21 мая в Черногории состоялся предусмотренный Конституционной хартией сообщества Сербии и Черногории референдум по вопросу о государственной самостоятельности Черногории. За ходом референдума следили свыше 3 тысяч наблюдателей, о большом интересе к референдуму свидетельствует аккредитация более 850 иностранных и местных журналистов. В референдуме приняли участие 86,5% зарегистрированных избирателей, из которых 55,5% высказались положительно по данному вопросу. Этого было достаточно, имея в виду рекомендованный Европейским союзом и принятый скупщиной Черногории необходимый уровень одобрения в 55%, чтобы Черногория стала независимым государством. Вместе с тем это означает, что вопрос дальнейшей судьбы Черногории фактически решили 48% зарегистрированных избирателей, то есть их меньшинство. Во всяком случае обращает на себя внимание уменьшение доли сторонников сохранения сообщества (федерации) более чем в два раза в сравнении с итогами референдума 1992 года. За независимость проголосовало большинство избирателей в 12 из 21 общин Черногории, а за сохранение сообщества высказались в основном избиратели северных (расположенных ближе к Сербии) общин республики.

Таким образом, сбылось то, к чему уже многие годы стремилось черногорское руководство во главе с председателем правительства республики М.Джукановичем. В то время как в Европе укреплялась тенденция к объединению, правящая коалиция неизменно проводила политическую линию на провозглашение самостоятельности Черногории, доказывая всей своей деятельностью неоправданность существования сообщества с Сербией. М.Джуканович подчеркивал, что между Сербией и Черногорией существует очень много различий, не позволяющих им развиваться в составе одного государства и поэтому сохранение нынешнего сообщества, деятельность которого неэффективна, невозможно. По его мнению, становление независимости Черногории было бы и в интересах Сербии, которая могла бы больше уделять внимания собственному демократическому развитию.

С самого начала подготовки референдума из-за существенных разногласий между правящей коалицией и оппозиций по основным вопросам его проведения возникли серьезные проблемы, решить которые без участия Европейского союза практически было невозможно. В результате и подготовка референдума, и само его проведение проходили под патронатом ЕС - специальным посланником высокого представителя ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Х.Соланы был назначен словацкий дипломат М.Лайчак, а республиканскую комиссию по проведению референдума возглавил также словацкий дипломат Ф.Липка. Следует отметить, что деятельность М.Лайчака в ходе подготовки референдума подвергалась критике со стороны сторонников сохранения сообщества, объединение черногорских ветеранов войны считало, например, что его позиция не беспристрастна и она осложняла положение сторонников сохранения сообщества.

На первом этапе оппозиция отказывалась от прямых переговоров с властью и согласование условий проведения референдума проходило через специального представителя ЕС. Руководители Черногории - М.Джуканович и президент Ф.Вуянович заявляли о своем намерении провести референдум даже и в том случае, если не удастся договориться с оппозицией об условиях его организации. Лишь в конце января эксперты оппозиции сели за один стол с представителями властей. Намечавшееся на 7 февраля заседание скупщины Черногории с целью определения даты проведения референдума состоялось только 2 марта, а проведение референдума было отодвинуто с апреля на май. Наиболее сложным было определение необходимого большинства для принятия положительного решения по вопросу референдума: правящая коалиция считала, что для этого достаточно более 40% голосов всех зарегистрированных избирателей, тогда как оппозиция требовала, чтобы это большинство составляло более 50% голосов таких избирателей. Правящая коалиция попыталась обойти этот вопрос, предложив вынести на референдум два вопроса - за независимость и за сохранение сообщества, что позволило бы принять решение простым большинством. В конечном счете было согласовано, что на референдум будет вынесен один вопрос, а необходимым большинством для его принятия будет 55% голосов избирателей, участвовавших в референдуме, и это было одобрено Европейским союзом.

Руководители Сербии в ходе подготовки референдума высказывались за сохранение сообщества, что воспринималось черногорскими властями как вмешательство во внутренние дела Черногории, как определенное давление с целью повлиять на исход референдума. В ходе подготовки референдума, черногорские власти неоднократно предлагали сербскому руководству обсудить будущие взаимоотношения республик как независимых государств, однако руководство Сербии не приняло это предложение, видя в нем попытку предвосхитить результаты референдума. Нельзя не заметить, что такая позиция руководства Черногории была поддержана в Европейском союзе.

