Уголовное дело в отношение четырех авиадиспетчеров ГУБП "Аэронавигация Центральной Волги" принято к рассмотрению Первомайским районным судом г. Пензы, первое заседание которого состоялось 22 мая. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM со ссылкой на пресс-службу областного судебного департамента, судом рассматриваются событие почти годичной давности, подсудимыми являются два пензенских и два самарских авиадиспетчера. Им вменяется в вину то, что 12 июля 2005 года при сопровождении вьетнамского пассажирского самолета Boeing 777-200, выполнявшего рейс из Ханоя в Москву, вопреки командам военных о выдворении этого самолета, идентифицированного службами ПВО как самолет-нарушитель, за пределы воздушного пространства России, диспетчеры пропустили лайнер на Москву. Обвинение выдвигается по статье 271 УК РФ ("Нарушение правил международных полетов").

На скамье подсудимых находятся руководители полетов Самарского и Пензенского районных центров ЕСОРВД (Единая система организации воздушного движения) Виктор Кошелев и Юрий Кольчугин, и два диспетчера - самарец Олег Трусин и пензенец Виталий Страшко. В случае, если их вина будет доказана, подсудимых ждет наказание в виде штрафа в 50 тысяч рублей или лишение до 3-х лет права работать авиадиспетчерами.

В пензенских СМИ появились первые комментарии по этому событию. Так, ТРК "Наш дом" сообщает, что, по словам адвоката Владимира Каталикова (г. Москва), Правила использования воздушного пространства, согласно нашему законодательству, не являются Правилами международных полетов. По мнению одного из подсудимых - Юрия Кольчугина, гражданским сотрудникам аэропорта впервые предъявлены обвинения по этой статье. Такого не было даже при советской власти. Юрий Кольчугин утверждает, что со стороны военных поступили некорректные указания. Все участники инцидента свою вину полностью отрицают. Адвокат Владимир Каталиков намерен обратиться к международному праву. Существует чикагская Конвенция по гражданской авиации. В ней сказано: "За нарушение Правил использования воздушного пространства ответственность несут пользователи воздушного пространства (командир и экипаж судна)".

Телеканал приводит данные и о том, что в профсоюзе авиационных диспетчеров говорят, что это дело для Министерства обороны принципиальное. И не только из-за желания наказать работников пензенского и самарского аэропортов. Президент федерального профсоюза авиадиспетчеров России Сергей Ковалев предполагает, что военная структура решила полностью взять под контроль воздушное пространство России, включая и коридоры полетов гражданской авиации.

В свою очередь, ГТРК "Пенза" приводит данные о том, что военные не только объявили борт нарушителем, но и дали указания выдворить его за пределы России, чего гражданские диспетчеры не сделали: вернуть самолёт на аэродром вылета не представлялось возможным - у него не хватило бы топлива для подобного перелёта. В итоге самарские, а затем и пензенские авиадиспетчеры дали вьетнамскому самолёту добро и взяли его под своё управление. Несмотря на то, что, выяснив информацию о рейсе, главный центр ЕСОРВД отменил свою команду на выдворение, министерство обороны России не простило непослушание диспетчеров. Главнокомандующий ВВС РФ Владимир Михайлов потребовал компенсировать средства, затраченные на приведение в полную боевую готовность сил противовоздушной обороны, а затем добился от Генеральной прокуратуры возбуждения уголовного дела.

Сейчас в слушании дела объявлен небольшой перерыв. Следующее судебное заседание по "делу диспетчеров" назначено на 29 мая.