, что в судебном заседании были получены доказательства виновности ряда ответственных лиц, допустивших преступную самонадеянность и бездействие, как до захвата школы, так и во время самого теракта: "Многие ответственные лица, в том числе Дзасохов, Андреев, Дзантиев, на сделали необходимые выводы из реально возросшей опасности терактов на территории республики. В силу этого не были приняты реальные меры по предотвращению проникновения террористов на территорию республики, хотя все знали об открытости административных границ, использовавшихся в преступных целях. Вместо этого положились на авось и лгали о якобы принятых мерах". Еще один пункт заявления содержит обвинения в адрес штаба операции: "В судебном заседании стало очевидным, что так называемый штаб по освобождению заложников стал воплощением хаоса и полной неспособности его руководителей предпринять какие-либо действия для освобождения заложников. Не было плана освобождения заложников и плана действий силовых подразделений, имел место ничем не оправданный отказ от переговоров с бандитами, не были должным образом подготовлены спасательные службы, не обеспечено оцепление школы и эвакуация жителей из прилегающих к школе домов, не готовился возможный штурм террористов. Практически ничего, не единой попытки для освобождения заложников сделано не было. Зато почти двое суток было потрачено на легкомысленные и бесплодные попытки установления контакта с организатором теракта Масхадовым. Хаос в работе штаба и бездействие его руководителей прикрывались неуклюжей, но страшной ложью о числе заложников, об отсутствие у террористов каких-либо требований и предмета для переговоров".

"Как результат всего этого имел место стихийный штурм школы, стихийная и бесконтрольная стрельба по переполненной людьми школе из танков, огнеметов, гранатометов и другого оружия, полная неготовность пожарных служб, вследствие чего многие заложники сгорели заживо. Все указанные выше обстоятельства установлены при рассмотрении дела по обвинению Кулаева и это его главный итог для нас. Однако виновных, кроме Кулаева, до сих пор нет. Нами заявлено ходатайство на имя Николая Шепеля о привлечении ряда должностных лиц к уголовной ответственности по описанным выше фактам. В нем приведены убедительные доказательства их виновности, в том числе полученные при рассмотрении дела Кулаева. И мы все еще надеемся, что Генеральная прокуратора даст объективную оценку этим обстоятельствам и назовет всех виновных", - говорится в заявлении пострадавших.

Со специальным заявлением в защиту адвоката потерпевших Таймураза Чеджемова выступила член комитета Матери Беслана Рита Сидакова: "Таймураз Чеджемов был нашим представителем в суде на процессе над террористом Кулаевым. После возбуждения дела о теракте мы, потерпевшие, долгое время не могли найти достойного защитника наших интересов. И когда Чеджемов, не смотря на свое здоровье, все-таки согласился быть нашим представителем, у нас появилась надежда, что мы докопаемся до истины. Эту уверенность нам вселяли высокий профессионализм, его смелость и активная гражданская позиция. Нашу трагедию он воспринял как свою. Восемь изнурительных месяцев Чеджемов был с нами на этом сложном процессе. Благодаря его высокой квалификации, на суде были выявлены многие факты, приведшие к столь тяжким последствиям, собран материал, который даст доказательную базу в основном деле. Все это время Чеджемов был не просто нашим защитников, но и одним из немногих, который нас поддерживал, и которому мы верили. Он не раз удерживал нас от эмоциональных, порой необдуманных действий. Мы очень надеялись, что он будет нашим представителем и на судебном процессе по делу руководителей Правобережного ОВД. Однако, сфабрикованное против него уголовное дело (которое в общей сложности тянется уже четыре года), не дает ему возможность продолжить работу в бесланском деле. Идет настоящая травля нашего представителя, а следовательно и нас. Мы уверены, что есть силы, которые не могут простить Чеджемову его блестящую работу на судебном процессе над террористом Кулаевым, есть силы, которым не нужна правда о бесланской трагедии. Возбужденное против Чеджемова уголовное дело, мы уверены, сфабриковано и беспочвенно. Мы знаем, что он не виноват, и настаиваем на прекращении уголовного дела, возбужденного против него". Таймураз Чеджемов до 2002 года занимал пост председателя Верховного суда РСО. Алания. Обвиняется правоохранительными органами в коррупции, передает корреспондент ИА REGNUM.

От участия в пресс-конференции проведенной родственниками пострадавших, отказался гособвинитель, замгенпрокурора России Николай Шепель. Он заявил журналистам: "Приговор Кулаеву еще не вступил в законную силу, и я отказываюсь его комментировать". Представитель общественной организации Голос Беслана Элла Кесаева заявила, что Шепель не заинтересован в наказании всех виновных в бесланской трагедии и поэтому отказался участвовать в пресс-конференции, сообщает корреспондент ИА REGNUM.