Алымбеков Эркинбек Джумабаевич. Депутат Жогорку Кенеша Киргизской Республики по Каракольскому избирательному округу № 72 Иссыккульской области. Родился 5 ноября 1961 года в с.Джаны-Арык Ак-Суйского района Иссык-Кульской области. Образование высшее, в 1983 году окончил Московский институт управления им. Орджоникидзе. Трудовую деятельность начал в 1983 году экономистом Министерства сельского хозяйства. С 1984 г. работал во Фрунзенском производственно-обувном объединении экономистом, начальником цеха. В 1987 году был избран первым секретарем Свердловского райкома комсомола Киргизии. В 1990-1992 годах работал менеджером Ассоциации малого бизнеса. С 1992 по 1994 год - председатель правления АО "Азия Инвест". С 1994 по 1999 годы - председатель исполкома партии Единства Кыргызстана, по совместительству - вице-президент "Ассоциации независимых юристов". В 1999 - 2000 годах - заведующий сектором Аппарата Премьер-министра Киргизской Республики, первый заместитель главы Октябрьской райадминистрации мэрии г.Бишкек, помощник Председателя Центральной избирательной комиссии Киргизской Республики. С 2002 по 2005 год - председатель правления АО "Центрально-Азиатская топливная компания", президент Общественного фонда "Каракол". В марте 2005 года был избран депутатом Жогорку Кенеша (парламента) Киргизской Республики третьего созыва. Заместитель Торага (спикера) Жогорку Кенеша Киргизской Республики.

ИА REGNUM: Эркинбек Джумабаевич, в последнее время в Киргизии активно обсуждается идея изменения Конституции страны, в частности, введения президентской формы правления. В чем вы видите политический смысл этих дискуссий?

Я думаю, что организация таких дискуссий - тактический маневр президента Курманбека Бакиева. Прошло больше года после мартовских событий, но практически никаких изменений не произошло. Многие понимают, что здесь имеются объективные предпосылки и можно допустить, что год ушел на стабилизацию обстановки после известных событий. Но, оттягивая проведение системных преобразований, новые власти с каждым днем теряют доверие населения. Желание руководить страной отжившими схемами "акаевской" эпохи приводит к системному кризису. И под формальным предлогом, что вначале необходимо определить форму правления путем референдума, Президент Бакиев оттягивает проведение конституционной реформы. Демократические силы не возражают, чтобы была классическая форма президентского правления, с созданием сбалансированной системы государственного управления, обеспечивающей высокоэффективную экономику. Но когда президентская сторона говорит о президентской форме правления, они подразумевают нечто вроде режима Туркменбаши.

Если говорить по существу вопроса, то многие, после известных событий и в контексте происходящих процессов, президентскую форму правления не считают оптимальной моделью для Киргизии. Разговоры о том, что, мол, "в Азии" все должно быть построено вокруг "железной руки", основаны на неглубоком знании истории. У киргизов как раз никогда не было единого хана. Был совет руководителей родов, который собирался и коллективно решал все наиболее важные вопросы. Уроки далекого, а также совсем недавнего прошлого показывают, что нам есть смысл переходить на парламентскую форму правления. Но для этого надо создать законодательную и институциональную базу, развивать партийное строительство, и две трети парламента выбирать по партийным спискам. В комплексе с вышеуказанными системными реформами, при поддержке и развитии свободных средств массовой информации, будет обеспечено нормальное демократическое развитие страны.

ИА REGNUM: Как вы сегодня оцениваете реальную степень влияния парламента на внутреннюю и внешнюю политику?

Парламент при всех недостатках его работы, а также ограниченности полномочий, остается главным стабилизирующим фактором и сдерживающей силой против деструктивных процессов. Но из-за перекоса в государственном управлении, в стране "де-факто" имеется два правительства. Первое, правительство - Феликса Кулова, со всем социальным блоком, и второе - Администрация президента с силовым блоком, фискальными органами и доходообразующими отраслями. И это приводит к дезорганизации деятельности правительства и низкой его эффективности. Из-за ограниченности полномочий, парламент делает политику, прежде всего, публичной позицией, апеллируя к общественности об ошибках и негативах. Мы даже не спорим, что внешняя политика - полная прерогатива президента, хотя она тоже проводится противоречиво и непоследовательно.

ИА REGNUM: То есть вы считаете, что в тандеме президент Бакиев - премьер Кулов именно президент сегодня контролирует силовиков, несмотря на то, что Кулов "по происхождению" сам силовик?

Безусловно, первую роль играет Бакиев. Премьер и правительство пытаются на что-то влиять, но возможностей у них меньше по вышеуказанным причинам.

