23-24 мая в Херсонской области (Украина) в поселке Лазурное проходила научно-практическая конференция "Ключевые факторы приднестровского урегулирования в современном политическом и социально-экономическом контексте". Как передает корреспондент ИА REGNUM, на конференции эксперт комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ, эксперт Института русского зарубежья Виталий Журавлёв в своём выступлении прокомментировал таможенные меры, введённые на приднестровском участке украинско-молдавской границе. По его мнению, данные меры "вписываются в понятие экономическая блокада, так как они направлены на принудительный перевод приднестровских предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, под юрисдикцию Молдавии". Также, по мнению Журавлёва, это противоречит подписанным ранее соглашениям и сложившимся в регионе социально-экономическим и политическим реалиям.

"Согласно первоначальным утверждениям официальных кругов Кишинева и Киева, приднестровские предприятия при прохождении таможенной регистрации в соответствующих органах Молдавии не должны облагаться налогами кроме уплаты таможенного оформления в размере 0,18% от стоимости товара. Однако молдавский парламент 9 марта 2006 года принял Закон "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Молдова", в котором устанавливалась схема возврата налогов приднестровским предприятиям, не имеющих официальных налоговых отношений с молдавским бюджетом. В соответствии с этим законом регулировать налогообложение операций по импорту и экспорту товаров будет правительство Молдавии на основе особого статуса Приднестровья по причине отличия налоговых систем Республики Молдова (РМ) и ПМР. Правительство РМ устанавливает следующий порядок возврата средств: зарегистрированные в Молдавии приднестровские предприятия будут осуществлять установленные платежи, выплаченные деньги будут скапливаться на специальном счету Таможенной службы, а потом возвращаться экономическим агентам Приднестровья, с тем, чтобы быть уплаченными в приднестровский бюджет. Таким образом, уплаченные приднестровскими предприятиями финансовые средства, будут изыматься из хозяйственного оборота, приднестровский бюджет и предприятия понесут потери.

Установленную законом Молдавии схему в отношении приднестровских хозяйствующих субъектов можно однозначно охарактеризовать как фискальную. Хотя все это время и Киев, и Кишинев утверждали обратное. Украина, заявляя устами высокопоставленных чиновников о самоизоляции Приднестровья, аргументировала требование регистрации как раз таки отсутствием налоговых сборов.

В силу изложенного, на мой взгляд, понятие "экономическая блокада" адекватно передаёт суть тех мер, которые осуществлены на границе Украины и Приднестровья".