"Сложно оценивать трудности, в которых находится сегодня российская дипломатия, придерживающаяся принципа равного подхода к решению и оценке международных событий и фактов. Намного проще ЕС применять разные стандарты, например, в области признания суверенитета той или иной страны, называть уникальным косовский вариант и накладывать всю имеющуюся правовую доктрину на Приднестровье, - сказал 25 мая в беседе с корреспондентом ИА REGNUM приднестровский политолог Валентин Останин, комментируя прошедший в Черногории референдум о независимости. - На мой взгляд, референдум, имевший место в Черногории в минувшее воскресенье, вновь доказывает ряд принципов, могущих быть примененных к Приднестровью. Во-первых, в голосовании приняло участие именно население выделяемого субъекта конфедерации; во-вторых, референдум имел место именно в конфедерации, которая давно имеет собственную внешнюю политику, государственные институты и финансовую систему, независимую от Сербии; в-третьих, при разделе конфедерации не принимались во внимание общие религия и язык населения ее субъектов. Приднестровье выглядит вполне самодостаточно как нация приднестровцев, таких же, как черногорцы.

В брюссельских кабинетах часто звучат суждения, что Приднестровье есть и могло появиться только благодаря существовавшей ранее МССР, правопреемницей которой является Республика Молдова. Приднестровье якобы искусственно противопоставляет себя Молдавии, разыгрывая карту анклава молдавского языка, американской модели электоральной системы и т.д. в противовес принятым в Молдавии стандартам. Никто, однако, не упоминает о проведенных референдумах в ПМР, свободно транслируемом радио и телевидении Молдавии в Приднестровье и т.д.

В случае же с Черногорией Европа самостоятельно культивировала в ней ряд системных отличий от Сербии, например, преподавание истории, молчаливое согласие на оборот евро, и т.д. Была подготовлена почва не только в Черногории, но и в самой Сербии, которая, как "политическая дурочка", с радостной улыбкой лишает себя статуса морской державы и последнего пост-югославского, пусть не устойчивого, но сателлита.

Считаю, что также стоит обратить внимание на хронологию событий. Не успели отзвучать "Подмосковные вечера" на поминках Милошевича, как без особой шумихи на политической карте Европы вырисовывается новое государство Черногория, примерно втрое больше Приднестровья по площади и с аналогичным по числу населением. Пройдет совсем мало времени и "уникальное" Косово пройдет к независимости и признанию по проторенной дорожке.

Что вынуждена делать Россия? Молча или скрепя нервы одобрять ломку братских славянских государств в надежде на прецеденты и розыгрыш своей карты в Приднестровье, Абхазии и Осетии. Особо возмущаться будет даже некорректно, руководя сегодня "Большой восьмеркой" и председательствуя в Совете Европы. Россия, повязанная правилами политкорректности, стиснув зубы, выводит войска из Грузии, извиняется за сбои газоснабжения в Европе и этично объясняет, по каким причинам она вынуждена запретить ввоз вина из Грузии и Молдавии.

В то время как Кремль копит прецеденты для решения конфликтов в СНГ, Брюссель твердит об уникальности балканских преобразований и о том, что "Европа, де, не резиновая", признали парочку государств - и хватит. Очень дорого могут обойтись такие прецеденты России, состоящей из 89 субъектов федерации. Вот уж где рубить можно будет, да так, что щепки полетят.

Создавать собственные международные прецеденты и решительней отстаивать национальные интересы - вот основной призыв экспертного сообщества к Кремлю. Международно-правовая основа таких шагов и предпосылки к ним выстраиваются на наших глазах. Пробу своих сил Москва только начинает и не только в СНГ.

Самый важный итог референдума в Черногории - это прецедент в европейском и мировом общественном сознании. Список государств мира (Восточный Тимор) и Европы (Черногория) не является исчерпывающим, и в нем есть место для новых наций".