ИА REGNUM: Какие последствия могут иметь недавно сделанные президентом Бакиевым кадровые перестановки в правительстве?

На мой взгляд, большое и потенциально позитивное значение имеет отставка руководителя президентской администрации Усена Сыдыкова. Это был своего рода "серый кардинал", по ауре разрушительный тип личности, который пользовался слабостью президента и решал многие политические вопросы "под себя". Поэтому те, кто находится в оппозиции нынешней исполнительной власти, приветствовали эту отставку. Другой вопрос, что у нас нет уверенности - действительно ли Сыдыков отошел от "дел" и не будет оказывать влияния на политику Бакиева. Здесь важно, насколько сильным и самостоятельным окажется человек, сменивший его на этом посту.

ИА REGNUM: Сразу после революционных событий марта 2005 года аналитики дружно заговорили о противоречиях между Севером и Югом страны. Насколько этот "сюжет" актуален для Киргизии сегодня?

В силу различного экономического положения, плотности населения и по ряду объективных причин всегда между югом и севером существовали определенные противоречия, как бывает во многих странах мира. И любой руководитель республики, даже в советский период, кто умело, кто не очень, стремился сохранять региональный баланс. Но впервые на государственном уровне со стороны теперь уже бывшего руководителя Администрации президента Сыдыкова, стала проводиться политика искусственного насаждения кадров с юга по всей вертикали власти. И более того: им публично, через государственное телевидение, озвучивалось о засилии кадров с севера и так далее. Такая политика еще больше обостряет существующее противоречие между югом и севером, и ответственность за разжигание проблемы "юг - север" ложится прежде всего на него. На фоне происходящих событий в последний год, при катастрофическом падении доверия к новым властям со стороны населения, резкой активизации деятельности криминала, религиозных экстремистов, наркотрафика, радикализации сознания большей части населения, процессы могут перейти в фазу эскалации и гражданских столкновений по признаку "юг север".

ИА REGNUM: До 30 июня должно быть принято решение о дальнейшем пребывании на территории Киргизии американской военной базы. Какое влияние может оказать решение этого вопроса на внутреннюю политику страны?

Как было отмечено выше, и в этом вопросе нет последовательности. Вопрос на самом деле сложный и противоречивый. Здесь четко проглядывается противоречивые геополитические интересы США - с одной стороны, России и Китая - с другой стороны. Но Кыргызстан должен вести гибкую политику, с учетом прежде всего собственных национальных интересов. Во- первых, пребывание авиабазы приносит в экономику Кыргызстана доход, который прописан уже в бюджете (другой вопрос - ведение переговоров по оптимизации платежей), во-вторых, Бакиев - не Ислам Каримов, тем более при слабости власти в контексте происходящих событий последнего года, когда любая третья сила может способствовать дестабилизации обстановки, чтобы в такой резкой форме заявлять о выводе авиабазы. В то же время это не противоречит нашим приоритетным отношениям с Россией, имеющим объективные исторические предпосылки.

ИА REGNUM: Какими могут быть политические последствия выступлений оппозиции, намеченных на конец мая?

Если Бакиев не пойдет на серьезные системные преобразования, опираясь на широкие демократические силы, то, думаю, что конечным результатом будет требование отставки тандема Бакиев - Кулов, все возрастающей массовостью.

ИА REGNUM: Кто может прийти на смену?

Вопрос так не стоит, то есть никто не собирается смещать Бакиева с поста президента. Демократические силы требуют проведения системных преобразований, адекватные требованию времени, обеспечивающих достойную жизнь людям.

ИА REGNUM: Какие политические реформы вы считаете первостепенно важными?

Думаю, здесь не нужно колесо изобретать. Есть простые, классические способы, обеспечивающие высокую эффективность государственного управления. Это проведение конституционной реформы. Прежде всего, обеспечение институциональной и финансовой независимости судебной ветви власти. Это реформа правоохранительных и фискальных органов, изменение налогового кодекса, административно-территориальная реформа, укрепление и повышение роли местного самоуправления, поддержка и развитие свободных средств массовой информации, как цербера демократии, партстроительство, т. е. институциональное обеспечение развития плюрализма и политической конкуренции, и разумная, прозрачная кадровая политика, основанная на партийном представительстве и многое другое. Мы понимаем, осуществление вышеуказанных мер предполагает массу объективных сложностей, и все не так просто. Но мы считаем, что если мы заплатили очень высокую цену событиями 24 марта, то другого пути, кроме как идти по вышеуказанным системным преобразованиям, у нас быть не может.