Вопреки некоторым радужным прогнозам представляется, что от ликвидации государственного сообщества Сербии и Черногории не выиграет ни одна из составляющих его республик. Кампания по проведению референдума породила серьезный политический кризис в Черногории, черногорское общество оказалось расколотым практически пополам. В ходе подготовки референдума противоборствующие силы не скупились на взаимные обвинения в нарушении согласованных правил его проведения, речь шла и о подкупах избирателей, и о клевете и т.д. и т.п. Время покажет, начнется ли в Черногории после референдума процесс национального примирения или же напряженность обстановки возрастет, поставив под угрозу стабильность внутриполитической ситуации, поскольку значительная часть населения останется недовольна принятым решением. Представители блока за сохранение сообщества Сербии и Черногории уже потребовали пересчета бюллетеней. Сербская народная партия ранее открыто заявляла, что в случае положительного решения о независимости Черногории она призовет своих сторонников к проведению акций протеста и демонстраций. Раздавались голоса и в пользу проведения референдума в северном регионе Черногории по вопросу его отделения и присоединения к Сербии. В результате на Балканах может разгореться новый очаг напряженности.

В соответствии с Конституционной хартией правопреемником уходящего в прошлое сообщества Сербии и Черногории является Сербия, тогда как Черногории предстоит большая работа по оформлению своего международного признания, по определению членства в международных финансовых организациях. Непросто будет и наладить межгосударственные отношения между Сербией и Черногорией в новых условиях, поскольку накопившееся взаимное недоверие черногорского и сербского руководства, открыто высказывавшиеся друг другу претензии и обвинения могут создать значительные трудности на этом пути. Сложным будет определение границы между Сербией и Черногорией, имея в виду, что она, в частности, пройдет по территории населенного преимущественно мусульманами региона Санджак, разделив его между двумя государствами.

Как в создании сообщества Сербии и Черногории решающую роль сыграл Европейский союз, так и теперь это сообщество было похоронено при его активном участии. Как было дело в 2002-2003 гг., сказать сейчас весьма трудно: действительно ли это было желание ЕС не допустить возникновения нового очага напряженности на Балканах или это была поддержка терявшего свои позиции М.Джукановича и предоставление ему трехлетней передышки для консолидации сил. Об этом можно серьезно задуматься, ибо теперь многое сделано для обеспечения победы противников сохранения сообщества: не был принят известный в мировой практике принцип большинства зарегистрированных избирателей при определении результатов референдума, не поддержано требование оппозиции об участии в референдуме черногорцев, проживающих в Сербии (270 тысяч человек), а в самый последний момент, приняв 3 мая - хотя те же основания были и ранее - решение приостановить переговоры о присоединении сообщества к ЕС в связи с невыполнением Сербией требований Гаагского трибунала, ЕС очень помог приверженцам самостоятельности Черногории, утверждавшим, что из-за такой позиции Сербии включение Черногории в процесс европейской интеграции в рамках сообщества затруднено. Возможно при этом учитывалось также и то, что получение Черногорией независимости может повлиять и на определение в ближайшем будущем статуса сербского края Косово, хотя что касается основополагающей резолюции 1244 Совета Безопасности ООН, ее положения сохраняют свою силу и полностью относятся к Сербии как правопреемнику сообщества Сербии и Черногории.

Обретение Черногорией независимости означает распад созданного в 2003 году государственного сообщества Сербии и Черногории. Это событие означает и завершение начатого в 1991 году развала социалистической Югославии, одной из европейских федераций, просуществовавшей более сорока лет. По мнению французской газеты "Экспресс", с провозглашением независимости Черногории будет проведено последнее изменение границ в Европе. Хотелось бы этому верить, однако предстоит еще определение статуса сербского края Косово, которое усилиями приверженцев его независимости также может привести к изменению карты Европы. К тому же нельзя исключать и использования опыта Черногории сепаратистскими движениями в других европейских странах, например в Испании - по имеющейся информации, в Черногории во время проведения референдума находилась делегации из Страны басков.