Практическое осуществление реформ в Турции, целью которых являлось привести законодательство страны в соответствие с международными стандартами, в 2005 году замедлилось, отмечается в ежегодном докладе международной организации "Amnesty International". Организация в подготовке доклада рассматривала данные за 2005 год.

Согласно докладу, в турецком законодательстве по-прежнему имеют место положения, ограничивающие реализацию основных прав. После вступления в силу нового Уголовного кодекса Турции, лица, мирно выражавшие несогласие по некоторым вопросам, сталкивались с уголовным преследованием и санкциями. "Сотрудники правоохранительных органов продолжали применять чрезмерную силу при обеспечении порядка в ходе демонстраций; в ноябре 2005 года четверо участников протеста погибли в результате стрельбы. Ухудшилась ситуация в области прав человека в восточных и юго-восточных провинциях страны в контексте участившихся вооруженных столкновений между турецкими силовыми структурами и вооруженной оппозиционной Рабочей партией Курдистана (РПК)", - отмечается в докладе "Amnesty International". В Турции оставался в силе целый спектр законов, налагающий значительные ограничения на свободу выражения мнения, что послужило причиной судебных преследований отдельных лиц. "Систематические судебные преследования и решения по подобным делам также нередко свидетельствовали о недостаточной осведомленности прокуроров и судей о нормах международного права в области прав человека", - говорится в докладе. Статья 301 о порочении турецкого уклада жизни, республики и основ государства вступила в силу в июне 2005 года, придя на смену статье 159 старого УК - "статьи 159 и 301 нередко применялись в произвольном порядке против инокомыслящих. По данным статьям преследовались журналисты, писатели, редакторы печатных изданий, правозащитники и ученые".

Международная научная конференция по проблемам восприятия исторической судьбы армян в поздний период Османской империи (Геноцид армян 1915 года в Османской Турции), запланированная на май в Босфорском университете Стамбула, была отложена после высказываний министра юстиции Семила Чичека. "Министр бросил вызов основополагающим понятиям об академической свободе, представив данную инициативу как пагубную", - отмечает организация. Ограничения свободы мнения в Турции по-прежнему проявлялись в широком ограничении на использование языков национальных меньшинств в общественной жизни.

Согласно "Amnesty International", официальные механизмы по отслеживанию ситуации в области прав человека, созданные при премьер-министре Турции, не функционировали надлежащим образом и не обладали достаточными полномочиями. Совет по правам человека при премьер-министре, в состав которого входили организации гражданского общества, сталкивался с препятствиями в работе и, по сути, прекратил активную деятельность. Более того, в ноябре бывший председатель Ибрахим Кабоглу и член совета Баскин Оран были привлечены к судебной ответственности в связи с содержанием доклада, посвященного проблеме национальных меньшинств в Турции. Провинциальному совету и Совету по правам человека, учрежденным управлением по правам человека при премьер-министре, не удалось должным образом расследовать нарушения прав человека. Сдвигов в разработке законопроекта о создании должности Уполномоченного по правам человека так и не произошло, отмечают эксперты организации "Amnesty International".