Политолог: в отличие от Восточного Тимора Карабах сумел пройти "испытание" миром

Степанакерт, 26 мая 2006, 10:54 — REGNUM  "То, что происходит сейчас в Восточном Тиморе, показывает лишь одно: эта страна еще должна пройти весьма длинный путь до того, как будет в состоянии создать свою независимую государственность, даже несмотря на наличие международного признания". Такое мнение в беседе с корреспондентом ИА REGNUM высказал карабахский политолог Давид Бабаян. По его словам, в данном контексте возникает вопрос: почему же народ, который за весь период индонезийской оккупации (1975-1999) потерял в борьбе за независимость в общей сложности 200 тыс. человек, сейчас сталкивается с такими проблемами?

"Борьба за независимость не может вестись без соответствующего "духа" и "самосознания" свободы. Одно дело бороться с внешним врагом, другое дело строить свою государственность. Да, эта борьба в некоторых случаях является одной из конструкций в фундаменте государственности, но ни в коем случае не самим фундаментом. В Восточном Тиморе мы видим именно это. Поэтому при возникновении более или менее сложной ситуации инстинктивно выбирается силовой вариант решения проблем. Это весьма опасный прецедент, который превращает страну в несостоявшееся государство", - отметил политолог. Он напомнил, что в марте нынешнего года 600 военнослужащих тиморской армии потребовали у правительства улучшения социальных условий. Правительство не сумело удовлетворить эти требования, что вылилось в массовые беспорядки и уличные бои.

"Тиморская государственность оказалась настолько хрупкой, что единственным выходом из сложившейся ситуации стала просьба к соседним государствам помочь восстановить в собственной стране порядок. Только Австралия намерена послать туда 1300 своих военнослужащих. Фактически тиморская государственность встала на краю краха из-за протестов 600, пусть даже вооруженных людей", - сказал Давид Бабаян. По его мнению, локальные по своему масштабу события на Тиморе невольно наталкивают на глобальные размышления. "Основной вывод - необходимо детально разработать процесс признания новых государств. Было бы весьма целесообразно, как с политической, так и с этической точек зрения, чтобы новообразованное государство не признавалось сразу, а прошло бы через определенный период, если так можно выразиться, непризнанности. Если новобразованное государство успешно проходит данный период (создаются и эффективно функционируют государственные структуры, строится демократическое и гражданское общество, государство развивается стабильно и т.д.), то оно признается. Но и здесь признание должно происходить "поэтапно". Вначале это государство признают ближайщие соседи, так как именно они должны жить рядом с данным образованием, и заинтересованы в нормальном соседе. Лишь затем страна может быть признана со стороны мирового сообщества. В случае с Восточным Тимором фактически произошло ускорение процесса признания. Эта страна, несмотря даже на то, что более двух лет была под международным контролем, все же не сумела создать эффективную основу своей государственности", - сказал политолог.

Он отметил, что в мире имеются прецеденты, когда образование, вставшее на путь независимости, не сумело стать государством ввиду того, что не оказалось в силах преодолеть период непризнанности. В качестве примера он привел Чечню, которая получив фактическую, пусть и непризнанную, независимость после Хасавюртовских событий, не сумела создать свою независимую государственность. "В предлагаемом механизме признания новых государств неоценимую роль могут сыгрть такие непризнанные государства, как, например, Нагорно-Карабахская Республика. Это государство сумело выстоять в борьбе за независимость, т.е. показало соответстующий "дух" и "самосознание" свободы, сумело пройти "испытание" миром, создав демократическое, правовое и стабильное государство. Такие страны должны быть признаны, ведь в таком случае будут сняты не только многие вопросы, непосредственно касающиеся взаимоотношений этих непризнанных стран с бывшими метрополиями, но и будет заложен действительно эффективный фундамент образования новых государств. Такой подход станет настоящим фильтром, препятствующим появлению нестабильных и непредсказуемых независимых государств", - резюмировал Давид Бабаян.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.