Международная организация "Amnesty International" опубликовала ежегодный доклад за 2006 год, в подготовке которого рассматривала данные за прошлый год.

Рассматривая ситуацию с правами человека в Грузии, организация отмечает, что "продолжали поступать сообщения о пытках и жестоком обращении с заключенными со стороны правоохранительных органов. Кроме того, несмотря на то, что некоторые из нападавших на религиозные меньшинства были заключены в тюрьму, сотни правонарушителей оставались безнаказанными. Система правосудия, по-видимому, не обладала достаточной независимостью от правительства. По некоторым сведениям, государство вмешивалось в деятельность СМИ, в частности, телевидения. Отделившиеся в одностороннем порядке от Грузии и непризнанные международным сообществом Южная Осетия и Абхазия сохраняли смертную казнь".

Согласно докладу, власти Грузии предприняли ряд мер, призванных покончить с пытками и жестоким обращением с заключенными, а некоторые высокопоставленные должностные лица открыто обязались пресекать такие случаи. Предусмотренные меры включали в себя соответствующие изменения законодательства и всеобъемлющий мониторинг мест содержания под стражей, в частности, силами управления Народного защитника Грузии (омбудсмена). 11 человек, признанных виновными в пытках или жестоком обращении, отбывали наказание по приговорам суда, вынесенным уже после "революции роз" (ноябрь 2003 года). В июне Грузия признала компетенцию Комитета ООН против пыток принимать к рассмотрению индивидуальные жалобы, а в августе ратифицировала Факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток. Тем не менее, как отмечает "Amnesty International", продолжали поступать сообщения о пытках и жестоком обращении. По имеющимся сведениям, сотрудники правоохранительных органов практиковали следующие методы: надевали задержанному полиэтиленовый пакет на голову; засовывали человеку в рот ствол пистолета и угрожали выстрелить; избивали, в том числе прикладами автоматов и ногами; угрожали причинить вред родственникам задержанного. По имеющейся информации, эти действия, в основном, имели место во время задержания. В некоторых случаях задержанных пытали или подвергали жестокому обращению в полицейских машинах или отделениях, либо непосредственно в МВД.

Многие случаи остались в тени, поскольку полиция скрывала свои преступления и задержанные нередко боялись подавать жалобы или указать на своих обидчиков, опасаясь последствий. Предусмотренные законом меры противодействия пыткам и жестокому обращению с задержанными и заключенными, например, возможность быстро связаться с адвокатом, с трудом находили свое воплощение на практике. Безнаказанность за использование пыток и жестокое обращение оставалась острой проблемой. Насколько известно, никто из потерпевших не получил компенсации, отмечается в докладе. По данным Департамента Генеральной прокуратуры по защите прав человека, в течение 2005 года было возбуждено 151 уголовное дело, либо начато предварительное расследование; обвинения предъявлены 31 сотруднику правоохранительных органов. Тем не менее, прокуратура не занималась расследованием всех потенциальных случаев пыток или жестокого обращения. В десятках случаев, по которым было начато расследование, виновные так и не понесли ответственности. Многие из проведенных расследований нельзя назвать беспристрастными и независимыми.

В марте Специальный докладчик ООН по пыткам по итогам визита в Грузию опубликовал список рекомендаций грузинским властям, направленных на искоренение пыток и жестокого обращения. Он порекомендовал судьям и прокурорам регулярно опрашивать задержанных о том, как с ними обращаются; отстранять от должности и расследовать деятельность любого должностного лица, обвиняемого в жестоком обращении или пытках; выплачивать компенсацию, оказывать медицинскую помощь и содействовать реабилитации пострадавших, отмечает "Amnesty International". Европейский Комитет по предотвращению пыток (КПП) отметил в своем отчете, выпущенном в июне, что в Грузии "подозреваемые в совершении уголовных преступлений подвергались серьезному риску жестокого обращения со стороны полиции, а в некоторых случаях стали жертвами пыток и жестокого обращения". В ноябре "Amnesty International" призвала власти учредить орган, независимый от полиции, прокуратуры и системы правосудия, призванный следить за тем, как проводятся расследования сообщений о пытках и жестоком обращении, а также за тем, как соблюдается процедура судопроизводства по таким случаям. Данный орган должен иметь право представлять полученные данные на рассмотрение и делать рекомендации соответствующим компетентным органам, а также публиковать свои доклады. Организация также призвала власти страны уделить особое внимание искоренению пыток и жестокого обращения за пределами Тбилиси, потребовала запрета использования масок и другой одежды, скрывающей лицо сотрудника правоохранительных органов, за исключением тех случаев, когда сотрудник может быть идентифицирован на основании личного номера.

"Amnesty International" проводила исследования в Грузии с марта по июнь, а также в октябре. Представители организации посетили Тбилиси, город Зугдиди на западе страны, а также Южную Осетию.